3D технологии в России

Логотип компании
3D технологии в России
Основным драйвером на рынке госзакупок 3D-принтеров сегодня выступает национальный проект «Образование», реализация которого запланирована на 2019–2024 гг. В частности, в ближайшие несколько лет планируются закупки нового компьютерного оборудования для школ, в том числе 3D-принтеров.

(Продолжение. Начало в IT News №12/2019, №1/2020)

Госсектор

Пожалуй, на данном этапе довольно сложно говорить о существенной государственной поддержке развития 3D-отрасли. Однако спрос со стороны госсектора и смежных сегментов на такую продукцию продолжает расти (пока в основном в сфере образования и науки). И ситуация может в любой момент измениться. Более того, все спикеры нашего обзора напрямую или через своих партнеров уже участвуют в госзапкупках и тендерах, что лишний раз подтверждает данный тезис.

Александр Корнвейц («Цветной мир»):
Александр Корнвейц («Цветной мир»):
«Наша компания напрямую не участвует в тендерных процедурах, предпочитая работать через партнеров».

Александр Корнвейц («Цветной мир») отмечает, что основным драйвером на рынке госзакупок 3D-принтеров сегодня выступает национальный проект «Образование», реализация которого запланирована на 2019–2024 гг. В частности, в ближайшие несколько лет планируются закупки нового компьютерного оборудования для школ, в том числе 3D-принтеров. Однако проблема, по его мнению, в другом: даже то оборудование, которое уже поставлено в школы, практически не используется из-за отсутствия адекватных программ и учителей, обладающих необходимой квалификацией.  

Илья Виноградов («3Д Вижн»):
Илья Виноградов («3Д Вижн»):
«Основные проблемы в области госзакупок – это некорректно составляемые ТЗ и оформление тендеров таким образом, что выиграть его может только одна компания, причем не всегда по оптимальной цене».

Илья Виноградов («3Д Вижн») отмечает, что встречаются крупные тендеры и на поставку промышленного оборудования. Так, его компания работает с тендерами и госзакупками не только как прямой поставщик, но и как поставщик организациям, которые специализируются исключительно на тендерных закупках.

Василий Киселев (Top 3D Group):
Василий Киселев (Top 3D Group):
«Мы являемся исполнителем госконтрактов и поставщиком государственных тендеров, поэтому растем вместе со спросом государства».


Ашхен Овсепян (SIU System):
Ашхен Овсепян (SIU System):
«Мы принимаем активное участие во всех закупках промышленного и профессионального 3D-оборудования».


Иван Захарчев (3DTool):
Иван Захарчев (3DTool):
«С уверенностью можем заявить, что объем спроса на этом рынке заметно растет с каждым годом».

В свою очередь, Иван Захарчев (3DTool) в числе ключевых направлений работы своей компании называет комплексные поставки и оснащение крупных исследовательских и производственных центров и лабораторий, образовательных учреждений, ЦМИТов. «Чтобы обеспечить уверенный рост инновационных разработок и стабильное развитие промышленности в стране, необходимо масштабно внедрять высокие технологии, и на государственном уровне это хорошо понимают», – считает г-н Захарчев.

Пару слов о 3D-сканировании

Несмотря на то что 3D-сканирование и 3D-печать являются частями одного производственного процесса, мы попытались выяснить, что изменилось за последние годы именно в области технологий 3D-сканирования и как это повлияло на отрасль в целом.

Александр Корнвейц («Цветной мир»):
Александр Корнвейц («Цветной мир»):
«Я бы не сказал, что в последние годы здесь произошли какие-либо существенные изменения».

Александр Корнвейц («Цветной мир») напоминает, что 3D-сканер – это прежде всего софт. Конечно, в этой области постоянно идет улучшение программ обработки данных, полученных при сканировании. Кроме того, сами сканеры становятся более компактными, легкими и удобными.

Илья Виноградов («3Д Вижн»):
Илья Виноградов («3Д Вижн»):
«Повсеместное включение 3D-сканеров в работу промышленных организаций в качестве контроля геометрии произведенных изделий позволило существенно повысить качество выпускаемой продукции».

Илья Виноградов («3Д Вижн») утверждает, что благодаря более плотной работе с технологиями 3D-сканирования удается быстрее реагировать на технические проблемы и износ оснасток в процессе производства без длительных простоев технологической линии.

Иван Захарчев (3DTool):
Иван Захарчев (3DTool):
«Исторически 3D-сканирование – самый консервативный сегмент 3D-рынка».

Иван Захарчев (3DTool) подмечает тенденцию на упрощение и автоматизацию процесса сканирования и, как следствие, выпуск более доступных конечным пользователям устройств. Несколько крупных релизов от Einscan, Artec 3D и отечественного вендора Range Vision отлично иллюстрируют его наблюдения.

Проблемы рынка

В завершение нашего обсуждения участники поделились мыслями на тему насущных проблем рынка 3D-печати. Чего ждут пользователи от идеальных 3D-устройств и что в реальности могут им предложить 3D-аппараты?

Александр Корнвейц («Цветной мир»):
Александр Корнвейц («Цветной мир»):
«Большинство компаний, производящих 3D-принтеры, это стартапы, которым не хватает системного подхода в решении производственных и бизнес-задач».

Александр Корнвейц («Цветной мир») считает, что в силу незрелости многих участников рынка приходится сталкиваться с низким качеством как самих 3D-принтеров, так и сопутствующих услуг. В частности, уровень гарантийных ремонтов в первый год эксплуатации может достигать 20%. Очевидно, что это очень негативно сказывается на пользовательском опыте, замедляя распространение технологии. «Кроме того, по-прежнему основным тормозом развития 3D-печати остаются скорость процесса и качество результата, которые все еще далеки от уровня традиционного производства, – резюмирует г-н Корнвейц.

Илья Виноградов («3Д Вижн»):
Илья Виноградов («3Д Вижн»):
«Сейчас в сфере оказания услуг по 3D-печати образовалось большое количество компаний, которые в своем парке имеют лишь оборудование начального уровня FDM- и SLA-печати, то есть располагают ограниченными возможностями технологии  и используемых материалов».

Илья Виноградов («3Д Вижн») убежден, что многие компании, пытаясь завлечь клиента низкой ценой, периодически забывают о реальном назначении изделия, что приводит к проецированию недовольства клиента, разочарованного результатом их работы, на всю сферу аддитивных технологий. С другой стороны, клиенты сами часто допускают ошибки, предоставляя только 3D-модель, а не полную конструкторскую документацию. «В этом плане мы всегда стараемся полностью вникнуть в задачу клиента, понять весь цикл использования изделия и только после этого предлагать оптимальное, на наш взгляд, решение», – говорит г-н Виноградов.

Василий Киселев (Top 3D Group):
Василий Киселев (Top 3D Group):
«Потребители ждут от 3D-устройств более точного, предсказуемого и впечатляющего результата».

Василий Киселев (Top 3D Group) считает, что как только устройства научатся печатать модели в два-три раза быстрее, спрос на них сильно возрастет. Не менее важный пункт – стоимость 3D-принтеров, особенно промышленных, ни один из них никак нельзя назвать бюджетным решением, говорит г-н Киселев. Кроме того, потребители ждут, что конечный продукт, произведенный на 3D-принтере, будет не прототипом, а готовой к использованию в быту вещью. Среднестатистический потребитель ждет, например, распечатанные за один клик кроссовки или, допустим, пирог с капустой. Г-н Киселев убежден: чтобы прийти к такому результату, должен произойти технологический скачок, однако это вопрос более отдаленного будущего.

Кстати, пример несоответствия возможностей продуктов потребительским ожиданиям хорошо объясняет нашумевшая год назад история об оружии, которое якобы можно изготовить чуть ли не на самом дешевом 3D-принтере. Г-н Киселев полагает, что резонанс в основном искусственно подогревали СМИ, ведь тема кликабельная, даже в чем-то шокирующая: читатель (он же потенциальный пользователь) хочет верить в чудесные возможности новых технологий. «Однако на деле вряд ли у кого-то получится просто скачать файл, нажать кнопку и снять с лотка пистолет. Это не так просто, как кажется», – говорит он.

Иван Захарчев (3DTool):
Иван Захарчев (3DTool):
«Ограничения по скорости печати и необходимость постобработки готовых распечаток отпугивают многих покупателей из частного и предпринимательского сектора, не готовых тратиться на дополнительные процессы».

Иван Захарчев (3DTool) одной из основных проблем развития и популяризации FDM/SLA-технологий называет все еще небольшое в сравнении с общей массой предпринимателей и производственных компаний количество инноваторов, готовых использовать в своей деятельности 3D-печать. Однако в последнее время здесь явно наметилась позитивная тенденция. Свое влияние на рынок 3D-печати оказывает и затянувшийся экономический кризис, а также большой ценовой разрыв между доступными широкому покупателю устройствами и более продвинутыми. «Если говорить о проблемах аддитивных технологий в промышленности, то это сложности в области НИОКР и отсутствие понятной сертификации. Но и здесь наметились позитивные сдвиги», – резюмирует г-н Захарчев.

Опубликовано 18.02.2020

Похожие статьи