IT NewsФакты и прогнозыАналитика рынка

Только 27% россиян обладают высокой цифровой грамотностью

Анна Савельева | 10.04.2020

Только 27% россиян обладают высокой цифровой грамотностью

Аналитический центр НАФИ представил результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Согласно измерениям, достаточным уровнем обладает каждый четвертый гражданин.

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% опрошенных имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%).

Как отмечают эксперты, из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике.

По методологии Digcomp в 1 квартале 2020 года индекс составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

  • Информационная грамотность – навыки по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян составил 59 п.п.

  • Коммуникативная грамотность – умения пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель – 62 п.п.

  • Создание цифрового контента – компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками – 53 п.п.

  • Цифровая безопасность – умения оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание – 60 п.п.

  • Навыки решения проблем в цифровой среде – навыки человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, возможность решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями – 58 п.п.

Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели, чем в целом по стране. В столицах, что логично, уровень выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.).

При этом различий между мужчинами и женщинами не наблюдается (+- один-два пункта). Наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.), а также работающие студенты. Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет. Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры.

Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах, и в начале 2020 года. Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021.

аналитика, Цифровизация


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия