Социальные сети: почему одни умирают…
Исследователи из Швейцарского федерального института технологий в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology in Zurich) подготовили научную работу о том, почему умирают социальные сети. В качестве «трупа» была взята Friendster, имевшая в лучшие времена до 100 млн пользователей, но впоследствии растерявшая былой успех и приказавшая долго жить. Почему же это произошло?
Напомним, Friendster была создана в 2002 году, куплена Google в 2003 году за $30 млн, пережила взлет, но к 2009-м пользователей у нее уже почти не осталось.
Основные потери начались после появления технических проблем и смены дизайна – люди, которые использовали Friendster, переметнулись в Facebook, а социальная сеть превратилась в «Летучего голландца», в корабль без команды.
О том, как влияют технические проблемы на посещаемость, долго объяснять не нужно – пользователь пытается зайти на «лежащий» сайт раз, два, а потом идет в другое место. Или пытается загрузить фотографию, но раздосадованный, бросает это дело. Смена дизайна также иногда бывает фатальной - многие пользователи, что и говорить, не хотят резких перемен, тем более к худшему. После того, как небольшой процент пользователей социальной сети перестает ею пользоваться, начинается эффект домино. Всегда есть некоторое количество людей, у которых друзей в социальной сети, с которыми он регулярно общается, немного – один-два. Когда такие пользователи теряют своих и так немногочисленных друзей, делать им в социальной сети становится нечего – и они идут туда, куда ушли их контакты («Эй, я теперь там! Переходи»). Более устойчивы пользователи, количество друзей у которых превышает десяток, но по мере того, как уходят пользователи с малым количеством контактов, таковых становится все меньше. Разумеется, это дело не одного дня.
Чем меньше друзей остается в социальной сети у пользователя, тем слабее отклик на его деятельность. Условно говоря, если раньше на каждую размещенную фотографию активный пользователь получал десять «лайков» и пять отзывов, то по мере «исхода» эти числа сокращаются, человек уже не чувствует прежней отдачи от своей деятельности и идет в более «рыбное» место.
От себя отмечу, что для того, чтобы массовый «исход» имел место, кроме всего перечисленного нужно еще и место, куда перейти, то есть рядом должен находиться сильный конкурент. В случае заката Friendster таким «магнитом» был Facebook.
Швейцарские ученые, впрочем, ничего не написали об играх – а ведь российская социальная сеть «ВКонтакте» активно использует игры, предполагающие командные действия, для привлечения и удержания пользователей, особенно молодых. Игры также используются для монетизации: часть функций во многих из них является платной. Таким образом, исследование швейцарских ученых нельзя считать исчерпывающим.
Интересно, что издание TechWeek на днях опубликовало исследование, согласно которому 61% пользователей Facebook делает перерывы в использовании этого сервиса – обычно перерыв длится несколько недель. Facebook время от времени «надоедает» и человеку нужно время, чтобы вновь ощутить интерес.