Стартапам до финиша осталось всего три месяца
Сегодня как развитые, так и развивающиеся страны сделали ставку на инновационную экономику. Ее успешное развитие зависит как от крупных местных IT-корпораций, так и от стартапов. От том, как выживают последние попытались узнать аналитики ассоциации Nasscom, объединяющей высокотехнологичные компании Индии – страны, добившейся реальных успехов на поприще выращивания IT-компаний с нуля.
Выводы для региона, где буквально в прошлом году совокупный оборот стартапов преодолел планку в $14,5 млрд, оказались безрадостные. По данным Nasscom, в нынешних условиях более двух третей всех молодых индийских IT-компаний нуждаются в срочных денежных вливаниях. Запас прочности 70% опрошенных стартапов позволит им оставаться на плаву в течение максимум трех месяцев. Из оставшихся - лишь 22% смогут дотянуть без докапитализации до конца года. И только 8% проектов заявили, что денег им хватит, чтобы продержаться более 9 месяцев.
Это и не удивительно, поскольку стартапы – это, как правило, не самодостаточный бизнес, а чаще сервисы, призванные улучшить ситуацию в определенной рыночной нише. То есть они встраиваются в действующую бизнес-экосистему и в случае паралича последней стартапам приходится несладко. На это накладывается нынешнее, явно ослабевшее желание инвесторов вкладываться в юный, а потому рискованный бизнес. А он на этапе становления не может существовать без вливаний.
Антикризисные меры, принимаемые стартапами оказались довольно предсказуемы. 54% молодых инноваторов собираются расширить и изменить перечень своих услуг, чтобы предоставлять новые, более востребованные сервисы, в которых будет нуждаться выживший бизнес. Половина стартапов рассчитывает, что сумеет получить заказы от здравоохранения – единственного сегмента, в долгосрочных перспективах которого сегодня практически никто не сомневается. Что, кстати говоря, не совсем логично, поскольку если сейчас на взрывное развитие медотрасли тратятся в том числе и резервные деньги, которые нельзя вливать бесконечно, то впоследствии здесь придется столкнуться с необходимостью серьезной оптимизации всего того, чтобы было создано для борьбы с пандемией. Возможно, это будет чем-то напоминать утилизацию инфраструктуры, создаваемой к Олимпиадам. Из которой, как показывает мировой опыт, востребованным оказывается далеко не все из того, что было создано.
Что же касается текущих ниш, где работают стартапы, то, как и предполагалось, наиболее пострадали те, кто был привязан к туристической и транспортной индустриям. Им приходится радикально менять бизнес-модели, пытаясь предугадать, что потребуется заказчиками в условиях постпандемийного мира.
Однако и среди тех, кто работает в области финансовых технологий, а также с розницей порядка 70% из числа опрошенных исследователями Nasscom компаний столкнулись с задержкой платежей по действующим контрактам.
Индийские стартапы, ставшие заметной частью экономики страны, активно взывают к господдержке - в виде денег, налоговых послаблений и стабильных госконтрактов. Индия уже объявила о том, что вложит $266 млрд в оживление экономики, при этом министр финансов Нирмала Ситхараман (Nirmala Sitharaman) заявила, что к части денег получат доступ и стартапы, но к какой именно - пока неясно.
«Процессы, происходящие со стартапами в Индии в период пандемии, свойственны стартапам в любой стране. Как всегда в периоды кризисов, большинство клиентов в первый момент сразу же сокращают расходы, не связанные непосредственно с производством продукции или услуг, за которые они получают деньги на рынке. Продолжительность этого периода зависит от глубины кризиса и от уровня неопределенности. В этот период большая часть IT-проектов замирает, прекращаются платежи по уже выполненным работам и останавливается подготовка новых проектов. Для большого числа стартапов это смерть, поскольку у них нет подушки безопасности, необходимой, чтобы пережить этот период. Но на то они и малый бизнес, что не связаны с устоявшимися процессами и могут на ходу трансформировать бизнес-модели и выискивать те сегменты рынка, которые обязательно возникают в периоды кризисов. Сейчас это медицина (карта заболеваемости, создание вакцины, создание лекарственных препаратов, контроль соблюдения режима самоизоляции и проч.). На то они и инноваторы, что способны находить или даже создавать новые сегменты рынка, на которых может стартовать новый или видоизмененный стартап. Государству в этой ситуации надо заставлять госпредприятия не снижать темпы реализации проектов цифровой трансформации и снижать барьеры вовлечения частных МСП в решение оперативных государственных задач, поставленных кризисом».