«Полярный экспресс» – ВОЛС вдоль Северного морского пути

Логотип компании
«Полярный экспресс» – ВОЛС вдоль Северного морского пути
В прошлом году началась прокладка подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток протяженностью 12650 км в рамках проекта «Полярный экспресс». Проект стоимостью около $1 млрд. финансируется из госбюджета и должен быть реализован в 2026 году.

Проект нацелен на развитие портовой инфраструктуры Северного морского пути и на формирование цифровой экосистемы региона. В нынешнем году должен быть проложен первый участок трассы от поселка Териберка близ Мурманска до населенного пункта Амдерма в Ненецком АО.

По трассе Северного морского пути

Головным исполнителем по строительству трансарктической подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) определено АО «Управление перспективных технологий» (УПТ). Оператором строящейся трансарктической ПВОЛС является компания «Морсвязьспутник».

Глава "Росморпорта" Александр Смирнов сообщил, что в арктической зоне страны работает 18 портов, а на Дальнем Востоке действуют 22 порта. "Для функционирования этих объектов необходим надежный канал связи", – сказал он, подчеркнув, что спутниковая связь обеспечить это не может.

Президент России поставил задачу в течение пяти лет увеличить объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) в четыре раза – с 20 до 80 млн. тонн. По ледовой трассе планируется перевозить нефть, сжиженный газ, контейнеры, металлы, уголь.

По оценкам РАН, в арктической зоне сконцентрировано 40% российских запасов золота, 60% нефти, 60–90% газа, 100% коренных месторождений алмазов. Стоимость минерального сырья наших арктических недр превышает $30 трлн.

Реализация проекта должна позволить не только развить портовую инфраструктуру на трассе СМП с точки зрения электронных коммуникаций, но и создать цифровую инфраструктуру для добычи и транспортировки углеводородов в Арктике и решать задачи геологоразведки. А также можно будет подключить к новой линии связи районы арктического побережья и Дальнего Востока, где на данный момент есть только спутниковый Интернет, и решить ряд других актуальных вопросов.

Предполагаемая стоимость проекта в докризисных ценах составляла 65 млрд. руб. Как пояснил гендиректор «Морсвязьспутника» Андрей Куропятников, эти средства предоставит государство, но данная сумма не учитывает возможность международного развития и строительства дополнительных ответвлений. Предполагается, что линии до населенных пунктов будут строиться, в том числе, за счет средств заказчиков услуги доступа в Интернет.

Задачи окупить затраты не ставится, но поддержание и дальнейшее развитие линии должно финансироваться за счет средств, полученных от коммерческих заказчиков. Гендиректор УПТ Алексей Стрельченко отметил, что в первую очередь проект нацелен на подключение государственных, административных структур, обеспечение жителей Интернетом, то есть на решение социальных задач.

Однако за счет того, что при проектировании линии закладывается избыточная емкость, услуги можно будет оказывать и коммерческим заказчикам, а в дальнейшем развивать транзит международного трафика. По словам главы «Морсвязьспутника», они уже начали вести переговоры о возможности присоединения линии к международным кабельным системам, но с какими компаниями, пока не сообщается.

Завод, кабель, трасса

На морском участке ПВОЛС используется специализированный подводный кабель, который имеет шесть пар оптических волокон (ОВ) и токопроводящий элемент для электропитания подводных оптических усилителей.

Каждая пара ОВ имеет свое предназначение. Две пары ОВ используются для организации прямой связи на магистральном участке «Мурманск (Териберка) – Владивосток» протяженностью 12650 км. Проектом предусмотрена организация 10 точек выхода на берег (береговых станций) от Мурманска до Владивостока.

Две пары ОВ будут служить для организации независимых ответвлений к промежуточным объектам в пунктах Амдерма, Диксон, Тикси, Певек, Анадырь, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. И еще две пары ОВ предназначены для организации магистрального резерва на перспективу развития всей сети связи. Пропускная способность всей линии составит 52 – 104 Тбит/с.

Кабель, выдерживающий температуру от -50 С до +50 С, планируется проложить с заглублением в 1,5 метра. На трассе будет установлено 150 оптических ретрансляторов.

Электропитание ПВОЛС на всех участках будет осуществляться с двух сторон, так что обрыв кабеля или выход из строя ретранслятора не выводят из строя всю линию, а позволяют работать самостоятельно двум участкам трассы.

Электроэнергия для работы линии поступает в трех точках – в Териберке, Певеке и во Владивостоке. Напомним, что в Певеке в дополнение к Чаунской ГРЭС работает плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» проекта 20870. Электрическая мощность ПАТЭС 70 МВт и она сможет гарантированно запитать и ПВОЛС.

Читайте также
IT-World разбирался, как сделать так, чтобы специалист на удаленке не смотрел весь день сериалы под кофе, или тем более алкоголь? Как помочь ему сохранить рабочий фокус, но при этом не заставлять перерабатывать?

В процессе прокладки будет задействована группа специализированных судов УПТ, выполняющих морские изыскания, гидрографические и гидрологические исследования, а также подводно-технические работы, включая расчистку маршрута и прокладку волоконно-оптической линии связи с заглублением в грунт.

В состав флота входят девять судов, в том числе, два судна специального назначения (кабельные суда), два судна обеспечения; два научно-исследовательских судна; одно многоцелевое судно, один буксир и один катер для проведения водолазных работ.

Кабельные суда проекта 15310 (Вятка и Волга), создаваемые для ВМФ, могут работать в полярных широтах. Водоизмещение кабелеукладчика – около 8000 тонн, длина порядка 140 м, ширина 19 м, осадка 4 м. Они способны брать на борт до 5 тыс. тонн грузов. Автономность работы судна – до двух месяцев.

В июле 2021 года в Мурманской области начал работать первый в России завод по производству кабелей для ПВОЛС. Завод создаст 300 рабочих мест для жителей региона.

По словам Алексея Стрельченко, в настоящий момент планируется установить первую очередь производства кабеля – это порядка 150 км в месяц. "Соответственно, в год около 2000 км. Далее мы хотим дойти до 3000 км кабеля в год", – отметил он. Кабель этот специфический, бронированный, весит около 2 тонн на километр. По мере изготовления он будет сразу грузиться на суда для его перевозки.

Другие телекоммуникационные проекты арктической зоны

Задача обеспечения полярных территорий России средствами связи ставится не впервые. В конце 60-х вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, рек Оби, Енисея и Лены была развернута стратегическая тропосферная радиорелейная линия (ТРРЛ) связи «Север» протяженностью 13200 км.

В ту пору спутниковые коммуникации еще только делали первые шаги, а отечественные технологии подводных кабельных линий были еще более скромными. На этом фоне ТРРЛ «Север» на базе оборудования «Горизонт-М» выглядела как одно из выдающихся достижений не только советской, но и мировой радиоэлектроники.

ТРРЛ во многом проходила по тем же краям, что и «Полярный экспресс» – через Амдерму, Тикси, Диксон, Певек, Анадырь. Эта линия была закрыта в 2003 году и с тех пор вопрос с обеспечением связи в Заполярье, Сибири и на Дальнем Востоке становился все более острым.

В последние годы появилось три отечественных проекта арктических ПВОЛС. Это – «Северное сияние», Arctic Connect и «Полярный экспресс». К этому подталкивает не только объективная необходимость такого решения для труднодоступных регионов страны, но и накопленный зарубежный опыт.

Аналогичная ПВОЛС в 2010-е годы уже проложена в Северной Америке по проекту компании Quintillion вдоль побережья Аляски. Протяженность ПВОЛС Quintillion составляет 2575 км. Она в пять раз короче отечественного проекта и расположена заметно южнее нашей линии по 71 град. Северной широты («Полярный экспресс» пройдет вдоль 78 град.).

Линия в США рождалась непросто – с задержками по времени, со скандалами среди акционеров и судебными процессами. Но сейчас она построена, имеет свыше 10 тыс. клиентов среди компаний, учреждений и частных лиц.

До недавнего времени фаворитом гонки трех систем ПВОЛС был международный коммерческий проект Arctic Connect, который предусматривает строительство подводной ВОЛС из Европы в Азию с пропускной способностью 200 Тбит/с и протяженностью 10 тыс. км по дну Северного Ледовитого океана по маршруту СМП.

Его с 2019 года осуществляет консорциум трех компаний – российского провайдера "МегаФона", финского инфраструктурного оператора Cinia Oy и японской торгово-инвестиционной компании Sojitz Corporation. Стоимость строительства Arctic Connect оценивалась приблизительно в $0,8 – $1,2 млрд. Однако сейчас этот проект заморожен, предположительно, из-за сложной позиции японского инвестора.

Сейчас явным лидером стал госпроект «Полярный экспресс», к которому уже присоединились компании МТС, "Атомэнергопром" и “Единство” (ГК “Норникель”). Важнейшим событием здесь было подписание соглашения о сотрудничестве между «Росатомом», который является оператором Севморпути, и фирмой «Морсвязьспутник» – оператором ПВОЛС «Полярный экспресс».

ГК «Росатом» де-факто назначена ключевым инфраструктурным игроком в Арктике, а потому партнерства с ней добивалась и компания "Супертел" из Санкт-Петербурга, которая инициировала третий проект подводной ВОЛС в Арктике – "Северное сияние". Обретя финансового партнера в лице банка "Россия", инициаторы "Северного сияния" стали искать и мощного государственного партнера.

Читайте также
Закон Мура, на протяжении десятилетий определявший развитие полупроводниковых технологий, перестает работать. Производители чипов сталкиваются с фундаментальными физическими ограничениями и возрастающей сложностью производства. IT-World задался вопросом: остановится ли на этом прогресс в вычислительных мощностях, или инженеры найдут новый путь вперед?

Узнав о вхождении "Росатома" в проект "Полярный экспресс", глава фирмы «Супертел» Константин Лукин сказал изданию ComNews, что наиболее логичным развитием ситуации ему видится объединение "Северного сияния" с этим проектом. "Производитель подводных оптических усилителей в России пока один – "Супертел", – привел он один из аргументов за объединение проектов.

Так что не исключено, что из трех проектов строительства трансарктической ПВОЛС вдоль трассы Северного морского пути на плаву может оказаться только один – «Полярный экспресс», реализуемый в порядке государственной инициативы и на бюджетные деньги.

Опубликовано 29.03.2022

Похожие статьи