Рынок 3D-печати на фоне пандемии

Логотип компании
Рынок 3D-печати на фоне пандемии
3D-печать стала одним из тех направлений экономики, которое вместо стагнации на фоне пандемии, наоборот, показывает весьма заметную положительную динамику. Причин тому достаточно много.

Во-первых, относительная свежесть технологии: по сути 3D-печать только набирает обороты, становясь по-настоящему массовой. Во-вторых, ее востребованность в период пандемии благодаря возможности с ее помощью значительно увеличить объемы выпуска медицинских изделий и средств защиты. В-третьих, рост популярности 3D-печати среди непрофессиональных пользователей, технических энтузиастов, у части которых на фоне перехода на удалёнку появилось чуть больше свободного времени для хобби.

В этом обзоре мы постарались выяснить, насколько велик потенциал технологий 3D-печати, что интересного произошло на этом рынке за последние полтора года и какие тренды будут определять его развитие в ближайшее время.

 

Последствия пандемии

 

Пожалуй, самая важная тема, без которой сегодня не обходится ни один серьезный материал, это попытка ответить на вопрос, как именно коронавирусный кризис повлиял на рынок. В нашем случае – рынок 3D-технологий.

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
«2020 год стал серьезным испытанием для всех, но, как ни странно, пандемия, как лакмусовая бумажка, проявила самые важные достоинства 3D-печати».

Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ подчеркивает, что, когда нарушились цепочки поставок, технология 3D-печати пришла на помощь больницам, испытывающим трудности с масками, клапанами для аппаратов ИВЛ, назальными палочками для взятия ПЦР-тестов и многими другими средствами. Оказалось, что все это можно в кротчайшие сроки печатать на любых 3D-принтерах – от самых простых домашних моделей до промышленных комплексов. Это спасло жизни многих людей и привлекло огромное внимание к 3D-печати. «В связи с этим рынок настольных 3D-принтеров в 2020 году как в России, так и в мире показал внушительную динамику. В частности, в нашей компании объем продаж в штучном выражении вырос на 35%», – заключает г-н Корнвейц.

Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):
Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):
«Согласно исследованию HP Digital Manufacturing Trends, в рамках которого мы опросили более 2000 представителей индустрии из США, Канады, Мексики, стран Европы и Азии, почти 85% респондентов планируют к середине 2021 года нарастить инвестиции в 3D-печать».

Вице-президент и генеральный директор в регионе Восточная Европа HP Inc. Алексей ВОРОНКОВ отмечает, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, продемонстрировал, насколько уязвимы существующие цепочки поставок. Достаточно одному заводу приостановить производство на несколько недель, как целые отрасли начинают испытывать нехватку компонентов для изготовления своей продукции. Г-н Воронков уверен, что аддитивное производство меняет подход в данной области: теперь произвести какую-то запчасть или даже полностью готовую продукцию можно непосредственно на своем предприятии, снижая, а то и вовсе исключая зависимость от поставщиков. Помимо сокращения сроков производства и стоимости готовой продукции, новые технологии 3D-печати позволяют улучшить экологическую обстановку, поскольку за счет упрощения логистики в торговых отношениях между странами и континентами снижается углеродный след.

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
«Самое главное, что за 2020 год мы не только не просели в продажах, но еще и приросли».

Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ поясняет, что прошлогодний рост был не настолько мощным, как мог бы, так как огромное количество заказчиков, например из государственного сектора, все-таки перенесли сделки из-за проблем с бюджетом. Однако за счет пайплайна предыдущего года реализовались крупные проекты, запланированные ранее, — это скомпенсировало просадку госсектора и частников.

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
«Если говорить о рынке оказания услуг по аддитивным технологиям, то мы наблюдаем динамику восстановления после кризиса 2020 года».

Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ рассказывает, что с марта по июнь 2020 года по отдельным технологиям отмечалось падение спроса до 50% объема за тот же период 2019 года. Но летом рынок начал понемногу выздоравливать, а уже осенью спрос превысил показатели аналогичного периода 2019 года . В нынешнем году услуги 3D-печати также остаются востребованными, особенно со стороны крупных компаний. Уже в январе разморозились проекты, пошли новые разработки. К слову, в «3Д Вижн» приняли решение не сокращать штат в кризисное время, что дало определенные конкурентные преимущества на оживающем рынке. В итоге, утверждает г-н Виноградов, объемы первого квартала 2021 года с лихвой закрывают проблемы прошлого года.

На рынке оборудования для 3D-технологий просадка ощущается сильнее, особенно в секторе промышленного и профессионального оборудования. Частный сектор почти полностью отложил все проекты до более стабильных времен, так как данные установки рассматривались больше в сфере применения новых направлений. «Если говорить о компаниях с полным или частичным государственным финансированием, то они перенесли только те проекты, которые не были финальным образом согласованы, где велись переговоры, подбор технологии либо этапы демонстрационных запусков и предоставления опытной партии деталей на тестирование», – рассказывает г-н Виноградов.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
«По результатам 2020 года многие производители 3D-оборудования отчитались об увеличении продаж по сравнению с предыдущими годами».

Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА отмечает, что, согласно аналитическим отчетам, появился новый тип клиентов – компании, привычный процесс работы которых был нарушен из-за введенных ограничений и временного распада привычных технологических цепочек. Не понимая, как скоро появится возможность вернуться в привычный формат, многие решили попробовать аддитивные технологии, ведь их использование во многом возможно без личного присутствия человека, что, в свою очередь, позволяет сократить контакты между сотрудниками, сохранив при этом бизнес-процессы.

«Что касается PICASO 3D, то мы достаточно неплохо закрыли 2020 год, показав небольшой рост по сравнению с предыдущими периодами. Прогнозы на 2021-й тоже хорошие, и мы надеемся, что они оправдаются. Рост всей индустрии продолжается, и это не может не радовать», – резюмирует г-н Тырса.

Мария БОРИСОВА (SIU System):
Мария БОРИСОВА (SIU System):
«Компании, которые занимались только поставками оборудования, столкнулись с отменой или сдвигом сроков проектов. Возникли сложности и с прибытием иностранных специалистов для наладки и запуска оборудования».

Исполнительный директор SIU System Мария БОРИСОВА уверена, что пандемия повлияла на все отрасли, так как к остановке производств никто не был готов. Преимуществом SIU System стал сервисный отдел, который за год значительно повысил компетенции и научился самостоятельно проводить пусконаладочные работы для машин, за которыми раньше команда только наблюдала. По мнению г-жи Борисовой, торгово-производственные компании оказались в лучшем положении, так как получили возможность воспользоваться преимуществами аддитивного оборудования на практике и продемонстрировать всему миру быстрое перепрофилирование под нужды страны. «В начале марта 2020 года мы перевели свое производство в ОЭЗ “Технополис Москва”, а 18 марта весь офис ушел на удалёнку. Мы переориентировали производство и начали выпускать клапаны для ИВЛ, переходники для масок, защитные экраны, изделия для бесконтактного нажимания кнопок и открывания дверей. Даже разработали многоразовые маски с силиконовыми прокладками для удобства ношения. А главное, компании удалось полностью сохранить команду и производство все это время работало без остановок. Таким образом, 2020 год был завершен с отличными результатами», – резюмировала г-жа Борисова.

 

Тренды и события

 

Развитие любого высокотехнологичного рынка (а именно к таковым относится сегмент 3D-печати) напрямую связано с новыми технологиями, устройствами и материалами. Немаловажную роль здесь играют бизнес-события, подчас сильно меняющие расклад сил на рынке: слияния и поглощения, переход на иные технологические процессы.

Мы попросили наших спикеров отметить наиболее важные, с их точки зрения, моменты на рынке 3D-технологий за 2020-2021 гг.

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
«С точки зрения инноваций 2020 год стал прорывным для фотополимерной 3D-печати. Эта технология не была новой, но смогла выйти на совершенно новый уровень в связи с внедрением современных монохромных дисплеев с 4K-разрешением».

Прорыв в области фотополимерной 3D-печати Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») сравнивает с 2013 годом, когда компания MakerBot выпустила на рынок первый доступный 3D-принтер для домашнего и офисного использования – MakerBot Replicator 2. Тогда в результате многолетних усилий сообщества энтузиастов на свет явились модели, доступные рядовому пользователю (до этого они стоили сотни тысяч долларов и были доступны только крупным компаниям). «Техногики XXI века бросили вызов инженерам старой школы, и это полностью изменило правила игры», – говорит г-н Корнвейц. Сегодня примерно то же самое можно сказать о фотополимерной 3D-печати по технологии LCD, то есть создании моделей с помощью засветки смолы LED-лампой через LCD-матрицу. Благодаря новым монохромным 4K-дисплеям уже удалось повысить скорость, качество и точность печати, увеличить максимальный размер изготовляемых моделей, а также снизить цены на принтеры в несколько раз. Не в последнюю очередь это связано со значительно увеличенным сроком службы новых монодисплеев, поясняет он.

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
«Наиболее интересными событиями рынка 3D стали покупка компанией Desktop Metal немецкого производителя полимерных материалов EnvisionTEC и поглощение компанией Bosch голландской Ultimaker, производящей 3D-принтеры».

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group) одним из наиболее уязвимых секторов в прошлом году и начале этого считает медицину, где обнаружилась нехватка оборудования для борьбы с последствиями вируса. И тут технологии аддитивного производства оказались очень кстати. Еще в самом начале пандемии энтузиастам, использующим 3D-оборудование, удалось произвести большое количество деталей для средств индивидуальной защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких, а позже — и расходных материалов для тестирования на COVID-19.

В качестве основного тренда последних лет г-н Киселев называет отход от позиционирования 3D-печати как средства в основном для создания прототипов — сейчас все более актуально использование этой технологии для производства полноценных конечных изделий. Более того, активно идут инвестиции в область постобработки и масштабируемости. Среди других трендов он отмечает технологию селективного лазерного спекания (SLS), которая, согласно прогнозам, вплоть до 2025 года будет занимать все большую часть рынка 3D-печати за счет высокого среднегодового темпа роста.

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
«Мировой рынок 3D показывает невероятный рост – с $2 млрд в 2012 году до $18 млрд в 2021-м. Прогноз на 2029 год – $118 млрд. Ряд крупных 3D-компаний уже торгуются на бирже, другие планируют сделать это, например компания Markforged».

Среди значимых событий Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») выделяет покупку в декабре 2020 года гигантом Stratasys относительно небольшого стартапа Origin, который специализируется на разработке фотополимерных принтеров. Помимо этого, в феврале 2021 года тот же Stratasys объявил о покупке производителя промышленных SLA-принтеров RPS, а Desktop Metal приобрел известного производителя EnvisionTEC. Компания Bosch планирует купить Ultimaker, и ходят слухи, что Canon собирается выйти на рынок 3D-технологий. Г-н Виноградов замечает, что 3D-рынок в России развивается столь же стремительно, как и во всем мире: появились новые интересные производители, представлены более бюджетные решения по технологиям SLS и SLM, что актуально для сферы образования и частных предприятий.

Читайте также
Российский рынок BI растет, причем как в корпоративном сегменте, так и в сегменте B2G. Елена Новикова, Управляющий собственник компании «Полимедиа», делится с IT-World мыслями о том, с чем связан рост, по каким критериям заказчики выбирают готовые платформенные решения и что ждет от BI-аналитики государственный сектор.

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
«Мы выпустили Hercules G2 – новую модель 3D-принтера с системой удаленного управления и контроля».

Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ одним из основных событий российского рынка называет выпуск новой модели 3D-принтера собственного производства. И его можно понять – это интересное решение вызвало неоднозначную реакцию аудитории. В частности, в изначальном исполнении у принтера отсутствует выход для подключения Flash-карт, что и послужило предметом для споров и критики.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
«Для нашей компании важнейшими событиями стали заключение договора с европейскими реселлерами (Австрия) и первая экспортная поставка. Несмотря на все ограничения, мы расширили географию присутствия и сейчас работаем с клиентами в России, СНГ, Европе и странах Азии».

По словам Андрея ТЫРСЫ (PICASO 3D), за 2020 год его компании удалось получить два патента на изобретения – в США и Китае, а это важный шаг при подготовке к экспортным поставкам. Кроме того, в линейку профессиональных материалов для 3D-печати X-Line были добавлены новые позиции. Сейчас в коллаборацию X-Line входит восемь материалов от трех производителей: PICASO 3D, REC 3D и Filamentarno. Вместе эти компании занимаются разработкой и продвижением российских инженерных материалов на международном рынке, поясняет г-н Тырса.

Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):
Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.):
«Мы анонсировали ряд новых партнерских соглашений, призванных ускорить развитие индустрии цифрового производства, включая сотрудничество с международными промышленными и инженерно-техническими организациями, такими как BASF, Henkel, Extol, GKN Powder Metallurgy, Oechsler, и др.».

Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.) рассказал, что в прошлом году HP представила новый уникальный материал для 3D-печати готовых деталей – универсальный и прочный полипропилен многократного использования, который подходит для решения широкого спектра задач в потребительской, автомобильной, производственной и медицинской областях, а также помогает оптимизировать расходы и увеличить производительность. Он отмечает, что промышленная 3D-печать сыграла важную роль в разгар пандемии COVID-19. В частности, инженеры HP совместно с партнерами оперативно разработали макеты и выпустили более 3,3 млн деталей, включая защитные маски, лицевые щитки, механизмы для бесконтактного открывания дверей и пр. И подчеркивает, что проектные файлы изделий были выложены в открытый доступ на официальном сайте HP, поэтому каждый желающий мог скачать их и распечатать на 3D-принтере.

Мария БОРИСОВА (SIU System):
Мария БОРИСОВА (SIU System):
«Одно из наиболее важных событий 3D-рынка России – создание в декабре 2020 года Ассоциации развития аддитивных технологий при участии госкорпораций «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех», а также АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», ПАО «Газпром нефть» и ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ».

Мария БОРИСОВА (SIU System) среди важных трендов на рынке 3D отмечает активное использование технологий 3D-печати DLP и SLS в медицине по всему миру, появление новых материалов для SLA-принтеров, сплочение специалистов 3D-отрасли в сообщество «Мейкеры против COVID-19» для оказания помощи врачам в борьбе с пандемией. «Кроме того, особенно приятно, что генеральный директор нашей компании “НПО СИСТЕМ” Ашхен Овсепян стала послом международной организации Women in 3D Printing на территории России», – говорит г-жа Борисова.

 

(Продолжение следует)

Опубликовано 03.05.2021

Похожие статьи