Рынок 3D-печати на фоне пандемии
Во-первых, относительная свежесть технологии: по сути 3D-печать только набирает обороты, становясь по-настоящему массовой. Во-вторых, ее востребованность в период пандемии благодаря возможности с ее помощью значительно увеличить объемы выпуска медицинских изделий и средств защиты. В-третьих, рост популярности 3D-печати среди непрофессиональных пользователей, технических энтузиастов, у части которых на фоне перехода на удалёнку появилось чуть больше свободного времени для хобби.
В этом обзоре мы постарались выяснить, насколько велик потенциал технологий 3D-печати, что интересного произошло на этом рынке за последние полтора года и какие тренды будут определять его развитие в ближайшее время.
Последствия пандемии
Пожалуй, самая важная тема, без которой сегодня не обходится ни один серьезный материал, это попытка ответить на вопрос, как именно коронавирусный кризис повлиял на рынок. В нашем случае – рынок 3D-технологий.
Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ подчеркивает, что, когда нарушились цепочки поставок, технология 3D-печати пришла на помощь больницам, испытывающим трудности с масками, клапанами для аппаратов ИВЛ, назальными палочками для взятия ПЦР-тестов и многими другими средствами. Оказалось, что все это можно в кротчайшие сроки печатать на любых 3D-принтерах – от самых простых домашних моделей до промышленных комплексов. Это спасло жизни многих людей и привлекло огромное внимание к 3D-печати. «В связи с этим рынок настольных 3D-принтеров в 2020 году как в России, так и в мире показал внушительную динамику. В частности, в нашей компании объем продаж в штучном выражении вырос на 35%», – заключает г-н Корнвейц.
Вице-президент и генеральный директор в регионе Восточная Европа HP Inc. Алексей ВОРОНКОВ отмечает, что кризис, вызванный пандемией COVID-19, продемонстрировал, насколько уязвимы существующие цепочки поставок. Достаточно одному заводу приостановить производство на несколько недель, как целые отрасли начинают испытывать нехватку компонентов для изготовления своей продукции. Г-н Воронков уверен, что аддитивное производство меняет подход в данной области: теперь произвести какую-то запчасть или даже полностью готовую продукцию можно непосредственно на своем предприятии, снижая, а то и вовсе исключая зависимость от поставщиков. Помимо сокращения сроков производства и стоимости готовой продукции, новые технологии 3D-печати позволяют улучшить экологическую обстановку, поскольку за счет упрощения логистики в торговых отношениях между странами и континентами снижается углеродный след.
Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ поясняет, что прошлогодний рост был не настолько мощным, как мог бы, так как огромное количество заказчиков, например из государственного сектора, все-таки перенесли сделки из-за проблем с бюджетом. Однако за счет пайплайна предыдущего года реализовались крупные проекты, запланированные ранее, — это скомпенсировало просадку госсектора и частников.
Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ рассказывает, что с марта по июнь 2020 года по отдельным технологиям отмечалось падение спроса до 50% объема за тот же период 2019 года. Но летом рынок начал понемногу выздоравливать, а уже осенью спрос превысил показатели аналогичного периода 2019 года . В нынешнем году услуги 3D-печати также остаются востребованными, особенно со стороны крупных компаний. Уже в январе разморозились проекты, пошли новые разработки. К слову, в «3Д Вижн» приняли решение не сокращать штат в кризисное время, что дало определенные конкурентные преимущества на оживающем рынке. В итоге, утверждает г-н Виноградов, объемы первого квартала 2021 года с лихвой закрывают проблемы прошлого года.
На рынке оборудования для 3D-технологий просадка ощущается сильнее, особенно в секторе промышленного и профессионального оборудования. Частный сектор почти полностью отложил все проекты до более стабильных времен, так как данные установки рассматривались больше в сфере применения новых направлений. «Если говорить о компаниях с полным или частичным государственным финансированием, то они перенесли только те проекты, которые не были финальным образом согласованы, где велись переговоры, подбор технологии либо этапы демонстрационных запусков и предоставления опытной партии деталей на тестирование», – рассказывает г-н Виноградов.
Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА отмечает, что, согласно аналитическим отчетам, появился новый тип клиентов – компании, привычный процесс работы которых был нарушен из-за введенных ограничений и временного распада привычных технологических цепочек. Не понимая, как скоро появится возможность вернуться в привычный формат, многие решили попробовать аддитивные технологии, ведь их использование во многом возможно без личного присутствия человека, что, в свою очередь, позволяет сократить контакты между сотрудниками, сохранив при этом бизнес-процессы.
«Что касается PICASO 3D, то мы достаточно неплохо закрыли 2020 год, показав небольшой рост по сравнению с предыдущими периодами. Прогнозы на 2021-й тоже хорошие, и мы надеемся, что они оправдаются. Рост всей индустрии продолжается, и это не может не радовать», – резюмирует г-н Тырса.
Исполнительный директор SIU System Мария БОРИСОВА уверена, что пандемия повлияла на все отрасли, так как к остановке производств никто не был готов. Преимуществом SIU System стал сервисный отдел, который за год значительно повысил компетенции и научился самостоятельно проводить пусконаладочные работы для машин, за которыми раньше команда только наблюдала. По мнению г-жи Борисовой, торгово-производственные компании оказались в лучшем положении, так как получили возможность воспользоваться преимуществами аддитивного оборудования на практике и продемонстрировать всему миру быстрое перепрофилирование под нужды страны. «В начале марта 2020 года мы перевели свое производство в ОЭЗ “Технополис Москва”, а 18 марта весь офис ушел на удалёнку. Мы переориентировали производство и начали выпускать клапаны для ИВЛ, переходники для масок, защитные экраны, изделия для бесконтактного нажимания кнопок и открывания дверей. Даже разработали многоразовые маски с силиконовыми прокладками для удобства ношения. А главное, компании удалось полностью сохранить команду и производство все это время работало без остановок. Таким образом, 2020 год был завершен с отличными результатами», – резюмировала г-жа Борисова.
Тренды и события
Развитие любого высокотехнологичного рынка (а именно к таковым относится сегмент 3D-печати) напрямую связано с новыми технологиями, устройствами и материалами. Немаловажную роль здесь играют бизнес-события, подчас сильно меняющие расклад сил на рынке: слияния и поглощения, переход на иные технологические процессы.
Мы попросили наших спикеров отметить наиболее важные, с их точки зрения, моменты на рынке 3D-технологий за 2020-2021 гг.
Прорыв в области фотополимерной 3D-печати Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») сравнивает с 2013 годом, когда компания MakerBot выпустила на рынок первый доступный 3D-принтер для домашнего и офисного использования – MakerBot Replicator 2. Тогда в результате многолетних усилий сообщества энтузиастов на свет явились модели, доступные рядовому пользователю (до этого они стоили сотни тысяч долларов и были доступны только крупным компаниям). «Техногики XXI века бросили вызов инженерам старой школы, и это полностью изменило правила игры», – говорит г-н Корнвейц. Сегодня примерно то же самое можно сказать о фотополимерной 3D-печати по технологии LCD, то есть создании моделей с помощью засветки смолы LED-лампой через LCD-матрицу. Благодаря новым монохромным 4K-дисплеям уже удалось повысить скорость, качество и точность печати, увеличить максимальный размер изготовляемых моделей, а также снизить цены на принтеры в несколько раз. Не в последнюю очередь это связано со значительно увеличенным сроком службы новых монодисплеев, поясняет он.
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group) одним из наиболее уязвимых секторов в прошлом году и начале этого считает медицину, где обнаружилась нехватка оборудования для борьбы с последствиями вируса. И тут технологии аддитивного производства оказались очень кстати. Еще в самом начале пандемии энтузиастам, использующим 3D-оборудование, удалось произвести большое количество деталей для средств индивидуальной защиты и аппаратов искусственной вентиляции легких, а позже — и расходных материалов для тестирования на COVID-19.
В качестве основного тренда последних лет г-н Киселев называет отход от позиционирования 3D-печати как средства в основном для создания прототипов — сейчас все более актуально использование этой технологии для производства полноценных конечных изделий. Более того, активно идут инвестиции в область постобработки и масштабируемости. Среди других трендов он отмечает технологию селективного лазерного спекания (SLS), которая, согласно прогнозам, вплоть до 2025 года будет занимать все большую часть рынка 3D-печати за счет высокого среднегодового темпа роста.
Среди значимых событий Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») выделяет покупку в декабре 2020 года гигантом Stratasys относительно небольшого стартапа Origin, который специализируется на разработке фотополимерных принтеров. Помимо этого, в феврале 2021 года тот же Stratasys объявил о покупке производителя промышленных SLA-принтеров RPS, а Desktop Metal приобрел известного производителя EnvisionTEC. Компания Bosch планирует купить Ultimaker, и ходят слухи, что Canon собирается выйти на рынок 3D-технологий. Г-н Виноградов замечает, что 3D-рынок в России развивается столь же стремительно, как и во всем мире: появились новые интересные производители, представлены более бюджетные решения по технологиям SLS и SLM, что актуально для сферы образования и частных предприятий.
Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ одним из основных событий российского рынка называет выпуск новой модели 3D-принтера собственного производства. И его можно понять – это интересное решение вызвало неоднозначную реакцию аудитории. В частности, в изначальном исполнении у принтера отсутствует выход для подключения Flash-карт, что и послужило предметом для споров и критики.
По словам Андрея ТЫРСЫ (PICASO 3D), за 2020 год его компании удалось получить два патента на изобретения – в США и Китае, а это важный шаг при подготовке к экспортным поставкам. Кроме того, в линейку профессиональных материалов для 3D-печати X-Line были добавлены новые позиции. Сейчас в коллаборацию X-Line входит восемь материалов от трех производителей: PICASO 3D, REC 3D и Filamentarno. Вместе эти компании занимаются разработкой и продвижением российских инженерных материалов на международном рынке, поясняет г-н Тырса.
Алексей ВОРОНКОВ (HP Inc.) рассказал, что в прошлом году HP представила новый уникальный материал для 3D-печати готовых деталей – универсальный и прочный полипропилен многократного использования, который подходит для решения широкого спектра задач в потребительской, автомобильной, производственной и медицинской областях, а также помогает оптимизировать расходы и увеличить производительность. Он отмечает, что промышленная 3D-печать сыграла важную роль в разгар пандемии COVID-19. В частности, инженеры HP совместно с партнерами оперативно разработали макеты и выпустили более 3,3 млн деталей, включая защитные маски, лицевые щитки, механизмы для бесконтактного открывания дверей и пр. И подчеркивает, что проектные файлы изделий были выложены в открытый доступ на официальном сайте HP, поэтому каждый желающий мог скачать их и распечатать на 3D-принтере.
Мария БОРИСОВА (SIU System) среди важных трендов на рынке 3D отмечает активное использование технологий 3D-печати DLP и SLS в медицине по всему миру, появление новых материалов для SLA-принтеров, сплочение специалистов 3D-отрасли в сообщество «Мейкеры против COVID-19» для оказания помощи врачам в борьбе с пандемией. «Кроме того, особенно приятно, что генеральный директор нашей компании “НПО СИСТЕМ” Ашхен Овсепян стала послом международной организации Women in 3D Printing на территории России», – говорит г-жа Борисова.
Опубликовано 03.05.2021