История отечественных ИКТ: 140 лет Владимиру Аркадьеву

История отечественных ИКТ: 140 лет Владимиру Аркадьеву
В апреле исполняется 140 лет со дня рождения Владимира Константиновича Аркадьева (1884 – 1953) – учёного-физика, одного из основоположников современной магнитодинамики, доктора физико-математических наук (1934), профессора МГУ (1930), члена-корреспондента АН СССР (1927), автора открытия ферромагнитного резонанса.

Родился 21 апреля 1884 года в семье актёра в Москве. В 1904 году окончил 2-ю московскую гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1908 году он успешно окончил университет и здесь же начал свою научную карьеру под руководством Петра Николаевича Лебедева, знаменитого русского физика-экспериментатора.

Одновременно начал преподавать на Педагогических курсах им. Тихомирова. В 1909-м В.К. Аркадьев побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Во время Первой мировой войны организовал физико-химическую лабораторию, в которой занимался исследованиями в области противохимической обороны. В ней были созданы анемометр Аркадьева, предупредитель газовой атаки, создана методика исследования противогазов.

В этот период он разработал курс «Научно-технические основы газовой борьбы», который читал в Москве, Петрограде и Киеве. По учебной программе В.К. Аркадьева и по его методике велась подготовка инструкторов по ПВХО, а также проводилось обучение среднего командного состава русской армии.

Позже он перешел в Народный университет им. Л.А. Шанявского, а в 1918 году Аркадьев вернулся к преподавательской и научной работе в Московском университете. Но самый важный шаг в карьере Аркадьева произошел в 1919 году, когда он основал Магнитную лабораторию им. Максвелла при Московском университете. Она стала центром его научных исследований на протяжении всего жизненного пути ученого.

Здесь же в 1919 году он женился на Александре Андреевне Глаголевой-Аркадьевой (1884 – 1945), сотруднице его лаборатории, в дальнейшем – создателе единой шкалы электромагнитных волн (1926). Благодаря этому открытию она стала первой русской женщиной-физиком, получившей мировую известность в научном сообществе.

В дальнейшем Аркадьев полностью посвятил себя изучению магнитизма и его свойств. Он провел множество экспериментов, разработал новые методы исследования и сделал важные научные открытия в области магнетизма. Его исследования оказались решающими для многих ученых в области физики. Одним из важных открытий Аркадьева было явление избирательного поглощения энергии переменного поля в ферромагнетиках, которое после этого было названо ферромагнитным резонансом.

В ходе своих исследований он разработал теорию этого явления и предложил обобщенный закон электромагнитной индукции. Также Аркадьев внес важный вклад в развитие магнитной спектроскопии и изучал дифракцию Френеля. Аркадьев также ввел представление о магнитной вязкости, которое широко использовалось в последующих исследованиях в области магнетизма. Его труды и открытия стали базой для дальнейших научных исследований и применения магнетизма в различных областях техники и науки.

Отметим, что В.К. Аркадьев не ограничивался преподаванием в университете. В 1920 – 1926 годах он – профессор Лесотехнического института, в 1920 – 1926 годах возглавлял кафедру физики Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Далее в 1921 – 1923 годах являлся заведующим физическим отделом Политехнического музея, в 1923 – 1931 годах был начальником магнитометрического отдела Всесоюзного электротехнического экспериментального института. С 1939-го он – руководитель магнитной лаборатории Энергетического института АН СССР.

В 1930-м В.К. Аркадьев был утвержден в звании профессора Московского государственного университета. В 1930 –1939 годах он – заведующий кафедрой электроматериаловедения физического факультета МГУ. В 1934-м Президиумом АН СССР В.К. Аркадьеву была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации.

В 1939 году В.К. Аркадьев основал в МГУ кафедру теоретических основ электроники физического факультета и стал ее заведующим (1939 – 1953). В 1940-м он указал метод просвечивания изделий из полупроводников и диэлектриков. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации Института машиноведения в город Казань он возглавил работавшую в составе ИМАШ магнитную лабораторию.

В 1941 – 1942 годах В.К. Аркадьев дал расширенные основы теории скин-эффекта в различных телах. В 1943-м он обосновал основы устройства компрессора магнитного потока для получения сверхсильных магнитных полей. Исходя из этой же теории, в 1944 году ученый установил новый случай равновесия тел в мировом пространстве и новый вид их относительного периодического движения.

Основные научные труды В.К. Аркадьева – «Теория электромагнитного поля в ферромагнитном металле» (1913), «Научно-технические основы газовой борьбы» (1917), «Магнитная спектроскопия» (1924), «Электромагнитные процессы в металлах» (Т.1-2, 1934 – 1936). В числе учеников Аркадьева называют академика АН СССР Б.А. Введенского и академика АН БССР Н.С. Акулова.

Подробнее с материалами о жизни и деятельности учёных и специалистов сферы ИКТ можно познакомиться на сайте Виртуального компьютерного музея.

Опубликовано 21.04.2024