Реальность на удалении. Или удаленная реальность

Логотип компании
Реальность на удалении. Или удаленная реальность
Несмотря на относительно высокую готовность IT-сегмента к удаленной работе, ранее мало кто из его участников мог похвастать таким масштабным опытом на практике. Сейчас ситуация стремительно меняется, и руководители ряда компаний заявляют о 70–90% штата, способного работать удаленно.

(Окончание. Начало в IT News № 4/2020)

 

Последствия массового перехода

 

Несмотря на относительно высокую готовность IT-сегмента к удаленной работе, ранее мало кто из его участников мог похвастать таким масштабным опытом на практике. Сейчас ситуация стремительно меняется, и руководители ряда компаний заявляют о 70–90% штата, способного работать удаленно. И неудивительно – это один из основных критериев выживания. К каким же последствиям может привести массовый исход сотрудников на домашний режим?

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
«Приведу результаты опроса Telegram-канала “Московские новости”: порядка 42% работодателей готовы к дистанционке. Еще 28% готовы перевести порядка 50% сотрудников, 10% — треть штата, а 20% совсем не готовы к дистанционной работе».

Операционный директор компании Oberon Мария ЛИНЬКОВА, опираясь на публичные данные, отмечает, что сложнее всего реализовать удалёнку без потери работоспособности федеральным и региональным органам исполнительной власти, госкомпаниям – там только около 30% персонала могут работать вне офиса. А среди промышленных предприятий с непрерывным производством, нефтегазовых, энергетических компаний, а также других структур с разветвленной филиальной сетью — ретейлеров, банков, страховых компаний – средний показатель не более 50%. Тогда как IT-компании, в частности системные интеграторы, гораздо лучше готовы к работе с digital-каналами и технологиями дистанционного взаимодействия. Однако и здесь, по ее мнению, есть разделение: если для программистов это обычная практика, то, например, в сферах сервисных услуг и строительно-монтажных работ удаленный режим крайне затруднителен и подчас невозможен. Немаловажен и психологический фактор, ведь даже самый продвинутый IT-специалист остается человеком – ему непросто сохранять адекватный режим дня в условиях самоизоляции. Тут офис, конечно же, дисциплинирует, часть вопросов при личном присутствии решается проще – достаточно подойти и поговорить с коллегами, заключает г-жа Линькова.

Павел АНОХИН (HP Inc.):
Павел АНОХИН (HP Inc.):
«Мы не исключаем, что после кризиса отношение к ИТ в целом может существенно измениться, а для кого-то формат удаленной работы откроется с новой стороны. Но пока мы все не вернемся в офис, рано делать какие-либо выводы о последствиях продолжительной самоизоляции».

Генеральный директор HP Inc. в России Павел АНОХИН считает, что даже в условиях самоизоляции современные технологии помогают бизнесу эффективно функционировать, школам и институтам – проводить занятия, людям – не терять связь и ежедневно общаться. «Мы стали чаще использовать видеоконференции. На наш взгляд, этот формат значительно повышает уровень вовлеченности сотрудников в процесс обсуждения», – добавляет он.

Оксана Колчина (АТОЛ):
Оксана Колчина (АТОЛ):
«Последствия массового перехода на удалёнку пока непредсказуемы. У российского бизнеса еще не было подобного опыта, с таким вызовом мы сталкиваемся впервые. И чтобы понимать, как управлять данной ситуацией, необходима практика».

Исполнительный директор компании АТОЛ Оксана КОЛЧИНА напоминает, что если для большинства разработчиков принципы удаленной работы понятны и привычны, то для остальных подразделений это совершенно новый опыт. Есть службы, для которых удаленная работа стала форс-мажором, и пока неясно, смогут ли их сотрудники себя организовать. «Если компании не нужно проводить отгрузку, общаться с людьми вживую, то, наверное, полный переход на удаленную работу возможен», – заключает г-жа Колчина. Одним словом, все зависит от профиля компании.

Борис ЩЕРБАКОВ, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies:
Борис ЩЕРБАКОВ, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies:
«Мы давно практикуем гибкую систему работы и совместные рабочие столы в офисе, которые могут использоваться несколькими сотрудниками. Так что никаких неприятностей от удаленного режима не будет – ведь такой переход мы совершили несколько лет назад».

Александр ПЕСТУНОВ (СИГМА):
«Эффект от полученного опыта еще предстоит оценить, он многоуровневый: от изменений на рынке офисной недвижимости до многократного, взрывного спроса на коммуникационные решения, облачные сервисы для хранения данных и работы с документами, услуги и IT-инструменты для обеспечения безопасности данных, электронный документооборот».

Заместитель генерального директора компании СИГМА Александр ПЕСТУНОВ полагает, что, как показывает практика, такой переход вполне возможен. Уровень развития телеком-инфраструктуры в России уже достаточно высок, так что проблема не в том, где находятся сотрудники, – вопрос в мотивации и оценке эффективности, убежден он.

 

Спрос и дефицит поставок

 

Участники обзора говорят на эту тему не слишком охотно, в целом подтверждая подвешенное состояние по многим направлениям, но вместе с тем отмечая и позитивные стороны. Кроме того, несколько изменилась сегментация спроса.

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
«Если говорить об ИТ-потребностях компаний, то сегодня рекордной популярностью пользуются мобильные рабочие станции. Дефицит дополнительно подогревают последствия временной приостановки производства в Китае».

По словам Марии ЛИНЬКОВОЙ (Oberon), сейчас востребованы сервисные услуги и аутсорсинг: заказчикам необходимы быстрые и недорогие «временные руки», которые смогут оперативно подготовить и подключить мобильные АРМы, обработать заявки пользователей. На следующем месте – спрос на услуги по внедрению ПО для обеспечения и защиты удаленного доступа: DLP- (Data Leak Prevention), VPN- (Virtual Private Network) и PAM- (Privileged Access Management) системы позволяют обеспечить контроль и защиту данных сотрудников, которые вынуждены работать вне офиса, при этом минимизируя риски утечки. «На это отреагировал и рынок, ведь стоимость акций некоторых производителей на бирже ставит рекорды», – заключает г-жа Линькова.

Павел АНОХИН (HP Inc.):
Павел АНОХИН (HP Inc.):
«Неопределенность пока сохраняется, но мы делаем все возможное, чтобы в кратчайшие сроки вернуться к стандартному режиму производства. Большинство предприятий HP в пострадавшем регионе уже восстановили свою работу и постепенно наращивают производственные мощности».

Павел АНОХИН (HP Inc.) отмечает, что компания ежедневно отслеживает ситуацию с поставками в условиях пандемии. Представители HP поддерживают связь с клиентами и готовы оперативно сообщать данные об отгрузках и возможных задержках, а дистрибьюторы принимают все меры, чтобы эта ситуация не отразилась на качестве выполнения заказов. В то же время многие компании были вынуждены перейти на удаленную работу, в связи с чем их пользователи сейчас нуждаются в соответствующих технологиях.

Г-н Анохин рассказывает, что компания продолжает работать по всей цепочке поставок и поддерживает конечных потребителей, при этом особое внимание уделяется кибербезопасности. В домашних условиях IT-специалистам крайне сложно контролировать все процессы, поэтому каждому удаленному сотруднику необходимо прикладывать больше усилий, чтобы не допустить утечки конфиденциальных данных. Для клиентов и партнеров HP проводит серию бесплатных вебинаров по вопросам защиты домашнего офиса. Кроме того, до 30 сентября текущего года предоставлена возможность бесплатной установки корпоративного решения HP Sure Click Pro для защиты от угроз, возникающих при просмотре веб-страниц, работе с электронной почтой и документами.

Иван КОЛЛЕГОВ (АТОЛ):
Иван КОЛЛЕГОВ (АТОЛ):
«Дефицит поставок иностранной техники, на наш взгляд, уже пройден».

Руководитель департамента фискальных решений АТОЛ Иван КОЛЛЕГОВ согласен с мнением ряда экспертов о вероятном увеличении стоимости электроники, но не на 20%, как полагают многие из них, а, скорее всего, в пределах 5-7%.

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
«Наша команда, партнеры и вся цепочка поставок работают вместе, чтобы помочь заказчикам в бизнес-критических задачах. Мы управляем воздействием на бизнес и поставки посредством предоставления точной информации по каждой доставке».

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies) уточняет, что вся актуальная информация о доступности и сроках доставки товаров предоставляется заказчикам, партнерам и sales-команде во время работы над конкретным заказом. Особое внимание уделяется производству и отгрузке продукции в полном соответствии с глобальными политиками безопасности (в том числе с точки зрения здоровья). Команда техподдержки также продолжает обслуживать заказчиков по всему миру, работая из дома.

 

Если это надолго


По самым оптимистическим прогнозам, сложная эпидемиологическая ситуация сохранится еще как минимум месяц, а ее отдаленные последствия будут давать о себе знать многие годы. Каких изменений в работе компаний можно ждать в случае неблагоприятного развития событий?

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
Мария ЛИНЬКОВА (Oberon):
«Мы работаем на результат, который, как мне кажется, зависит не от места расположения, а в первую очередь от мотивации, ответственности каждого сотрудника и нацеленности на результат. Кризис пройдет, а бизнес-репутация останется».

Мария ЛИНЬКОВА (Oberon) отмечает, что ее компания уже сейчас максимально использует сложившуюся ситуацию для роста продаж за счет грамотной реакции на новые запросы клиентов и повышения лояльности текущих заказчиков. В случае длительной изоляции планируется более активное использование digital-каналов для поддержания контактов и развития бизнеса: цифровые мероприятия, серии вебинаров и круглые столы. «А также представим рынку новые решения и услуги, которые закроют уже не кратковременные, а долгосрочные нужды российских компаний, работающих дистанционно», – пообещала г-жа Линькова.

Павел АНОХИН (HP Inc.) уверен, что на борьбу с пандемией потребуется время. И в данных условиях нужно проявлять гибкость, делая все возможное, чтобы минимизировать влияние этой ситуации на оперативную деятельность, считает он.

Оксана КОЛЧИНА (АТОЛ):
Оксана КОЛЧИНА (АТОЛ):
«Мы отталкиваемся от рекомендаций правительства и четко соблюдаем вводимые правила».

Оксана КОЛЧИНА (АТОЛ) уточняет, что если текущая эпидемиологическая обстановка продолжится, то ее компания будет подстраиваться и перераспределять ресурсы в соответствии с актуальным положением дел.

Читайте также
Какие существуют варианты автоматизации процесса найма сотрудников? Как компании оптимизировать 100% рабочего времени при назначении собеседования? Как из робота сделать «электронного HR-партнера»? Разбирался IT-World.

Андрей ТРЕЩУК, заместитель управляющего директора TerraLink:
Андрей ТРЕЩУК, заместитель управляющего директора TerraLink:
«Наши предложения призваны помочь клиентам в организации эффективной удаленной работы вне зависимости от сроков и изменений экономической и эпидемиологической ситуации».

Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
Борис ЩЕРБАКОВ (Dell Technologies):
«Мы не ждем кардинальных изменений».

Александр ПЕСТУНОВ (СИГМА):
«Будем совершенствовать взаимодействие в командах, с клиентами и партнерами в новых условиях, сохраняя и развивая ключевые компетенции».
 


Читайте также
Как компаниям эффективно интегрироваться в новые реалии? Как выбрать наиболее удачный отечественный продукт взамен привычных инструментов для управления ИТ-услугами и внутренними процессами?

Опубликовано 11.06.2020