IoT в России: итоги 2023 года и перспективы. Аналитика IT News

Логотип компании
IoT в России: итоги 2023 года и перспективы. Аналитика IT News

Иллюстрация: Chor muang/shutterstock.com

Россия приобретает статус крупного игрока на глобальном рынке IoT. По итогам 2023 года сегмент потребительского IoT достиг рекордных объемов, сегмент промышленного IoT растет все более быстрыми темпами. Уже в 2024 году потребители смогут перейти на российские M2M-карты. Обо всем этом - в аналитическом материале IT News.

Объем российского рынка Интернета вещей (IoT) к концу 2023 года достиг 34,4 млрд рублей (порядка $374 млн). Число устройств IoT в России составило, по разным данным, от 60 млн. до 70 млн. единиц. По самым последним данным – к началу 2023 года - общее число SIM-карт для Интернета вещей (M2M-карт) в России составляло порядка 35,7 млн.

Россия становится крупным игроком на рынке Интернета вещей, уделяя особое внимание решениям для умных городов и промышленной автоматизации – это признают и аналитики Statista. По подсчетам экспертов, к концу 2032 года объемы отечественного рынка IoT, с учетом ПО, достигнут 350 млрд рублей ($3,8 млрд).

В 2023 году объем отечественного рынка промышленного Интернета вещей (IIoT) составил около 144,5 млрд рублей, что почти на 8% выше показателя предыдущего периода. По данным экспертов, в прошлом году технологии IoT использовали не менее 36 тыс. российских компаний. За предыдущие два года каждая из них тратила на ПО для Интернета вещей от 1,5 млн до 12 млн рублей. В лидерах применения IoT - сектор городского хозяйства: в рамках пилотных проектов цифровые решения для управления городской инфраструктурой на базе технологии внедрены почти в 200 населенных пунктах РФ.

На долю сегмента потребительского Интернета вещей пришлось $5,36 млн (493, 4 млн рублей) – на 21% выше показателя 2022 года. Это рекордный показатель за период с 2020 года. В этом сегменте лидировали подразделы «умного дома», который вырос почти на 19% и достиг $1,694 млн (155, 9 млн рублей), «умного телевидения» (Smart-TV) – $2,608 млн (240 млн рублей) по данным за 2023 год, лайфстайла и спорта – около $0,748 млн (78 млн рублей).

Как предполагают эксперты, по итогам 2024 года сегмент потребительского IoT продемонстрирует стагнацию – динамичный рост прошлых периодов сменится сокращением примерно на 10%. Драйверами этого сокращения выступят подразделы «подключенный автомобиль», объем которого снизится с имеющихся $122 тыс. до $ 118 тыс., а в большей степени – Smart-TV, объем которого упадет до $1,8 млн. Остальные подразделы подрастут, хотя и несущественно.

После падения текущего года, по предварительным сведениям, сегмент потребительского IoT будет подрастать, в среднем, на 2,5 – 2,3% в год, за счет роста в подразделах умного дома, умного здоровья, а также лайфстайла и спорта. В итоге к 2027 году объем сегмента достигнет $5,235 млн, но превысить показателей 2023 года еще не сможет.

В противоположность потребительскому IoT, отечественный сегмент промышленного IoT в текущем году будет расти. Но темпы роста снизятся с 8% до 5%. Зато последующие два года принесут прирост его объемов более, чем на 10%. Как подсчитали эксперты, 2027 год сегмент закончит с объемами порядка 189 млрд рублей.

Глобальный рынок Интернета вещей в наступившем году, по прогнозам, ожидает рост до $1,39 млрд. Самыми заметными трендами в этой отрасли станут внедрение ИИ и машинного обучения для обеспечении безопасности человека и для анализа статистических данных, внедрение и развитие систем видеоаналитики, мониторинг и корректировка стиля вождения пользователей транспортной техники, создание цифровых двойников (виртуальных моделей) для управления устройствами Интернета вещей в режиме онлайн, а также более широкое внедрение технологии 5G, что обеспечит сетям IoT высокую пропускную способность.

В российском сегменте уже в обозримом будущем предполагается массовый переход в сегментах умного дома, промышленности, финсекторе (банкоматах) на M2M SIM-карты отечественного производства. Участники «Большой четверки» и несколько других сотовых операторов начали их тестирование в декабре 2023 года. Сообщалось, что серийный выпуск SIM-карт для Интернета вещей «Микрон» запустил в последних числах декабря 2023 года, а позже этим займется и «НМ-Тех».

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Опубликовано 03.05.2024

Похожие статьи