Рынок ищет нужный ракурс

Логотип компании
Российские операторы признали, что вектор развития ШПД-услуг меняет направление - теперь курс взят на регионы.

Российские операторы признали, что вектор развития ШПД-услуг меняет направление - теперь курс взят на регионы. Вряд ли операторы возмущены «цифровым неравенством» в той же мере, что и правительственные чиновники, но в регионах есть возможность заработать на интернет-доступе, которую дает только растущий рынок. В Москве и Петербурге подключать уже некого: ситуацию, когда абонент пользуется проводным Интернетом дома и нетбуком со встроенным WiMAX за его пределами, представить себе несложно, а вот зачем тянуть два кабеля, скажем, от «Билайна» и «Акадо» себе в квартиру… Сценарий, по которому до сих пор идет рынок сотовой связи, для ШПД невозможен.

По словам президента «Комстар-ОТС» Сергея Приданцева, единственный вариант для расширения бизнеса его компания видит в региональной экспансии, под которой понимается выход во все города России с населением от 100 тыс. человек. Таких городов, в которых «Комстар» еще не представлен, в компании насчитали порядка 150-170. «Мы должны строиться быстро, - говорит г-н Приданцев, - пока «Связьинвест» занят реорганизацией». План экспансии «Комстар» намерен осуществить в ближайшие год-два (единственное место, куда оператор не торопится с услугами, - Дальневосточный ФО). В 2010 году свое присутствие в регионах собираются упрочить также «Эр-Телеком» и «Билайн».

Примечательно, что за пределами столицы операторы не всегда делают упор на интернет-доступ. Так, ключевой услугой для регионального рынка в компании «Комстар» считают телевидение. «В московских квартирах социальная антенна позволяет просматривать от 15 каналов и более, в то время как в регионах даже городскому населению иногда доступны один-два канала, - подчеркнул г-н Приданцев. В рамках этой бизнес-стратегии интернет-доступ и телефония подключаются пользователю уже «поверх» основной услуги.

Начав проводить параллели между столицами и остальной Россией, остановимся еще на нескольких событиях прошедших двух недель. «Акадо-Столица» с декабря расширяет линейку HD-каналов до 12 и заявляет о планах довести количество каналов высокого разрешения до 20 уже в следующем году. В регионах ГК «Акадо» HD-каналы не продает: дело в том, что контент, формирующий там платное ТВ, не подойдет для столичных рынков. И наоборот, в Москве или Петербурге, для того чтобы эта услуга продавалась, требуются уникальное наполнение и достаточно низкий ценник. Регионы, понятно, также нуждаются в дешевом ТВ, но еще оно должно быть массовым, не слишком тематическим. Достаточно взглянуть на линейку спутникового оператора «Триколор», лидера российского цифрового ТВ: всего 34 канала, включая 12 эфирных, - больше и не надо. По прогнозам той же «Акадо», HDTV будет востребовано в регионах не ранее чем через 10-15 лет.

В Москве провайдеры уже не знают, что придумать, чтобы заполучить нового абонента. Очередное ноу-хау предложил уже упоминавшийся «Комстар», который начал продавать коробочный продукт, позволяющий абоненту подключиться тут же, не дожидаясь прихода мастера. В «коробочке» поставляются модем с поддержкой технологии ADSL2+ и IPTV, диск с автонастройками и скретч-карта с личными данными. Если вы думаете, что на подключение квартиры к Интернету (и остальному Triple Play) нужно один-два дня, то это уже не соответствует действительности. «Комстару» следовало бы начать продажи не с сети мобильной электроники «Ион», а с салонов, торгующих компьютерами.

После выступления Дмитрия Медведева, еще раз объявившего зеленый свет высоким технологиям, и 4G в частности, разговоры о частотах, выдаче лицензий, условиях будущих конкурсов зазвучали с новой силой. Эти ВОЛС, которые нужно тянуть по всей стране, далеко не так интересны, как мобильный WiMAX или технология LTE, которую прочат на смену существующим сетям UMTS. После того как Роскомнадзор опубликовал условия получения лицензий на мобильный WiMAX в 40 регионах России, стало ясно: сотовым операторам приходится рассчитывать только на LTE. Сегодня это настоящая «терра инкогнита» - работающих LTE-сетей на Западе еще не построили, а в России под эту технологию не отведен частотный диапазон. Здесь кроется и главная интрига. Аналитики, видя, как неторопливо военные освобождают частоты, успели предположить, что LTE-частот в России хватит не на три, а на две сотовые компании. Причем одной из них станет «Связьинвест», который умеет постоять за свои интересы на государственном уровне.

Зато развертывание 3G-сетей в Москве для сотовых операторов вполне реальная задача. Роскомнадзор торопится с выдачей разрешительных документов, и вряд ли ФГУП «Главный радиочастотный центр» станет откладывать этот вопрос. Операторы «большой тройки» могут получить столь долгожданные бумаги до Нового года. У каждой компании к запуску на территории столицы готовы около 100 БЦ, работающих в 3G. Это означает всего лишь фрагментарное покрытие отдельных районов - для полного 3G-покрытия города каждому оператору необходимо установить 1,5–2,5 тыс. БЦ, а этот процесс может растянуться до конца 2011 года.

Наталья Рыжкова

Опубликовано 03.12.2009