Бум китайского IT-бизнеса обострил проблемы дискриминации женщин

Логотип компании
30.05.2018
Бум китайского IT-бизнеса обострил проблемы дискриминации женщин
Как рассказывает основательница пекинского кадрового агентства JingJobs Саманта Квок, клиенты часто дают им два описания должности: одно для открытой публикации, второе для внутреннего пользования с детальным описанием нужного кандидата, его возрастом и полом.

Активное развитие IT-сферы в Китае и появление таких титанов, как онлайн магазин Alibaba и холдинг Tencent, оказывает значительное влияние на этот бизнес во всем мире. Вместе с технологическим бумом обостряются и связанные с ним проблемы. Все чаще в китайских и мировых СМИ появляются сообщения о дискриминации и сексизме по отношению к женщинам в китайских IT-компаниях. Агентство Reuters провело свое исследование и пообщалось со специалистами разного уровня, работающими в этой сфере, мужчинами и женщинами, и все в один голос говорят о негативном отношении к женщинам-инженерам и разработчикам в Китае.

Как говорит бывший инженер Microsoft Чен Бин, организатор пекинского движения «Научим девушек кодировать», призванного привлечь к этой работе больше женщин, традиционно считается, что женщины просто не подходят для работы разработчиками ПО: «Сейчас ситуация чуть лучше, чем 10 лет назад, но количество женщин, работающих в сфере ИТ, все еще очень мало».

Проблемы равноправия мужчин и женщин в ИТ индустрии существуют во всем мире и активно обсуждаются последние десятилетия. И если в США случаи дискриминации и сексизма в таких корпорациях, как Uber, Google и Microsoft дошли до судебных разбирательств и привели к серьезным штрафам, то в Китае подобные ситуации чаще замалчиваются.

Большинство китайских компаний не предоставляет практически никакой информации о статистике найма сотрудников, и никто из лидеров отрасли не публикует уже ставшие нормой в США доклады о гендерном и расовом многообразии в компании. Таким образом, невозможно достоверно выяснить представленность женщин в различных должностях в сфере ИТ в Поднебесной.

Инженер-программист Пенни Чен, работающая в онлайн магазине JD.com и в популярном новостном приложении Jinri Toutiao, вспоминает, что в университете студентов-мужчин сажали за одну парту с красивыми студентками в качестве награды за хорошие оценки. На работе, как говорит девушка, женщин редко приглашают на коллективные развлекательные мероприятия, туда, в основном, ходят мужчины. Она вспоминает, как перед запланированным для всех сотрудников посещением ресторана, начальник велел женщинам собраться на улице в определенное время, что оказалось розыгрышем – к этому времени автобус с сотрудниками-мужчинами уже уехал.

В Китае приняты законы, запрещающие дискриминацию женщин, но определение понятия «дискриминация» отсутствует. На практике эти законы применяются нечасто, а до судебных разбирательств доходит еще реже.

О многочисленных случаях сексизма в крупных китайских компаниях много пишут в соцсетях. Так, недавно китайская компания для онлайн-заказа такси Didi подверглась острой критике после убийства 21-летней пассажирки водителем, зарегистрированным в сервисе. На фоне случившегося особо обсуждался тот факт, что в приложении для вызова автомобиля можно было оценивать привлекательность пассажиров.

Гендерные проблемы в китайских компаниях не ограничиваются IT-сферой. Согласно отчету Всемирного экономического форума, Китай опустился в рейтинге стран по индексу гендерного равноправия и оказался на 100-м месте из 144.

Мужчины в Китае зарабатывают в среднем $19 тыс. в год, что на $7 тыс. выше среднего дохода женщин.

Как рассказывает основательница пекинского кадрового агентства JingJobs Саманта Квок, клиенты часто дают им два описания должности: одно для открытой публикации, второе для внутреннего пользования с детальным описанием нужного кандидата, его возрастом и полом.

Многие работодатели указывают, что хотели бы нанять мужчину или «женщину с мужским характером». Женщины стараются соответствовать подобным требованиям, меняют поведение и одежду. Возникла даже отдельная группа женщин, называемых «ню ханьдзы», что примерно означает «женщина, ведущая себя как настоящий мужик».

На управленческих постах женщин в Китае удручающе мало. Среди 24 членов правления ведущих IT-гигантов – поисковой системы Baidu, торгового гиганта Alibaba и компании Tencent — всего одна женщина.

Вслед за Европой и Америкой в Китае начинают все активнее обсуждаться подобные темы. Крупные IT-компании утверждают, что внедряют новые корпоративные кодексы, призванные бороться с дискриминацией и изменить кадровую политику, но, разумеется, в первую очередь, необходимо изменить отношение глубоко традиционного китайского общества к этой проблеме.