IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда

Логотип компании
IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда
В России на один миллион человек городского населения приходится шесть стартапов. Что существенно ниже Израиля (214), Сингапура (176), США (160), Великобритании (122), Финляндии (101), Индии (92) и многих других стран. Печально и то...

Именно такая мысль приходит в голову после знакомства с 62-страничным отчетом “ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России”, подготовленном РАЭК совместно с международным исследовательским агентством OC&C Consulting. Исследование проводилось по заказу Google и продолжалось почти год. По словам аналитика РАЭК Марии Сайкиной, в работе над ним приняли участие в общей сложности свыше 30 человек. Кстати, по заказу Google такие же исследования проводились в Турции, ЮАР, Нигерии, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии.

ФАКТЫ

Смотрите (рис. 1): наша страна занимает девятое место в мире по численности населения и 12-е –- по общему размеру ВВП. А вот по ВВП на душу населения мы можем похвастаться лишь 52-м местом из 192 возможных. Это, правда, данные по итогам 2016 г. Но с тех пор ситуация не сильно изменилась. Основная причина отставания по последнему из перечисленных выше показателей: достаточно низкая производительность труда. Последняя же, прежде всего, определяется степенью инновационности экономики. Впрочем, такого показателя в статистике нет. Но есть тесно связанный с ним показатель: количество стартапов в стране на миллион человек городского населения.

IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда. Рис. 1

Рис. 1. Макроэкономические показатели России (Источник: РАЭК, декабрь 2018 г.)

Известно, что смена технологических укладов (к примеру, переход общества из индустриального в постиндустриальное) приводит и к смене лидеров рынка. А новые лидеры обычно из стартапов и образуются. Естественно, что большинство стартапов либо разоряются, либо поглощаются. Но из тех, кто остается на плаву, иногда вырастают компании, рыночная стоимость которых превышает $1 млрд. И чем быстрее идет технический прогресс, тем быстрее такие компании образуются. Причем, как правило, из IT-компаний, основным активом которых являются так называемые “большие данные”.

Авторы отчета пишут: «За последние пятнадцать лет на фоне инноваций и бурного развития цифровых технологий доля отрасли информационно-коммуникационных технологий в мировой экономике выросла с 1,3% до 3%». Считается (рис. 2), что в нашей стране на один миллион человек городского населения приходится шесть стартапов. Что существенно ниже Израиля (214), Сингапура (176), США (160), Великобритании (122), Финляндии (101), Индии (92) и многих других стран. Печально и то (рис. 3), что, начиная с 2012 г., выраженный в долларах объем венчурных сделок в России падает со средней скоростью 35% в год. Более подробные сведения о российском рынке венчурных инвестиций можно найти здесь.

IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда. Рис. 2

Рис. 2. Количество стартапов в разных странах (на миллион человек городского населения). Источник: РАЭК, декабрь 2018 г.

IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда. Рис. 3

Рис. 3. Объем венчурных сделок в России ($ млн). Источник: РАЭК, декабрь 2018 г.

КТО ВИНОВАТ?

В упомянутом выше отчете, cреди прочих, перечислены такие причины отставания нашей страны:

  • В российской научно-инновационной культуре пока не принято ценить деловые качества, без которых невозможно сформировать высокоразвитую экосистему технологического предпринимательства.

  • Действующие с недавних пор в России новые правила, регламентирующие цифровые технологии… зачастую не отличается конкретностью формулировок и требует обширных пояснений.

  •  Большинство частных российских компаний являются сателлитами небольшого числа крупных корпораций, контролирующих львиную долю рынка, которые не понимают, зачем нужно развивать технологическое предпринимательство, и не ставят перед собой такую задачу. Такое положение дел существенно ограничивает возможности владельцев технологических компаний по входу на рынок на ранних этапах, по образованию партнерств, а также по привлечению инвестиций и продаже бизнеса.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Ответы на этот вопрос всегда актуальны. Авторы отчета выделяют (рис. 4) три основные группы рекомендаций по укреплению предпринимательской экосистемы нашей страны. При этом в самой предпринимательской экосистеме они выделяют 7 элементов (рис. 5), которые должны находиться в гармонии друг с другом.

IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда. Рис. 4

Рис. 4. Три основные группы рекомендаций по укреплению предпринимательской экосистемы страныИсточник: РАЭК, декабрь 2018 г.

IT-cпециалистов у нас много, а вот с IT-предпринимателями просто беда. Рис. 5

Рис. 5. Составные части предпринимательской экосистемы. Источник: РАЭК, декабрь 2018 г.

Говоря о первой из них (“Повышение уровня прибыли от инноваций путем более активного привлечения представителей частного сектора”) авторы отчета отмечают, что “Россия обладает высоким потенциалом в области развития технологий, однако в силу ее историческо­го развития эта сфера деятельности закреплена за крупными компаниями и государственными корпораци­ями, а не за стартапами. В результате представителям частного сектора не хватает опыта совместной работы со стартапами по поиску, внедрению или разработке технологий и инноваций. В условиях высокого уровня рыночной концентрации владельцы стартапов, желаю­щие привлечь инвестиции, продать свою продукцию, получить поддержку и в конечном итоге продать свою фирму, зачастую достаточно ограничены в выборе партнеров ввиду небольшого числа игроков на рынке. Для более активного привлечения к сотрудничест­ву представителей частного сектора правительству необходимо понять нужды и мотивацию частных инвес­торов и разработать соответствующие меры финан­сового поощрения для них”. C этим пожеланием трудно не согласиться.

Говоря о второй группе рекомендаций (“Повышение привлекательности предпринимательской деятельности за счет формирования культуры ведения бизнеса и признания заслуг”) авторы отчета отмечают, что «в настоящий момент предприниматели, которые продают свои компании, как правило, устраиваются на работу в какую-либо стабильную частную компа­нию. Однако крайне важно, чтобы такие люди, продав свой бизнес, включились в работу предпринимательской экосистемы».

Третья группа рекомендаций касается законодательных инициатив. В ней, среди прочего, говорится о том, что “несмотря на новую програм­му подготовки и подачи налоговой отчетности многим стартапам приходится по старинке нанимать для этого отдельных сотрудников и поддержи­вать всю необходимую инфраструктуру. Поэтому участники предпринимательской экосистемы подчер­кивают, что выполнение всех требований к оформле­нию и подаче налоговой отчетности требует немалых дополнительных сил и средств. И если для крупной компании, ведущей масштабную деятельность, неслож­но нанять дополнительных сотрудников, то для малень­ких стартапов это существенная статья расходов. Выходом из ситуации может стать предо­ставление льгот на основании неких пороговых сумм дохода.

Разумеется, перечень рекомендаций относительно того, что надо сделать для укрепления предпринимательской экосистемы нашей страны, в упомянутом выше отчете шире и глубже, чем изложено выше. В то же время его авторы скромно отмечают: «Вся информация, изложенная в настоящем отчете, включая рекомендации правового характера, подготовлена и предоставляется исключительно как материал для обсуждения методов по обеспечению роста объемов технологического предпринимательства».

Опубликовано 24.12.2018

Похожие статьи