Облака и ЦОДы

Логотип компании
Облака и ЦОДы
Лет десять назад облачные услуги вызывали у большинства компаний недоверие: дорого, сложно, небезопасно. А сегодня кое-где в облака переводят чуть ли не все бизнес-процессы. Безусловно, сохраняются определенные ИБ-риски....

Лет десять назад облачные услуги вызывали у большинства компаний недоверие: дорого, сложно, небезопасно. А сегодня кое-где в облака переводят чуть ли не все бизнес-процессы. Безусловно, сохраняются определенные ИБ-риски, есть ряд законодательных нестыковок и других нюансов. Однако факт налицо: облака заняли прочное место на IT-рынке и продолжают стремительно развиваться.
Параллельно растет и рынок data-центров. Так, согласно прогнозу Gartner, к 2025 году 80% крупных мировых компаний закроют свои ЦОДы и перейдут на использование облачных технологий, предлагаемых коммерческими data-центрами и облачными провайдерами. Впрочем, на этот шаг решились пока лишь 10%, так что прогноз может и не оправдаться. Но обо всем по порядку.

Рыночные data-циклы

По информации аналитического агентства iKS-Consulting, рост емкости ЦОДов в России замедляется третий год подряд (2017–2019). Мы предложили непосредственным участникам рынка поделиться своими соображениями на сей счет.

Игорь Мартюшев, директор по развитию электронных сервисов компании «Марвел-Дистрибуция»:
Игорь Мартюшев, директор по развитию электронных сервисов компании «Марвел-Дистрибуция»:
«Возможно, дело в том, что данный рынок наконец-то становится зрелым – уже нет того взрывного роста с нуля».

Генеральный директор Linxdatacenter в России Ольга Соколова одним из главных факторов замедления называет дефицит площадок, отвечающих техническим и бизнес-требованиям проектов по созданию ЦОДов. Так, в наиболее востребованных рынком локациях – Москве и СЗФО – плотность присутствия операторов чрезвычайно высока, однако такие факторы, как доступ к ресурсам инженерных сетей, логистически привлекательным для data-центров, и близость к телекоммуникационным хабам, все реже сходятся воедино, что в итоге не позволяет операторам ЦОДов расти необходимыми темпами. Как результат, увеличивается стоимость проектов.

По мнению г-жи Соколовой, ситуация в Центральной России обусловлена концентрацией бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, а также привычкой местных заказчиков иметь постоянный физический доступ к своей IT-инфраструктуре, даже если она размещена в коммерческом ЦОДе, – это и вынуждает операторов строиться рядом со своими заказчиками.

     

Ольга Соколова (Linxdatacanter):
Ольга Соколова (Linxdatacanter):
«Стоимость проектов стремительно растет, находить золотую середину с каждым годом становится все труднее».

В других регионах проблемы зачастую имеют иную природу: удаленность от инженерных сетей и каналов связи повышает себестоимость проекта (издержки на логистику в процессе стройки и т. д.).

Алексей Макаркин, директор по развитию бизнеса облачных провайдеров #CloudMTS и «ИТ-ГРАД»:
Алексей Макаркин, директор по развитию бизнеса облачных провайдеров #CloudMTS и «ИТ-ГРАД»:
«Мы видим высокую потребность рынка в коммерческих дата-центрах»
Российский бизнес активно цифровизуется. Например, банки, ретейл все активнее предоставляют цифровые услуги, что увеличивает спрос на мощности data-центров. Наиболее часто мы видим запросы со стороны ретейл-компаний, банков (несмотря на то, что многие из них имеют свои корпоративные дата-центры), крупных интернет-компаний.

Растет и число запущенных в эксплуатацию стойко-мест. По данным аналитического агентства CNews Analytics, в 2018 году по сравнению с 2017-м количество запущенных в эксплуатацию коммерческих стойко-мест у 20 крупнейших ЦОД-провайдеров выросло на 19%. Например, только один «Авантаж» (принадлежит МТС) состоит из 16 залов с возможностью размещения более двух тысяч стоек с оборудованием. Компании могут воспользоваться услугами сolocation, арендовать выделенные модули или целые машинные залы. Недавно мы запустили в «Авантаже» услуги по созданию частных и гибридных облаков, что позволит бизнесу реализовывать масштабные ИТ-проекты. Data-центры в регионах будут развивать в основном крупные игроки, которые уже имеют там площадки. К примеру, МТС в следующем году запустит еще два data-центра: в Сибири и на Северо-Западе. Строительство новых data-центров позволит провайдеру расширить технологическую базу для удовлетворения собственных потребностей в вычислительных мощностях и оказания услуг российскому бизнесу.

Основной драйвер развития рынка data-центров – ежегодный рост объема хранимых и обрабатываемых данных, с которым сталкиваются все крупные компании. Наиболее высокими темпами развивается спрос на IaaS (он же виртуальный ЦОД), но и темпы спроса на colocation тоже не снижаются. Развитие IaaS-сегмента происходит за счет удобной модели потребления сервиса, когда клиент освобождается от необходимости покупки собственного оборудования, вложения средств в его регулярное обслуживание. Ведь переход в облако — это еще и возможность для бизнеса оптимизировать текущие издержки на 25-30% ежемесячно.

Рынок облаков сегодня является одним из самых быстрорастущих сегментов ИТ: по итогам этого года мы прогнозируем рост спроса на облака на уровне 20-25%, преимущественно за счет высокой популярности IaaS. Российский бизнес уже давно понял, в чем преимущества облаков, и рассматривает их не просто как ИТ-услугу, а как инструмент развития бизнеса. Возможность оптимизации затрат и повышение скорости операционных процессов – это то, что определяет популярность облачных технологий. К примеру, за десять лет работы на облачном рынке «ИТ-ГРАД» (входит в Группу МТС) реализовал сотни проектов для крупных компаний, лидеров в своих отраслях. Практика показывает, что зачастую для клиента использовать облако надежнее и безопаснее, чем развивать и поддерживать собственную ИТ-инфраструктуру. Безотказность работы систем достигается за счет катастрофоустойчивой конфигурации инфраструктуры провайдера, отсутствия единой точки отказа, использования высококлассного high-end-оборудования ведущих мировых производителей.

Сегодня облака становятся базисом для формирования и развития цифровых экосистем. На их основе бизнес может, к примеру, внедрять комплексные цифровые платформы, требующие больших мощностей. Так, в ближайшее время нами будет реализован такой проект в data-центре «Авантаж», где создается частное облако для размещения цифровой платформы управления Segezha Group.

Кроме того, МТС использует собственные облака для развития новых digital-направлений. Например, медиаплатформа для геймеров использует ресурсы #CloudМТS, а телемедицинский сервис SmartMed задействует аттестованный сегмент облака для хранения электронных медицинских карт пациентов.

Директор департамента маркетплейса компании OCS Евгений Салихов полагает, что оценки аналитических агентств скорее касаются замедления экстенсивного роста рынка ЦОДов (например, появления новых значимых игроков), а не расширения объема предложений со стороны действующих. Такая ситуация, по его мнению, вполне объяснима. Во-первых, этап бурного роста сегмента подходит к концу и выход для новичков становится все дороже, так как цена перестала быть главным критерием конкурентоспособности. Сегодня большее значение приобретают объем и качество дополнительных сервисов, которые способен обеспечить провайдер, а это под силу только тем, чья инфраструктура готова к подобным нагрузкам.

     

Евгений Салихов (OCS):
Евгений Салихов (OCS):
«Сейчас  гораздо больше важен SLA и объем сервисов, которые необходимо предоставлять клиентам по запросу».

Во-вторых, клиентам стали доступны гибридные сценарии использования публичных облаков от гигантов индустрии: то есть появилась возможность оставлять персональные и важные данные в России и при этом использовать весь набор сервисов в рамках IBM Cloud, Google Cloud Platform, Microsoft Azure, Amazon Web Services, поясняет г-н Салихов.

 

Николай Фокин, генеральный директор компании Cloud4Y
Николай Фокин, генеральный директор компании Cloud4Y
Российские компании всё более активно интересуются облачными решениями, и этот процесс далек от завершения. Темпы развития российского облачного рынка сопоставимы с мировыми: по некоторым прогнозам, уже к 2022 году его объем достигнет отметки в 155 млрд рублей. И основными драйверами развития выступают IaaS и SaaS. Активным спросом пользуются облачные услуги бухгалтерского учета («1С» в облаке), хранение персональных данных, системы резервного копирования, удаленные рабочие столы и корпоративная почта.

Cloud4Y работает на рынке уже 11-й год, и мы видим, что рынку действительно есть куда расти. Это банальная экономика: что выгоднее – загружать собственные мощности на 10-20%, оплачивая простой оборудования, или загружать виртуальный сервер на 80-85%, оплачивая только потребляемые ресурсы?

В 2019 году особенно ярко проявился интерес к облачным сервисам со стороны крупного бизнеса и государственных организаций. Так, вслед за Сбербанком и «Роснефть-Лояльностью» облачной инфраструктурой обзавелось и ФАДН, а в правительстве перезагрузили работу над проектом «Гособлако». И таких примеров очень много.

Наметилась и другая тенденция: крупные компании покупают мелких облачных провайдеров или создают отдельные команды, которые занимаются этим направлением. Отчасти это связано со вступлением в силу в 2018 году так называемого закона Яровой, обязывающего всех провайдеров связи и услуг хранить данные клиентов и весь трафик на российских серверах. А еще — ежегодно наращивать объемы хранилищ. Развитие проекта «Цифровая экономика» также придало дополнительный импульс развитию облачных решений.

Говоря о законодательстве, нужно упомянуть ФЗ-152 и 242, которые оказывают как положительное, так и негативное воздействие на рынок. С одной стороны, российские и зарубежные операторы связи активнее интересуются облачными услугами, поскольку им необходимо соответствовать требованиям закона о защите персональных данных россиян. Это позволило Cloud4Y создать услугу «Облако 152 ФЗ», которая избавляет компании от необходимости создавать защищенную инфраструктуру для хранения персональных данных. Это особенно удобно для наших зарубежных клиентов, которым невыгодно строить ЦОД в России.

С другой стороны, законодательство постоянно дорабатывается, и облачным провайдерам приходится контролировать большую нормативную базу и быстро реагировать на все изменения. Причем если часть из них незначительные, то некоторые могут повлечь за собой масштабное изменение мер защиты и переаттестацию. Кроме того, все чаще мы видим, как компании переходят на средства защиты российского производства. У иностранных аналогов постепенно заканчивается срок действия сертификатов, выдаваемых на три года, и лишь немногие продлевают их.

Мы ожидаем, что внедрение 5G и реализация проекта «Интернета вещей» придадут дополнительный потенциал росту российского рынка. А значит, облачные мощности станут еще нужнее.

 

Дмитрий Дородных, начальник управления развития облачных услуг компании «Техносерв Cloud»:
Дмитрий Дородных, начальник управления развития облачных услуг компании «Техносерв Cloud»:
«Замедляются относительные показатели, а в абсолютных значениях идет нормальный рост предложения, который очевидно следует за спросом. Иными словами, на ситуацию все меньше влияет эффект низкой базы».

А вот управляющий партнер «Инпро Технолоджис» Олег Котелюх считает, что рост емкости на рынке ЦОД действительно замедлился: рынок насытился и в дальнейшем продолжит эволюционное развитие в основном за счет цифровизации экономики. Среди причин замедления стоит также назвать дефицит пригодных площадок, располагающих необходимой логистической доступностью, подводкой инженерных и телеком-сетей, кадровым ресурсом для комплектования штата ЦОДа, подчеркивает он.

Олег Котелюх («Инпро Технолоджис»):
Олег Котелюх («Инпро Технолоджис»):
«С точки зрения финансовой составляющей динамика рынка сохраняется: по итогам 2019 года мы прогнозируем рост на 27-28%».  

Менеджер по развитию бизнеса Cisco Дмитрий Хороших, напротив, отмечает повышенный интерес заказчиков к решениям ЦОДов разных категорий. Частично это связано с внедрением гиперконвергентных систем, которые за счет простоты управления и автоматизации позволяют строить частные облака гораздо эффективнее. «Кроме того, мы видим активный рост бизнеса коммерческих ЦОДов, которые перешли на гиперконвергентное решение Cisco в своей облачной платформе», – говорит он.

     

Дмитрий Хороших (Cisco):
Дмитрий Хороших (Cisco):
«Со стороны наших заказчиков интерес к решениям для ЦОДов как в части вычислительных систем, так и сетевого ядра  стремительно растет».

Руководитель отдела технической поддержки продаж INLINE Technologies Егор Волков считает, что и в сегменте серверных подсистем, и в сегменте СХД идет постепенное смещение в сторону высокоплотных решений – в ближайшее время это может стать основным трендом рынка ЦОД. При этом в отношении СХД уместно говорить о более широком распространении систем на базе твердотельных накопителей, обладающих в десятки раз большей производительностью на единицу объема памяти по сравнению с традиционными устройствами. В свою очередь, на снижение потребности в стойко-местах влияют повсеместное использование технологий виртуализации, позволяющее существенно улучшить утилизацию ресурсов, а также развитие технологий, благодаря которым темпы роста производительности систем превалируют над увеличением ресурсоемкости информационных сервисов. В то же время возрастают требования к качеству предоставляемой инженерной инфраструктуры по таким показателям, как допустимая мощность на одну монтажную единицу (Rack Unit). Что касается емкости ЦОДов, то, по мнению г-на Волкова, тенденция к замедлению роста сохранится.

     

Егор Волков (INLINE Technologies):
Егор Волков (INLINE Technologies):
«Обозначенная тенденция справедлива в отношении емкости инженерных подсистем ЦОДов (стойко-мест). Если же говорить об их вычислительных ресурсах и ресурсах хранения данных, то замедления роста там не наблюдается».

Генеральный директор Selectel Олег Любимов говорит, что темп ввода новых серверных стоек замедлился: с 14,5% в 2017 году до 10,8% в 2019-м. Но, во-первых, в абсолютных цифрах сокращение менее значительно, чем в процентах, а во-вторых, в деньгах все это время рынок растет стабильно на 20-25% в год. Поэтому о стагнации говорить не совсем корректно, подчеркивает он. Рынок цикличен: в 2014-2015 гг., на пике кризиса, целый ряд игроков заморозил строительство и логично, что в 2017-2018-м была зафиксирована просадка. При этом Selectel не прекращал инвестировать в инфраструктуру: в 2015 году запущен крупнейший в СЗФО data-центр «Цветочная 2», а в 2016-м – новый машинный зал data-центра «Берзарина». «В наших планах на 2020-2021 год ввести до полутора тысяч новых стоек в собственных data-центрах в Москве и Петербурге», – делится г-н Любимов.

     

Олег Любимов (Selectel):
Олег Любимов (Selectel):
«На строительство data-центра с нуля обычно уходит два-три года. Дальше провайдеру нужно коммерциализировать мощности. В это время новые инвестпроекты либо не начинаются, либо проходят проектный этап».

Директор ЦОДа «ТрастИнфо» (ГК «АйТеко») Михаил Луковников убежден, что рынок в России стимулируется теми же глобальными трендами, что и во всем мире. В частности, под влиянием цифровизации объем данных, используемых для повседневной работы, к 2025 году вырастет в 10 раз по сравнению с 2016-м (прогноз IDC “Data Age 2025”), при этом доля России на рынке обработки данных сегодня составляет лишь около 2%. Одна из основных проблем – гиперцентрализация ЦОДов: 80% их мощностей находятся в Москве и Московской области, вблизи штаб-квартир крупных федеральных заказчиков и госведомств. Однако для регионального бизнеса ЦОД в другом регионе – не лучший вариант как по техническим причинам (задержка сигнала, нестабильность телекоммуникационных сетей), так и управленческим (сложность оперативного контроля).

Г-н Луковников отмечает, что в последние годы на российский рынок вышли крупные проекты, в том числе ведомственные, что увеличило объем свободных площадей. Кроме того, возобновлен ряд проектов, замороженных во время кризиса. Но не стоит забывать, что процесс заполняемости крупного data-центра может длиться несколько лет в зависимости от состояния экономики.

По мнению г-на Луковникова, необходима серьезная работа по гармонизации отраслевых стандартов: российские ГОСТы и другие нормативные акты должны быть приведены в соответствие мировым практикам, это позволит предоставлять более качественный сервис как российским, так и зарубежным заказчикам. Кроме того, после кризиса компаниям необходимо ускорять рост и быстрее обходить конкурентов в условиях нехватки ресурсов.

 

Михаил Луковников, (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко»):
Михаил Луковников, (ЦОД «ТрастИнфо», ГК «АйТеко»):
«Если говорить о внутреннем рынке, можно отметить несколько факторов негативного влияния на спрос: гиперцентрализация, остаточные явления экономического кризиса и несформированные отраслевые стандарты».

Растущая конкуренция требует сокращения издержек, в том числе на ИТ, а использование коммерческих ЦОДов позволяет получить необходимые ресурсы для обработки данных, не инвестируя в развитие своей инфраструктуры. В этой ситуации заказчики будут делать выбор в пользу CAPEX вместо OPEX, используя арендуемые ресурсы вместо собственных, уверен г-н Луковников.

 

(Продолжение следует)

Смотреть все статьи по теме "Большие данные (Big data)"

Опубликовано 16.10.2019

Похожие статьи