Светлана АНИСИМОВА: «В настоящее время рынок испытывает дефицит RPA-специалистов»

Логотип компании
На российском рынке нет значительного присутствия западных RPA-вендоров. Но у нас есть российские конкуренты, которые в силу юридических преференций активно развиваются. Правда, по качеству разработки они пока не дотягивают до термина «лидер рынка»...

Программные роботы. Автоматизация процессов с помощью программных роботов (RPA – Robotic Process Automation) представляет собой использование специальных приложений, способных работать с другими бизнес-приложениями, имитируя действия человека, например взаимодействие с интерфейсами информационных систем или с данными, выполнение определенных операций в соответствии с заданными алгоритмами обработки информации.

Особенности RPA-процессов

Как много вендоров сейчас работает на рынке RPA в России?

По моим оценкам, активно работают три-четыре компании, а присутствуют около десятка. И мы почти каждый квартал видим какое-то новое имя. Почему-то людям кажется, что написать программного робота и начать его продавать очень легко. Но жизнь показывает, что это не так. Более того, требования заказчиков становятся настолько индивидуальными, что соответствовать им все сложнее. И эта кажущаяся простота, конечно, многих вводит в заблуждение. На российском рынке нет значительного присутствия западных RPA-вендоров. Но у нас есть российские конкуренты, которые в силу юридических преференций активно развиваются. Правда, по качеству разработки они пока не дотягивают до термина «лидер рынка». Среди западных компаний мы единственная компания с такой глубокой экспертизой в RPA.

Насколько сложно автоматизировать RPA-процесс, не пользуясь вендорскими инструментами?

Ну это обычный разговор с айтишниками, которые говорят, что они сейчас сами создадут сове решение. Это как с велосипедом: можно скачать инструкцию и по ней, наверное, создать этот велосипед, но только зачем? Он уже давно изобретен и стоит не как «Мерседес» – вы спокойно можете позволить себе купить его, и это будет экономически обоснованно. Простейший RPA-процесс с помощью UiPath можно создать буквально в течение нескольких часов. Но сроки зависят, во-первых, от квалификации программиста, во-вторых, от сложности задачи, в-третьих, от уникальности поставленной задачи.

В чем тогда преимущества ваших решений?

Тут можно перечислить целый ряд. UiPath – это единственный мировой лидер сегмента RPA, представленный в России, и у нас уже самое большое количество успешных внедрений здесь и в странах ближнего зарубежья. В нашем маркетплейсе уже есть готовые интеграции к большинству enterprise-систем. Чтобы убедиться в том, насколько продукт легок в освоении, можно изучить русифицированные материалы в бесплатной онлайн-академии. Все это показывает, насколько мы открыты и готовы к сотрудничеству. Нам удалось собрать уже достаточно большое сообщество пользователей технологии, с которыми мы активно общаемся: наши специалистам можно задать вопросы и в ходе регулярных митапов, и даже просто в мессенджерах.

Как возможно классифицировать все эти решения, чтобы проще было искать именно то, которое поможет решить проблему заказчика?

RPA – это вещь невертикальная. Мы сейчас не видим ярко выраженной индустриальной специфики в RPA-решениях: то есть нельзя сказать, что, например, для задач нефтяников нацелены именно такие, а для банков – вот такие. Тут скорее горизонтальная история. Например, для бухгалтерии существуют свои акты сверки, для банка или нефтяной компании они будут одни и те же. И, поскольку эта задача рутинная и много раз повторяющаяся, она очень хорошо ложится на программных роботов. А дальше необходимо учитывать детали. Потому что, несмотря на то что процесс сверки актов, на первый взгляд, везде одинаков, все же от предприятия к предприятию он несколько отличается. Поэтому взять уже написанный процесс и просто перенести из одной компании в другую вряд ли получится. Приходит на ум аналогия с отпечатками пальцев. У всех людей есть пальцы, но отпечатки у каждого совершенно уникальные. То есть всегда есть небольшие нюансы, и всегда приходится что-то немного переделывать. И тут большой вопрос, что легче: переделывать чей-то уже существующий процесс либо написать новый с нуля, тем более для этого не потребуется колоссальных затрат ни времени, ни человеческих ресурсов. Поэтому, как правило, проще создать RPA-процесс заново.

Кто разрабатывает библиотеки RPA-решений и насколько они доступны? За них нужно платить или они бесплатны?

Платить за них не нужно. У нас есть маркетплейс, где можно скачать решения, которые пишем не только мы сами, но и наши заказчики и партнеры. Вы скачиваете коннектор, который соединяет нашего робота с вашей системой. И все это находится в свободном доступе.

Какая-либо организация занимается стандартизацией RPA-роботов? Если да, то насколько важно придерживаться этих стандартов разработчикам RPA-решений?


Специального госоргана, который бы регулировал RPA, не существует. Здесь обычный софт, попадающий под все ограничения и регулирования, которые есть на данном рынке.

Работа с RPA-партнерами

Ваша компания имеет готовые кейсы для разных направлений бизнеса, чтобы показывать потенциальным клиентам эффективность RPA именно в их индустрии?

В нашей базе много кейсов, описывающих специфику горизонтальных функций, таких как бухгалтерия, логистика, финансы, HR, где тоже очень много повторяющихся операций. Это, как я уже говорила, акты сверки, выдача форм 2НДФЛ, оформление сотрудников, проверка контрагентов. То есть задачи, с которыми сейчас успешно справляются роботы. Эти кейсы уже просчитаны, на их примере можно убедиться в эффективности применения роботов.

Все более активный переход ретейла в режим онлайн продаж помогает ли развитию RPA-решений в этой области?

Пожалуй, да. Просто потому, что то, что случилось за последние полгода, очень сильно подстегнуло всех нас. Ведь у многих предприятий не было возможности работать, они начали искать альтернативу – как обеспечить бесперебойность процессов, когда сотрудники физически не могут находиться на рабочих местах? И это как раз такая задача, которая прекрасно ложится на роботов. Поэтому я бы сказала шире – что тренд, который мы сейчас наблюдаем на рынке, произошел во многом «благодаря» covid-19. До этих событий мы очень много говорили о цифровизации, но при этом мало что делали. А тут все быстро сдвинулось с места, эти события очень многое подстегнули, в том числе и тему роботизации.

Какие отрасли более активно используют RPA-решения? И, может быть, в связи с covid-19 какие-то новые отрасли добавились?

Это ретейл, банки, страховые компании, металлургия. Нефть и газ тоже подтягиваются. В принципе все отрасли готовы, просто все двигаются с разной скоростью. Потому что у нас исторически сложилось, что многие процессы на предприятиях забюрократизированы. И, когда приходишь на любое предприятие, сразу понимаешь – тут есть что отдать роботу. Просто потому, что у них ресурсов не хватает. А вот вопрос готовности, открытости и понимания... Скажем так, очень важно на первом этапе внутри компании иметь человека, который бы это продвигал. Если же такого человека нет, то вряд ли идея с роботизацией взлетит. Но, повторяю, в принципе готовы все.

Сколько российских компаний-партнеров используют программное обеспечение UiPath?

Сейчас, наверное, около 30. Но активно работающих, у которых есть постоянные проекты, я бы назвала 10 компаний.

ИИ помогает создавать программных роботов

Как можно использовать искусственный интеллект в RPA-технологиях?

Мне очень нравится аналогия, которую проводит основатель UiPath Дэниэл Дайнс. Он говорит о том, что эта технология похожа на мозг и руки. RPA – это руки, а ИИ – мозг. Обычно руки могут делать только то, что приказывает мозг. Если же мы наделяем руки каким-то интеллектом, то эффект получается колоссальный. Сама технология сейчас расширяется и активно вбирает в себя компоненты ИИ, либо ИИ вбирает в себя функции RPA. Поэтому я уверена – это как раз то направление, за которым будущее. Уже сейчас у нас существует продукт для быстрой связи RPA-процессов с алгоритмами машинного обучения.

Ваши сотрудники и заказчики используют ИИ в своих RPA-решениях?

Разумеется. И самое простое, что мы используем, называется системой интеллектуального распознавания документов. Это самая стандартная вещь, когда у нас есть на входе документ и система должна его распознать, прочитать и разнести прочитанное по определенным ячейкам. ИИ стал настолько обычен, что мы его даже перестали замечать. Системы усложняются, и желание использовать его на разных этапах процесса только возрастает. Просто сейчас проблема состоит даже не в готовности систем RPA, а именно в готовности систем ИИ выполнять те или иные функции и в готовности бизнеса использовать ИИ.

Может ли один робот выполнять сразу несколько процессов? Нужно ли его для этого отдельно программировать?

Да, каждый процесс программируется отдельно. На одного робота используется одна лицензия, и если она не дозагружена, то ее можно дозагрузить другими процессами. И они просто будут выполняться в определенной очередности.

Продажи RPA

Расскажите, пожалуйста, подробнее о лицензировании.

Вы покупаете лицензию на программного робота, который может взять на себя определенное количество бизнес-процессов. И если, к примеру, ваш робот недозагружен, вы можете его дозагрузить необходимыми вам новыми процессами. Скажем, на предприятии 100 процессов, которые попадают под роботизацию, но это не означает, что вам нужно купить 100 роботов. Вполне возможно, что все эти процессы лягут на плечи всего лишь 20 роботов.

То есть вы, как вендор, продаете программное обеспечение, а не готовые RPA-процессы?

Да, мы продаем лицензии на RPA-платформу. Кроме самого робота, еще оркестратор и различные технологии. А как заказчик уже будет использовать эту лицензию, зависит от него самого: если тяжелые процессы, загрузит несколько роботов целиком, а если легкие, то робот сможет выполнять лишь несколько процессов.

Вы с партнерами работаете только через дистрибьютеров или иногда напрямую?

Мы коммуницируем с партнерами напрямую, активно консультируем и помогаем, но продажи лицензий осуществляются только через единственного нашего дистрибьютора – компанию «Марвел», которая взяла на себя всю специфику работы с партнерским каналом.

Где обучают созданию программных роботов

На рынке мало специалистов с обширной и качественной экспертизой внедрения RPA-решений. Сколько времени нужно обучаться, чтобы стать специалистом, способным самостоятельно решать RPA-проблемы заказчиков?

Вы правы, в настоящее время рынок испытывает дефицит специалистов RPA. Длительность обучения зависит от вендора, с которым работает RPA-разработчик, в некоторых случаях требуются навыки кодирования. Но в случае с UiPath все достаточно просто. От наших партнеров я слышала, что RPA-девелопера можно обучить основным операциям примерно за месяц, а значит, он уже сможет самостоятельно создавать RPA-процессы.

И его робот будет качественно выполнять поставленную перед ним задачу?

Вопрос качества зависит не только от RPA-девелопера, но и от описания процесса, от исходных данных, которые выдаются при постановке задачи.

Какие навыки требуются RPA-специалисту?

В принципе, говоря про RPA-специалистов, надо понимать, кто это. У нас есть RPA-девелоперы, есть RPA-аналитики, есть RPA-архитекторы, есть менеджеры проектов. Автоматизируя RPA-процесс, они должны хорошо разбираться в проблематике. Но уровень аналитических способностей зависит и от выполняемых сотрудником функций. Для RPA-девелопера, то есть человека, который разрабатывает RPA-процесс, требуются навыки работы с алгоритмами, навыки разработки. И этого будет достаточно. RPA-аналитику нужно будет выполнять больше аналитической работы, работы с информацией и данными. Но, опять-таки, это не высшая математика и не требует глубокой подготовки – достаточно стандартные, рядовые вещи.

Вы сами проводите обучение партнеров по PRA?

Философия компании состоит в том, что мы стараемся быть максимально открытыми и создавать community, делиться знаниями, причем делать это бесплатно. Поэтому у нас действуют онлайн-курсы, куда вы логинитесь и в удобное для вас время приходите учиться.

Курсы ведет преподаватель?

Это курс типа вебинара: рассказываются практические вещи, предлагается выполнить определенные задания. Вы изучаете курс в том ритме, который вам удобен, и после этого становитесь сертифицированным специалистом. При этом занятия проводятся на русском и английском языках. Мы очень активно обучаем партнеров и заказчиков, проводим так называемые академии-онлайн. Собираем целый класс партнеров или заказчиков, наши пресейл-консультанты показывают, как создавать RPA-процессы и минимизировать ошибки, помогают разобраться в сложных случаях.

А насколько заказчики заинтересованы в таком обучении? Может, они смотрят проще – сделали робота, он работает, и всё?

Аппетит приходит во время еды. Заказчики оценивают эффективность внедренных технологий довольно быстро. Например, банки или линейные менеджеры других отраслей, у которых очень много рутинной работы, когда узнают, что может сделать за них робот, обычно очень воодушевляются и сразу же хотят завести у себя на компьютере цифрового RPA-помощника. Это можно назвать следующим этапом развития данной технологии – заметное и существенное упрощение рутинных процессов.

Имеет ли сейчас смысл вводить курс RPA-технологий для студентов, обучающихся по IT-специальностям?

В этом направлении мы тоже очень активно работаем – у нас даже есть соответствующие программы, которые мы передаем в вузы. На рынке, как мы уже отметили ранее, дефицит кадров RPA, поэтому заинтересованность в таких молодых специалистах растет и заказчики с большим энтузиазмом берут их на работу.

С какими вузами вы уже работаете в этом направлении?

С Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС» и с Пермским сетевым IT-университетом – там читается специальный курс по программным роботам.

Опубликовано 07.10.2020

Похожие статьи