Андрей Гук: «Наиболее остро сейчас стоят вопросы обеспечения непрерывности бизнеса, ИТ-безопасности и миграции на российские облачные платформы»

Логотип компании
Телеком-рынок стагнирует не первый год. На этом фоне операторы связи стремятся диверсифицировать свой портфель, дополняя его ИТ-сервисами. Насколько перспективен этот путь и что именно могут предложить своим корпоративным клиентам в текущих условиях телекоммуникационные компании, редактор журнала IT News Сергей Торопов обсудил с генеральным директором компании «ОБИТ» Андреем Гуком.

Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке связи? Насколько сильное влияние на него оказала пандемия и недавние события?

Не секрет, что телеком в узком, традиционном понимании постепенно теряет свою актуальность для бизнеса. Так, во втором квартале 2021 года рынок проводного Интернета показал рост всего 1% по числу подключений и чуть более 2% в деньгах (по данным «ТМТ Консалтинг»). Значит, чтобы развиваться, надо находить новые ниши. Какие? Это подсказывает сама ситуация на рынке. Так, все сильнее ощущается запрос бизнеса на комплексные услуги: необходимы партнеры, способные взять на себя системную поддержку телеком- и ИТ-сервисов или даже всей инфраструктуры. Поворот в сторону ИТ-направления – общая тенденция, характерная для телеком-компаний, и она будет только усиливаться. Так, к 2024 году «ОБИТ» планирует увеличить долю цифровых сервисов в структуре выручки на порядок. При этом мы рассчитываем, что свыше 60% объема продаж цифровых услуг будет приходиться на долю решений на базе облачных технологий.

Что касается текущей макроэкономической ситуации, она, конечно, внесла серьезные коррективы в привычные паттерны работы, а также поменяла приоритеты наших клиентов. На первый план вышли задачи обеспечения непрерывности бизнеса, ИТ-безопасности, защиты от DDoS-атак, оперативной миграции на российские облачные сервисы и платформы.

Как это изменило ваш бизнес?

Принципиально – никак. Все 20 лет своей деятельности «ОБИТ» ориентировался на потребности своих клиентов. Говоря простым языком, мы всегда шли «от клиента», и этот подход никогда нас не подводил. Мы слушаем и слышим бизнес и на этом основании принимаем решения о внутреннем развитии и расширении портфеля. Новая реальность диктует новые потребности, в связи с этим мы, конечно, вносим коррективы в наш продуктовый портфель – дополняем его наиболее актуальными для бизнеса решениями, отказываемся от менее востребованных. Как и в прошлый кризис, когда все столкнулись с необходимостью срочно подстраиваться под условия пандемии, мы ищем пути и возможности, чтобы помочь нашим клиентам адаптироваться к текущей обстановке и выстоять.

Какие услуги вы считаете перспективными для развития вашего бизнеса?

Поддержку, обслуживание и развитие ИТ-решений. Причем масштаб этих проектов может варьироваться – от локального внедрения ПО для оптимизации какого-то бизнес-процесса до запуска полноценной экосистемы и даже цифровизации компании.

Еще одно важное направление – техподдержка зарубежного телеком- и ИТ-оборудования, которую сами поставщики перестали предоставлять с недавнего времени. Спрос на эти услуги вырос в разы только за март. Мы также отмечаем значительное повышение спроса на надежные каналы передачи данных, необходимых для сохранения бизнес-коммуникаций и жизнеспособности компаний в целом. Здесь наша сильная сторона – гибкость и готовность находить индивидуальные решения под запросы клиента – приобретает особую актуальность.

В этом году ваша компания отмечает 20-летие. Назовите наиболее значимые, на ваш взгляд, события, с которыми вы подошли к этой дате?

Во-первых, состоялся официальный старт стратегической трансформации бизнеса «ОБИТ». Компания преобразуется в ИТ-партнера. Необходимость этих перемен назрела гораздо раньше, и на самом деле мы находимся в этом переходном состоянии уже несколько последних лет, но именно в 2021 году сформулировали свою цель как стратегическую и разработали пошаговый план ее достижения. Он затрагивает все уровни нашего бизнеса. Среди ключевых задач: увеличение доли московского рынка, продвижение «отвязанных» от сети услуг, а также реализация проектов по интеграции и поддержке программных продуктов совместно с ведущими разработчиками и поставщиками решений. По факту мы уже трансформировались в универсального поставщика комплексных решений, предоставляя ИТ-услуги для большого количества своих клиентов. Теперь мы хотим еще более усилить свои позиции в этой нише.

Второе – мы заключили соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Naumen, российским разработчиком программного обеспечения. В рамках соглашения мы берем на себя интеграцию, техподдержку и развитие продуктов Naumen для контакт-центров. Пока условия партнерства распространяются на омниканальную коммуникационную платформу Naumen Contact Center – лидера по числу инсталляций в сегменте профессиональных контакт-центров (по данным консалтингового агентства iKS-Consulting за 2020 год) и no-code-платформу Naumen Erudite, которая позволяет создавать голосовых и чат-ботов для обслуживания клиентов. Но мы намерены осваивать и другие продукты партнера.

Чем отличаются ваши отношения с клиентами в зависимости от роли, в которой вы выступаете – провайдера или ИТ-партнера?

В первую очередь – комплексным подходом и большей зоной ответственности. Кроме того, роль ИТ-партнера подразумевает более сложные, редкие и нестандартные компетенции, готовность вместе с клиентом решать его бизнес-задачи, а не просто предоставлять услугу.

Какие услуги вы им предлагаете, какие инструменты используете, чтобы выиграть конкуренцию за них с другими компаниями?

«ОБИТ» всегда обходил конкурентов уровнем сервиса: у нас всегда был индивидуальный подход, мы гибко реагировали на потребности и запросы наших клиентов. И это не просто слова. То, на что в компаниях с более тяжелой бюрократической составляющей уходит от двух недель до месяца, мы решаем, в зависимости от технической сложности вопроса, максимум за неделю. Но сейчас, как я упоминал, просто телеком-услуги, даже очень высокого качества, уже не нужны. Поэтому мы дополняем их ИТ-решениями – берем на себя комплекс функций по поддержке, обслуживанию и развитию ИТ-продуктов, которые наши клиенты интегрируют в свою ИТ-инфраструктуру.

Другой блок наших компетенций – оптимизация ИТ-инфраструктуры под ключ. Это особенно актуально для рынка коммерческой недвижимости, где сети связи в большинстве случаев находятся в довольно плачевном состоянии. Мы выполнили более 300 проектов для своих клиентов – собственников крупных БЦ, ТЦ, апарт-отелей и коворкингов, которые включали аудит и модернизацию телеком- и ИТ-инфраструктуры с демонтажом неиспользуемых сетей. В большинстве из них мы продолжаем выступать в качестве инфраструктурного партнера – обеспечиваем бесперебойное функционирование сервисов связи, оказываем техподдержку, следим за соблюдением регламентов и нормативных требований по эксплуатации. Примечательный факт - расходы ресурсов УК в результате нашей оптимизации сокращаются в среднем в два раза в зависимости от площади объекта.

Вы говорили о комплексных услугах в партнерстве с вендорами. Расскажите поподробнее – какие именно услуги и с какими вендорами?

«ОБИТ» – официальный партнер «1С», Yandex.Cloud, IT-Global, Naumen. О партнерстве с Naumen мы объявили в конце прошлого года, но фактически наше сотрудничество в сфере поддержки платформ для контакт-центров длится уже несколько лет. В 2018 году мы выполнили интеграцию решения Naumen с системой телефонии одного из наших ключевых клиентов – СТД «Петрович» – и обеспечиваем бесперебойную работу контакт-центра на новой платформе как оператор связи и провайдер телекоммуникационных услуг. Кроме того, мы взяли на себя кастомизацию продуктов Naumen под бизнес-задачи и специфику деятельности клиента, а также внедрение индивидуальных требований с привлечением собственного ресурса в части продуктового развития: интеграцию с мессенджерами, разработку статистических форм и метрик, инструменты сбора данных. Сегодня мы сотрудничаем уже с целым рядом крупных заказчиков по этому направлению. Особенно знаковый для нас фактор – что все они пришли к нам по рекомендации других клиентов.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

А какие собственные решения «ОБИТ» пользуются спросом? Какова история их создания?

В начале прошлого года мы выпустили на рынок продукт на базе собственной разработки – виртуальную АТС. Он предназначен для малого и среднего бизнеса, однако платформа, на которой он построен, используется как основа для модернизации и оптимизации телеком-систем крупных клиентов – тех, кто по соображениям ИБ, например, не готов выводить свою инфраструктуру связи вовне. И мы уже реализуем масштабные проекты для наших заказчиков из финансового сектора: например, по интеграции платформы телефонии в их корпоративные системы в рамках цифровизации бизнеса.

Означает ли ваша роль ИТ-партнера, что отныне сфера интересов «ОБИТ» лежит в области крупного бизнеса?

На самом деле так было всегда. «ОБИТ» ориентировался в первую очередь на крупных и средних игроков – те компании, для которых качество, надежность и бесперебойность сервисов не просто приоритет, а критически важное условие непрерывности бизнеса. Нам всегда были интересны масштабные, сложные и амбициозные задачи – и сейчас время как раз таких вызовов. Мы готовы их принять и помочь своим клиентам пройти этот период, не отказываясь от стратегических планов и развития.

Опубликовано 13.05.2022

Похожие статьи