Почему Китай интересуется «Сколково»? Полезно ли это для России?

Логотип компании
15.06.2023Автор
Почему Китай интересуется «Сколково»? Полезно ли это для России?
Председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов утверждает, что в услугах российских компаний заинтересованы многие. Более того, например запросы китайских компаний на научно-исследовательские компетенции российских специалистов и их услуги в сфере инжиниринга постоянно растут. Такое мнение он высказал в рамках общения с журналистами на ПМЭФ-2023.

Инжиниринг — технические консультационные услуги, связанные с разработкой и подготовкой производственного процесса и обеспечением нормального хода процесса производства и реализации продукции.

С 2021 года фондом запущен маркетплейс НИОКР услуг, куда уже подключено более 1000 заказчиков, 130 вузов и 40 ЦКП (аккредитованных поставщиков услуг). На платформе можно заказать услуги по созданию прототипов и моделей, проведению испытаний и др. Только за май 2023 года на платформе размещено заказов более чем на 350 млн рублей.

Игорь Дроздов обратил внимание, что многие стартапы настроены не только открывать представительства и офисы в странах ШОС, но и наращивать производственные мощности: «Речь идет даже не об ИТ-продуктах, а производстве в сфере медицины, например, тестов, выявляющих коронавирусную инфекцию, симуляторов для обучения врачей».

Всего свыше 430 компаний-резидентов «Сколково» осуществляют экспортную деятельность, 220 их них в странах ШОС. Также приведены цифры по выходам стартапов на рынки Китая и Индии. По словам Игоря Дроздова, в Китае представлено 20 сколковских компаний, в Индии – 13.

«Я вижу большие перспективы партнёрства и кооперации наших резидентов в этих странах. За последние пять лет состоялся ряд крупных сделок по привлечению инвестиций от китайских компаний в сколковские стартапы. Компания Huawei фактически приобрела резидента “Вокорд”, который занимается распознаванием лиц. Не так давно было объявлено о кооперации одной из крупнейших фармацевтических компаний Китая Fosun Pharma и российской компании, которая занимается разработкой нейросети для создания молекул лекарственных средств», — отметил Игорь Дроздов.

На фоне «больших перспектив для партнерства и кооперации», как-то незамеченной остается и другая сторона вопроса. Действительно ли для российской экономики хорошо, когда состоявшуюся благодаря господдержке компанию, выкупает техногигант из Китая? Смогут ли российские стартапы из «Сколково» сотрудничать с китайскими фармацевтическими компаниями на равных? Или их ожидает куда более неприятная судьба, поглощенного крупным бизнесом стартапа? Где в итоге будут жить и на благо чьей страны будут работать российские талантливые ученые, разработчики и программисты? С удовольствием выслушаем ваши комментарии…