Сергей Букреев: «Моделирование обычно применяется для проверки проектного решения, когда проектировщики хотят убедиться, что дизайн соответствует действительным рабочим процессам»

Логотип компании
На вопросы главного редактора журнала IT News Геннадия Белаша отвечает Юрий Степанов, начальник отдела по цифровизации АО «Русатом Сервис» и Сергей Букреев, директор компании «Джэт Лаб».

Юрий, вы говорили о необходимости провести НИОКР с целью описания физики процессов в других отраслях.

Ю. С.: Существует очень хорошая библиотека Торсона для нефтегазовой отрасли – ее можно подключить к нашему Repeat и использовать. Но на сегодняшний день нет ответа на вопрос, будет ли соответствовать реальности то, что окажется смоделированным при помощи этой библиотеки. Поэтому необходимо изучить весь математический аппарат, обратиться к профильным ученым и выяснить, учтены ли в ней все необходимые процессы. Приходя, например, в автомобильную отрасль, мы задаем вопрос: «Коллеги, у нас есть описанные блоки, мы понимаем их математику, но каким образом вы будете подтверждать, что эти уравнения вам подходят и модель работает правильно, задавая те параметры, которые бы выдавал физический объект?». На сегодняшний день мы получаем одинаковый лаконичный ответ: «Есть иностранный вендор, и мы за много лет использования убедились, что математический аппарат в их продуктах работает чаще штатно, совпадает с поведением реального объекта. Вы можете верифицировать свою модель с моделью, которая созданной в их продуктах». Это один из подходов, и мы пока решили использовать его. На сегодняшний день мы развиваем библиотеки там, где у нас есть компетенции и где отсутствует необходимость создавать НИОКР, при этом верифицировать модели с клиентами мы стараемся на иностранном софте. Они выдают нам параметры, которые мы далее сравниваем с нашими: если они совпадают или близки, то считаем, что наша математика верна.

 

REPEAT можно использовать до создания реальных прототипов, то есть на самых ранних стадиях проектирования. Сгенерированную с помощью REPEAT модель можно проверить на реальных данных – так выявляются ошибки и нестыковки в проектах в атомной отрасли. А удается ли вам так же работать и в других отраслях?

С. Б.: Да, удается. Моделирование обычно применяется для проверки проектного решения, которое может выглядеть, как чертежи или схема рабочих процессов - то есть, по сути, в виде картинок - и проектировщики хотят убедиться, что эта «картинка» соответствует действительным рабочим процессам. В атомной отрасли, например, есть конвертер, извлекающий из иностранной программы, в которой работают наши проектировщики, данные и конвертирующий их в нашу систему. Модель воспроизводится из блоков и может быть запущена в симуляторе. Так мы сможем увидеть, скажем, что сигнал пошел не туда или недостает какой-то задвижки и т. п. То есть на деле видим то, что не было учтено на «картинке». Так мы работаем в атомной отрасли, но и в других отраслях все аналогично.

 

В первом релизе REPEAT было три модуля – теплогидравлика, автоматика и электрика. Какие библиотеки появились в следующих релизах?

С. Б.: Появилась новая библиотека, связанная с электрическими приводами: электрические машины, асинхронные двигатели, синхронные двигатели, преобразователи и т. д. Появилась библиотека электроники: узлы, источники, катушки, вольтметры, диоды и т. д. Также появилась библиотека «Системный дизайн», для которой мы создаем элементы библиотек для автомобильной и железнодорожной отраслей. В библиотеке «Системного дизайна» появились прицепы, двигатели, локомотивы. Это упрощенные, не детализированные модели.

 

Что означает системный дизайн в контексте ваших библиотек?

С. Б.: Системный дизайн необходим при попытке подобрать некую рабочую конструкцию, способную лечь в основу дальнейшей разработки какого-то нового изделия. Например, у вас должен быть разработан автомобиль, для которого вы хотите подобрать электрический двигатель, поставить его на определенное шасси с определенными характеристиками. У вас есть вводное требование - автомобиль должен быть в состоянии разгоняться до определенной скорости за заданное время. Вы подбираете емкость аккумулятора и запускаете симулятор. И тут выясняется, что необходим более мощный силовой узел, а для него нужна более мощная батарея. При этом при заданных параметрах ваша модель не выходит на ожидаемые характеристики. Вы начинаете повышать емкость батареи – нагрузка на шасси сразу увеличивается, и оно может этой нагрузки не выдержать. С помощью библиотек системного дизайна можно найти определенную приемлемую конфигурацию, обсудить с проектировщиками и начать улучшать эту модель, тестируя каждый элемент. У нас появились элементы механики в нашем продукте, где уже есть поступательная и вращательная библиотека движений. Мы также добавили возможность подключения внешних моделей. Это одно из самых прорывных наших достижений – оно позволяет экспортировать модель из другой моделирующей среды, загрузить ее к нам и запустить сразу же на моделирование. Да, получится некий «черный ящик», его нельзя будет редактировать, но модель будет работать в нашей среде несмотря на то, что создана в другой.

 

Разработав новые библиотеки, вы ближе продвинулись к возможностям зарубежной программы Matlab, в том числе и в плане точности?

Ю. С.: Да, мы продвинулись к этой программе ближе. Как я уже сказал, мы сейчас больше ориентированы на рынок автомобилей, а для него стандартом в моделировании является продукт Amesim компании Siemens. При этом два продукта – Matlab и Amesim – обычно используются в связке. Если говорить про класс 1D-моделирования, то основной продукт здесь Amesim. Мы сравнивали реализованные нами пилотные задачи с их моделями, и они выдают погрешность в пределах 0,5%. Наши инженеры утверждают, что наша модель точнее. Для наших клиентов такая погрешность вполне допустима - они говорят, что и в иностранном продукте много ошибок, которые мы находим, реализуя свои задачи. И вендоры, и техподдержка это признают.

 

Стоимость REPEAT все так же ниже западных аналогов на 15-20% или все же более серьезно приблизилась к ним? Держите вы эту дельту?

Ю. С.: Дельту мы выдерживаем. И даже если комплексно рассматривать иностранные продукты, то они всегда получаются дороже. Мы проводили сравнение текущего продукта REPEAT и Matlab на три рабочих места с полным набором текущих функций: наша система стоит порядка $2100, а иностранная – $2900. Таким образом, потенциальный пользователь REPEAT экономит более 20%.

 

Каким дружественным странам вы пытаетесь продать REPEAT?

Ю. С.: На сегодняшний день у нас ведутся переговоры с Беларусью, Казахстаном и Индией. Наш первоначальный продукт – Repeat desktop, на базе которого начал развиваться REPEAT, – мы уже продали в Китай.

 

На какие языки может переключаться интерфейс вашей системы при работе с ней международной команды?

С. Б.: В прошлом месяце у нас вышла полностью локализованная версия – весь интерфейс и вся документация переведены на английский язык. И начиная с релиза 1.16 мы будем поддерживать обе версии – на русском и английском языках. Переключение на английский уже сейчас доступно в личном кабинете. Другие языки будут появляться по мере запросов клиентов. Но, работая с другими странами, в рамках переговоров и демонстраций, мы убедились, что для большинства клиентов предпочтительна работа на английском языке, даже для китайских коллег.

 

Облачная версия REPEAT уже сравнялась по функционалу с вашей десктопной версией?

С. Б.: Сейчас мы больше развиваем облачную версию. В какой-то момент десктоп-версия совсем уйдет в историю и останется лишь в качестве инструмента для производства тренажеров. Дело в том, что некоторые ее наработки неприменимы для облачной версии существует специфика именно тренажерных средств обучения, учитывающих реальное время. На сегодняшний день модуль электрики уже расширен больше, чем в десктопной версии, а по теплогидравлике еще ведутся работы, однако планируем за 2024 год все основные работы завершить. Если коллегам необходима только теплогидравлика, они берут десктопную версию REPEAT, и вопрос снимается. Мы сейчас боремся за эффективность использования ресурсов. Повторюсь: по автоматике и по электрике облачная версия уже выигрывает.

 

Сколько математиков работает в вашей команде?

С. Б.: Непосредственно в проекте REPEAT семь математиков. А если говорить о коллегах из компании «ДЖЭТ», которые при необходимости подключаются к решениям некоторых наших задач, то их число существенно вырастает.

 

Сколько пользователей может параллельно работать с REPEAT?

Ю. С.: На сегодняшний день никаких ограничений в этом плане нет. Сейчас на нашей платформе зарегистрировано более 400 пользователей. Мы проводили тестирование, запускали специальные нагрузочные тесты по расчету электрической части, симулировали одновременную работу 50 пользователей над очень сложной электрической схемой. И в результате у нас было нагружено только одно ядро процессора, и то всего на 4%. Поэтому на сегодняшний день мы не столкнулись с ограничениями ни в одном вопросе. Поскольку мы развернули свое решение в облаке и имеем условно бесконечную серверную мощность, считаю, что и миллион пользователей система выдержит.

 

Какое математическое образование вы получили?

Ю. С.: Я окончил Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова по специальности «Автоматизированное производство химических предприятий» с углубленным изучением математики и физики. Считаю, что мне очень повезло, поскольку получил одну из лучших инженерных специальностей в России.

 

А сейчас вы продолжаете обучаться математике или занимаетесь только самообразованием?

Ю. С.: Сейчас я больше ушел в управление проектами, цифровизацию, в ИТ-технологии. И математика осталась в институтском прошлом. Теперь я больше реализую свои управленческие навыки, чем знания в физике и математике, но приобретенные знания позволяют эффективно взаимодействовать с коллегами и понимать проблематики задач, с которыми они сталкиваются.

 

Как у вас продвигается работа с вузами?

Ю. С.: Я считаю, что с вузами мы выходим на хороший темп взаимодействия. В первую очередь, нам интересно привлекать молодые кадры как к себе в штат, так и для более глубокого их ознакомления с нашей платформой. В частности, на базе Казанского, Ростовского, Кубанского и других университетов мы открываем школы моделирования: на сегодняшний день в нашей команде три математика из числа выпускников этих школ – они зачислены в штат и трудятся над разработкой REPEAT. Эти ребята пишут научные статьи, выступают с докладами. Мы уверены, что нащупали правильный путь. Да и вузам такой подход интересен – мы поднимаем инженерное образование на более высокий уровень. Наши школы моделирования уже запущены в шести вузах России, и в планах открыть еще не менее трех.

 

Чем еще помогает вузовская среда?

Ю. С.: Допустим, мы приходим к крупному клиенту, и он задает вопрос: «Здорово, что вы можете заменить софт, но этой замены недостаточно – у нас всего несколько инженеров смогут работать с вашим софтом. Где мы возьмем кадры для нашей отрасли, для работы с REPEAT?» Мы отвечаем, что в компании «ДЖЭТ» в 2022 году работало 60 человек, а сейчас – уже 240. Мы очень сильно выросли за счет школы моделирования: после ее окончания наиболее заинтересованные и отличившиеся ребята переходят к нам в проект «Фабрика», за ними закрепляются наставники, и в течение 9–12 месяцев из них на реальных проектах «доращиваются» специалисты. После этого они защищают выпускную работу, реализуя практическую задачу, необходимую для проекта или компании в целом, и по результатам защиты переходят на бессрочный трудовой договор в компанию «ДЖЭТ» – как правило, на позицию инженера 3-й категории, уже со своей зоной ответственности. Таким образом, мы практически за полтора года вырастили молодых специалистов, качественно увеличив штат инженеров. И, как мне кажется, ни одна другая компания такими достижениями похвастать не может. Мы предлагаем крупным заказчикам, работающим с иностранным ПО, комплексный подход. Мы им говорим: «Коллеги, мы дадим вам не просто софт и техподдержку с гарантией, – мы готовы прийти в ваш вуз и совместно с ним для вас, для вашей специальности подготовить кадры. Мы знаем, как это сделать. За 2023 года мы открыли 4 школы моделирования – в Краснодаре, к примеру, в Кубанском государственном технологическом университете начали готовить кадры по специальностям, связанным с машиностроением, транспортом – их выпускники будут устраиваться в компании, связанные с железнодорожным транспортом. Они уже будут иметь опыт работы на REPEAT и опыт работы с грамотным наставником. Мы пришли к вам с готовой программой, с готовым продуктом и с готовым процессом, как это претворить в жизнь. Считаю это и есть задача технологического лидера, одним из которых на сегодня является Росатом.

Опубликовано 25.12.2023

Похожие статьи