Российская виртуализация: перспективы 2024 года

Логотип компании
Российская виртуализация: перспективы 2024 года

Иллюстрация: Shutterstock.ai

Рынок систем виртуализации в РФ быстро развивался в 2022-2023 гг., но сегодня сталкивается с вызовами, связанными с разнообразием решений и недостаточной проработкой функциональности продуктов. 2024 год обещает, что среди уже десятков производителей систем виртуализации выкристаллизуются явные лидеры.

Было/стало

В отличие от рынка ИТ-оборудования, где срочная замена западных решений стала острой необходимостью почти сразу с началом СВО, относительно инструментов виртуализации подобной потребности долгое время не возникало. Государственные компании, даже те, что управляют критически важной информационной инфраструктурой (КИИ), имели планы по замене гипервизоров на российские лишь к 2025 году. Для прочих участников рынка этот вопрос и вовсе не был ни интересен, ни актуален.

К тому же даже после февраля 2022-го существовала (и существует) возможность использования пиратских версий программного обеспечения для виртуализации, включая такие популярные решения, как VMware и Hyper-V. Последний входит в стандартный дистрибутив Windows, что упрощало его доступность.

Поэтому вплоть до последнего времени реальный спрос на российские системы виртуализации практически отсутствовал, несмотря на некоторую политическую необходимость. Количество значимых и активных российских вендоров на этом рынке было ограничено. В сегменте заметно работали всего несколько компаний, и даже они не могли похвастать значительными доходами из-за отсутствия обширного рынка. Однако развитие режима санкций и глубина раскола по линии «Россия — Запад» изменили ситуацию, усилив протекционистские настроения в политике и экономике. Эти события увеличили количество компаний, для которых переход на российскую виртуализацию стал желателен или обязателен. Отсечение пользователей в России от официальной поддержки западных продуктов, а также невозможность покупки новых лицензий усложнили использование зарубежных продуктов, что привело к резкому увеличению спроса на российские разработки.

Однако поворотный момент в истории ИТ-отрасли России выявил неготовность отечественных разработчиков. Даже ведущие производители ответить на внезапный спрос не смогли: их системы виртуализации оказались недостаточно проработаны и развиты, что было вызвано ограниченными инвестициями, а также недостатком инсталляций для получения обратной связи и накопления опыта.

Если бы году в 2016-м кто-то из инвесторов уловил потенциал этой области и вложился в разработку полнофункционального аналога решений VMWare, такая компания уже к 2022 году доминировала бы на рынке. Однако этого не произошло, и сегодня, в 2024 году, всё только начинается.

Производи, демпингуй!

Разработчики дистрибутивов Linux и создатели инфраструктурных решений с программной оболочкой, а также ряд стартапов – все они сегодня активно инвестируют в разработку гипервизоров и выделяют их в самостоятельные продуктовые направления. Это привело к значительному росту числа компаний в данном секторе — на сегодняшний день их более двадцати. Те из них, которые начали двигаться в этом направлении раньше, имеют преимущество в опыте и наработках. Однако менее опытные игроки, появившиеся позже, уже начинают догонять лидеров.

Решения всех участников рынка объединяет одно: их продукты остаются «сырыми», все без исключения. Что неудивительно, учитывая попытки за год-полтора сделать то, на что VMware и Microsoft потребовалось 15-20 лет. Факт «сырости» функциональной части российской виртуализации, однако, не уменьшает спроса на отечественные решения. И вот почему.

В 2022 году рыночная стоимость всех российских продуктов по виртуализации оставалось высокой. Это наследие ситуации, когда многие крупные профильные проекты внедрения проводились только при условии значительных бюджетов, чтобы хоть как-то отбивать затраты на разработку. Тем не менее с ростом числа вендоров и их продуктов на нашем рынке впервые началось серьезное снижение цен. Раньше не было конкуренции даже с самым простым продуктом от VMware, а сейчас их очень много, что и позволяет конкурировать через демпинг.

На этом фоне стало проявляться недовольство заказчиков и регуляторов. В резко появившемся многообразии решений стало сложно разобраться, что даже привело к появлению идеи объединения существующих решений в единую «национальную систему виртуализации».

Естественный отбор

Бояться этого разнообразия не нужно – оно скоро завершится по естественным причинам. Компании, начавшие разработку систем виртуализации после начала СВО, скорее всего, столкнутся в 2024 году с типичными болезнями роста. Они будут проявляться в поступлении отзывов о багах, а также более глубоких проблемах после первичного запуска и тестирования их продуктов. Исправление ошибок потребует значительных усилий и времени, что замедлит разработку нового функционала.

Помимо технических затруднений, возникнут и экономические: на фоне высокой конкуренции для многих компаний в минус сыграет необходимость начать процесс возврата инвестиций в разработку. Подобное, к примеру, уже становилось причиной неудач у многих стартапов в сегменте производства СХД.

В результате всех описанных проблем можно ожидать сокращения количества игроков на рынке. Больше шансов сохранить бизнес будет у тех, которые сосредоточат усилия на стабилизации своих продуктов, повышении надежности их основных функций и устранении багов. В выигрышной позиции «ранние стартеры» — компании, начавшие свою деятельность раньше конкурентов.

Сценарии конкуренции в 2024 году

В ближайшем будущем качество, надежность и простота продуктов в сегменте систем виртуализации будут играть более значительную роль, чем разработка новых и сложных функций. Серьезное влияние на развитие рынка может оказать open-source-сообщество, разрабатывающее открытые версии коммерческих продуктов. Однако на данный момент в России подобное комьюнити и продукт отсутствуют, равно как и общая культура в этой области.

И, с одной стороны, это плохо, но с другой – представляет собой прекрасную нишу для развития. Тот вендор системы виртуализации, который сможет эффективно запустить open-source-инициативу и занять эту нишу, сможет стать лидером сегмента в целом.

Читайте также
Являясь частью искусственного интеллекта, машинное обучение (Machine Learning, ML) открывает все больше возможностей бизнесу. Его внедряют для трансформации процессов, развития транспорта, логистики, АПК и других отраслей, а экономический эффект применения ИИ составляет более триллиона рублей. Рассмотрим, какие прикладные задачи компаний решает ML, приведем примеры внедрения, поговорим про подход Retrieval-Augmented Generation (RAG) и дадим чек-лист качественной интеграции и использования ИИ в реальном секторе.

Опубликовано 30.01.2024

Похожие статьи