РУНЕТ и инвестиции

Логотип компании
РУНЕТ и инвестиции

Сергей Плуготаренко

РУНЕТ на сегодняшний день стал заметной частью экономики России: объем его контентного рынка оценивается в 0,5 трлн рублей. Если же учесть в общей цифре рынок телекоммуникационных услуг и другие «сопутствующие» рынки, то оказывается, что РУНЕТ приносит России...

РУНЕТ на сегодняшний день стал заметной частью экономики России: объем его контентного рынка оценивается в 0,5 трлн рублей. Если же учесть в общей цифре рынок телекоммуникационных услуг и другие «сопутствующие» рынки, то оказывается, что РУНЕТ приносит России порядка 2,5 трлн рублей (напомним, ВВП России в 2012 году составил 62,4 трлн рублей). Рост этого рынка, по предварительным оценкам, в 2012 году составил около 30%. Об этом рассказал в ходе «Санкт-Петербургской интернет конференции» (СПИК 2013) директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко. «Все более заметен и социальный эффект, - указал он, - в частности, растет интерес государства к регулированию». Директор РАЭК  казал, что ассоциация смотрит на подобные законопроекты сквозь призму экономики – если экономике РУНЕТа законодательная инициатива помогает, то законопроект хороший, если вредит – то не очень. В настоящее время РАЭК готовит «Стратегию развития Интернета РУНЕТ 2020».

Дмитрий Чистов, директор информационных проектов Runet Media Holding, сказал, что ежемесячная аудитория РУНЕТа, согласно данным ФОМ, составляет 64,4 млн человек, это 55% населения России. Ежедневная аудитория – 50,1 млн человек. Что касается подростков, то 89% из них пользуются Интернетом ежедневно. Число пользователей мобильного интернета в 2012 году увеличилось на 33% и достигло 18,5 млн человек. Интересно, что в России живет 1,2 млн человек, которые пользуются исключительно мобильным Интернетом. При этом стоимость доступа по ШПД снизилась в 2012-м году в среднем в России в четыре раза. Разброс цен, тем не менее, все еще велик – если цена доступа за каждый Мбайт в Москве стоит 16 рублей в месяц, в Петербурге – 13 рублей, то на Дальнем Востоке – 197 рублей.

Рынок интернет-рекламы в 2012 году в РУНЕТе составил 56,3 млрд рублей. В 1 квартале 2013 года объем контекстной рекламы составил 10,3 млрд рублей, медийной – 3 млрд рублей.

И о печальном. В 2012-м году в Государственную Думу РФ был внесен 31 законопроект, направленный на регулирование РУНЕТа. Ожидается, что к концу 2013-го года таковых будет порядка 50, ибо только за первый квартал текущего года в Государственную Думу было внесено 16 подобных законодательных инициатив.

Объем венчурных инвестиций, по словам Дмитрия Чистова, составил в 2012-м году $792 млн. Подробнее о стартапах и венчурных инвестициях рассказал Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора «Ингрия». В частности, он отметил, что для стартапов характерна интересная вещь – когда подобными компаниями начинают заниматься люди из «большого бизнеса», у них это получается плохо. «Опыт большого бизнеса – это минус. Потому что в большом бизнесе принято сначала продумывать стратегию и лишь потом начинать работать. У стартапов же часто стратегии нет, у них она, бывает, появляется после многих лет работы. Что такое Google сегодня? Это компания по продаже рекламы. Но до этого много лет были убытки, основатели компании не понимали, что они делают», - пояснил г-н Рождественский.

Что касается внутренней кухни бизнес-инкубатора, то Игорь Рождественский сказал, что хотя стартапы приходит в «Ингрию» за деньгами, денег у них, собственно, нет. «Когда компания приходится к нам, мы начинаем задавать простые вопросы: «Вот пачка денег, а что взамен?». И оказывается, что стартапам нужны не деньги, а огранка камня, превращение его в скульптуру. Еще надо учесть, что Петербург – город международный, мы работаем с зарубежными партнерами, в частности, с Финляндией, Израилем, компаниями Кремниевой долины. У стартапа нет родины, он едет туда, где ему лучше», - сказал г-н Рождественский.

Алексей Соловьев, управляющий директор компании Prostor Capital, напомнил, что для того, чтобы стартап получил инвестиции «Round A», компания должна быть укомплектована персоналом. «Восемь программистов, один дизайнер и ни одного менеджера – это не подходит. Пять маркетологов, три дизайнера, и полпрограммиста – это тоже не то», - отметил он. Что касается оптимальной команды, то она выглядит, по мнению г-на Соловьева, следующим образом: 1) есть человек, который отвечает за развитие продукта, 2) маркетолог, который знает, как продавать, 3) менеджер, который управляет бизнесом и занимается отношениями с инвесторами. Михаил Авербах из стартап-акселератора iDealMachine упомянул, что для того, чтобы стартап смог взять на работу толкового специалиста в условиях, когда деньги еще не зарабатываются, нужно выделить опционный пул. Другими словами – поделиться акциями компании.

Игорь Рождественский сказал, что бояться делиться не нужно. «Можно до половины своей компании отдать тому, кто знает, как развивать бизнес. Станете вы миллионером или нет, не зависит от того, отдадите вы 30% стороннему специалисту, или нет», - сказал он.

Алексей Соловьев поддержал разговор: «И что получается? Принес проект в инкубатор – отдал 20%. Пришел в акселератор, отдал еще 20%. В ходе инвестиций «Round A» потерял еще 25%. А ведь есть еще и опционы… Итого, после инвестиций «Round A» у основателей обычно остается 10-15%. Но на этом этапе компания уже стоит $5-7 млн». Тем не менее, он упомянул, что последнее, чего хотят инвесторы – это демотивации основателя стартапа. «Если он будет ходить на работу за зарплату, это смерть проекта, надо брать деньги только когда это очень-очень нужно», - резюмировал г-н Соловьев.

Опубликовано 20.05.2013

Похожие статьи