Microsoft довольна Azure, но рассчитывает на большее
Старт Windows Azure в России (а со дня запуска минуло немногим более 500 дней) в Microsoft оценивают в тонах, близких к восторженным. Возможности платформы за это время, по словам директора департамента стратегических технологий Microsoft в России Александра Ложечкина, успели оценить 6500 заказчиков, а число загрузок инструментария разработки приложений для Azure превысило 15 тыс.
На платформе Microsoft размещено уже более 80 сервисов, и еще несколько сотен в разработке. Наконец, финансовые показатели Azure в России, как особо отметил Александр Ложечкин, превысили ожидаемые. Цифр, правда, названо не было.
Что касается модели использования Windows Azure, то самыми популярными сценариями стали хостинг приложений и инфраструктуры (модель IaaS), хранение данных (резервное копирование, хранение мультимедийного контента и т. д.), обработка больших массивов данных (анализ рисков, моделирование, графический дизайн), создание веб-сайтов или приложений с непрогнозируемым числом пользователей и возможностью легкого и быстрого расширения предлагаемого функционала, краткосрочные проекты или тестирование новых решений и управление специфическими типами нагрузок, такими как потоковое видео.
По словам Александра Ложечкина, половина потребителей Windows Azure – стартапы. Еще 20% составляют компании, которые переводят на облачную платформу Microsoft уже существующие приложения и сервисы. Наконец, 30% составляют заказчики, которых в корпорации выделили в новую группу – Cloud Software Vendor. Это digital-агентства и компании, которые активно используют Windows Azure в качестве платформы для хостинга мобильных приложений и сайтов.
И сотрудники Microsoft, и представители партнеров не отрицали, что отношение к облачным сервисам в нашей стране остается скептическим: объем облачного рынка, по данным IDC, не превышает 0,2% от общего объема российского IT-рынка. Те 3,2%, что приходятся на долю сегмента PaaS, делают показатели и Windows Azure, и конкурирующих платформ вовсе малозаметными. Абсолютные показатели традиционно в Microsoft не сообщают. Однако если воспользоваться данными аналитического исследования Orange Business Services за февраль 2013 года, то можно увидеть, что в минувшем календарном году доход от Windows Azure в России явно ниже 100 млн рублей – суммарной оценки сегмента PaaS в денежном выражении.
Неудивительно, что в Microsoft предпочитают говорить не только и не столько о результатах, сколько о перспективах, явным образом напоминая, что облачная эпоха пока только начинается. И прогнозы действительно выглядят гораздо привлекательнее первых итогов. Тем более что IDC предрекает российскому облачному рынку к 2016 году рост до $463 млн. А прогноз Orange Business Services еще оптимистичнее – 19,3 млрд рублей, и на долю PaaS в нем отводится 0,7 млрд. {PAID}
Созданием и развертыванием сервисов в Azure заняты партнеры Microsoft, которые объединены теперь в новую категорию – Azure Circle Partners. К девяти компаниям, имевшим соответствующую авторизацию, добавились еще две: «Деловая среда» и МОНТ.
Известный дистрибьютор ПО будет предоставлять доступ к Azure через специально созданный портал «Облакотека» – виртуальный ЦОД, где будут размещаться дополнительные сервисы, предлагаемые клиентам МОНТ. А «Деловая среда», дочерняя компания Сбербанка (к слову, ее коммерческий директор Владимир Габриэль в недавнем прошлом – евангелист Microsoft), созданная как площадка для «общения, развития и ежедневной деятельности предпринимателей», займется продвижением размещенных в Azure сервисов для малых предприятий и микробизнеса. Компания уже сформировала магазин SaaS-сервисов, где разработчики смогут на специальных условиях размещать свои приложения на Windows Azure.