iPhone 5: море в Китае и капля в России
Китай порадовал компанию Apple: за первый уикэнд в этой стране было продано 2 млн смартфонов iPhone 5. До момента начала официальных продаж устройства китайцы оставили несколько сотен тысяч предварительных заявок и не могли дождаться, когда смартфоны попадут к ним в руки. Для сравнения: в США в сентябре за первый уикэнд продаж iPhone 5 было реализовано 5 млн устройств, это всего в два с половиной раза больше, чем в Китае.
КНР – второй по важности рынок для Apple после США: в 2012 финансовом году, как пишет портал CNET, на Китай пришлось 15% доходов компании (в численном выражении это $23,8 млрд).
Аналитики банка Canaccord Genuity ожидают, что в целом в мире в текущем квартале будет продано 47,5 млн смартфонов iPhone. Оценки на 1 квартал 2013 года выглядят чуть скромнее – 46 млн.
В России продажи нового смартфона Apple начались в тот же день, что и в Китае - 14 декабря в 00:00 часов по местному времени. Результаты же были совершенно другими. По подсчетам агентства РИА Новости, в нашей стране было продано порядка 25 тыс устройств.
При этом в нашей стране разразилась ценовая война. Почти все ритейлеры выставили «новинку» (очевидно, что это слово надо ставить в кавычки – все, кто очень хотел, уже устройство приобрели) по цене порядка 35 тыс. рублей за стартовую модель с 16 Гбайт памяти. Но цена на смартфон в «Связном» оказалась намного меньше, чем у всех остальных - 29,9 тыс. руб. «Евросеть» отреагировала первой и тоже снизила цену на iPhone (на 5 тыс. рублей). За «Евросетью» потянулись и другие ритейлеры - Re:Store, «М.Видео», «Белый Ветер»…
Эксперты указывают, что причина произошедшего заключается в следующем: «Связной» и «Евросеть» получают смартфоны напрямую от Apple, а остальные компании – через дистрибутора, поэтому у первых двух было больше «пространства» для маневра. Интересно, что источник РИА Новости утверждает, что этим единственным дистрибутором, у которого покупали смартфоны Apple все остальные ритейлеры, является компания «Вымпелком». Отметим, что «Вымпелком» владеет 50% акций «Евросети».
Журнал Forbes отмечает, что с каждым новым поколением iPhone число желающих продавать этот смартфон в России все меньше. В частности, контракт с американской компанией не заключила МТС. А «Мегафон» прекратил продавать технику Apple еще в 2010-м году.
По некоторым сведениям МТС и Apple не договорились из-за того, что американская компания ужесточила условия договоров, и они стали экономически невыгодны. «Apple требует от продавцов создавать маркетинговый фонд, из которого она может в любой момент брать деньги, согласованные на продвижение телефона. Кроме того, введен «сервис за свой счет»: продавцы обязаны сами платить за доставку бракованных телефонов (не подлежащих ремонту) обратно к производителю», - пишет Forbes.
Как сообщил эксперт аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков, по итогам сентября доля Apple на рынке смартфонов в России снизилась до 4,3% по сравнению с 5,4% в сентябре прошлого года. При этом доля Samsung на рынке смартфонов выросла до 44%.