Есть терминал, за него и держись

Логотип компании
Владельцы терминалов моментальной оплаты вместе с НАУЭТ похвалились моментальными успехами...

В четверг, 19 февраля, Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) отчиталась о состоянии рынка моментальных платежей. То, что владельцы сетей платежных терминалов даже в кризис чувствуют себя совсем не плохо, могло быть понятно уже потому, что мероприятие прошло в единственном столичном отеле категории пять звезд с плюсом - Ritz-Carlton.

Председатель совета директоров компании KIWI, представляющей собой в настоящее время объединение сетей ОСМП (брэнд KIWI) и фирмы e-port, Борис Ким подтвердил цифрами успешное положение дел на рынке моментальных платежей. Через платежные терминалы за прошлый год прошло около 536 млрд руб., что на 36% больше показателя 2007 года (395 млрд руб.). Лидером на рынке моментальных платежей, по данным соответствующей комиссии НАУЭТ, которую возглавляет г-н Ким, является сеть ОСМП, показавшая темпы роста в 54,7% и увеличившая свою долю с 29% в 2007 году до 33%. На втором месте сеть компании «Киберплат» с долей в 29%, на третьем - e-port (14%), на четвертом -«Евросеть» со своими терминалами захватившая около 10%. В 2009 году участники рынка ожидают оборота в 630 млрд руб.

Предпосылки для увеличения денежного потока есть. Во-первых, наблюдается постепенное увеличение среднего размера одного платежа. Со 100 руб. в 2007 году платеж подрос до 117 руб. в 2008-м. Во-вторых, есть надежда, что к авиакомпаниям-дискаунтерам, которые уже начали торговать авиабилетами через терминалы, присоединятся солидные авиаперевозчики, такие как «Аэрофлот» и «Сибирь». Переговоры с последними уже идут.

Еще одна надежда связана с лотереями. Сейчас три российские организации, обладающие лицензиями на проведение лотерей, «ищут каналы для распространения обычных или электронных билетов», в последнем случае такими каналами могут стать платежные терминалы.

Наконец деньги в платежные системы могут более активно поступать от желающих оплачивать услуги ЖКХ. Но на пути этих денег, по мнению Бориса Кима, стоят два существенных препятствия. Первое - люди старого поколения, не признающие современных технологий и не рассматривающие очереди, как неудобство.

«Бабушки живут и общаются в сбербанковских очередях. Для них это образ жизни, а не неудобство», - заявил Борис Ким. «Должно смениться поколение, прежде чем подавляющее большинство перейдет на современные технологии оплаты». «Но это просто вопрос времени», - добавил г-н Ким, подчеркнув при этом, что никоим образом не настаивает на ускорении процесса смены поколений и готов ждать столько, сколько необходимо.

Второе препятствие на денежном пути - сама отрасль ЖКХ, где многие организации зарабатывают деньги именно за счет непрозрачности операций.

Одна из серьезных неприятностей, которые могут подстерегать игроков рынка моментальных платежей в этом году - принятие «неудачной» версии «Закона о деятельности по приему платежей, осуществленной платежными агентами». Законопроект в первом чтении уже принят и в настоящее время дорабатывается. Не исключено, что во втором чтении проект примут в первом квартале.

В принципе, владельцы платежных сетей не против указанного закона, хотя понимают, что он в любом случае принесет им определенное количество неудобств. Но компании, владеющие сетями платежных терминалов, в лице Бориса Кима честно предупредили общественность, что слишком «жестокий» закон работать не будет. Как не работают уже сейчас механизмы борьбы с незаконными платежами и отмыванием денег.

Так в соответствие с Федеральным законом №115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», идентификация плательщиков и агентов (владельцев терминалов) не проводится в случае проведения платежей, не превышающих 30 тысяч рублей и только тех, которые идут бюджетным организациям, организациям ЖКХ, представляют оплату жилья, услуг связи или взносов. По словам г-на Кима при таких критериях пятая часть всех платежей, число которых в 2008 году достигло 5,4 млрд, попадает в разряд «сомнительных». А если сомнительных платежей так много, то бороться с ними уже не представляется возможным, а значит «фильтры настроены неверно». Но бороться за смягчение критериев, в свою очередь, не намного проще, чем бороться с отмыванием денег и терроризмом, поскольку, как только законотворцы слышат слова «борьба с терроризмом», «отмывание денег», то решение у всех появляется только одно - «меры ужесточить».

То, что более жесткие требования на практике не работают, и приходится смотреть на их исполнение «сквозь пальцы» уже мало кого волнует.

Еще одна неприятность грядущего закона связана с выбором оптимального варианта фискализации терминалов. Для этого намечено несколько путей, наиболее неблагоприятным для владельцев платежных систем является установка на терминалах механизмов «фискальной памяти».

Модернизация каждого терминала по этой схеме встанет владельцу (по оценкам г-на Кима) в 40 тысяч рублей. При том, что всего в России сейчас работает порядка 350 тысяч терминалов, сумма проекта получается немаленькая. Причем пострадают не только сети моментальных платежей, но и банки, которые, скорее всего, будут вынуждены похожим образом модернизировать банкоматы. А здесь стоимость доработок существенно выше, потому как банкомат - товар импортный и намного более дорогой.

Кризис в какой-то степени все-таки повлиял на владельцев сетей терминалов, которые за несколько месяцев увеличили комиссионный сбор за свои услуги с 3% до 5%. Борис Ким объясняет это «общей тенденцией». При этом у пользователей систем моментальной оплаты по-прежнему остаются проблемы с «зависанием» денег в терминалах. Что касается «проблемных платежей», то есть таких, когда деньги положенные в терминал либо не доходят до получателя вообще, либо доходят не в срок, то таковых, по данным Бориса Кима, 0,5%. Г-н Ким считает, что 2,68 миллиардов «проблемных» рублей за год - это совсем немного.

Читайте также
Круглый стол «Цифровая деградация», организованный в рамках форума «ИТ Диалог 2024» стал местом честного разговора о том, как выживать в мире, где взломы — это вопрос времени. Участники обсуждали, что важнее: безопасность или удобство, когда стоит заменять иностранные решения на российские, а когда лучше подождать, и кто в итоге отвечает, если что-то пошло не так. Были примеры из реальной жизни, споры о том, кто должен делить ответственность, и даже немного философии. Вопросов оказалось больше, чем ответов, но одно ясно точно: безопасникам приходится лавировать между сложными решениями и высокой ответственностью каждый день.

Опубликовано 19.02.2009