Налоговая пирамида FATCA

Логотип компании
Налоговая пирамида FATCA
Курс «молодого бойца FATCA», составленный по итогам бесед с экспертами компании Deloitte. Самое важное, что должны уяснить для себя банкиры – постоять в стороне никому не удастся.

Курс «молодого бойца FATCA», составленный по итогам бесед с экспертами компании Deloitte. Самое важное, что должны уяснить для себя банкиры – постоять в стороне никому не удастся.

Безобразие, прежде такого не было!

Было. Информацию для налоговой США предоставляли и прежде. Очень многие страны, в том числе Россия. Но это были данные, предоставляемые по запросу и по конкретному клиенту. Закон FATCA создавался для того, чтобы вывести процесс обмена информацией на новый уровень – автоматического обмена информацией по всем интересующим американских налоговиков клиентам.

США - все, а России – ничего?

Финансовые эксперты утверждают, что изначально процесс обмена информацией в рамках FATCA рассматривался именно как двусторонний. В том числе и американскими налоговиками. То, что сегодня подобные договоренности США не удается заключить не только с Россией, но и с другими странами – скорее аномальная ситуация, чем запланированная. Но в случае с Россией дело даже не в этом. Здесь, к сожалению, в настоящее время не существует действующих эффективных механизмов для использования информации о налогоплательщиках, имеющих счета за рубежом. И дело не в том, что такие данные нам никогда и никто не предоставлял и не предоставляет. Подобные сведения добровольно, можно сказать по собственной инициативе, предоставляет России, в частности, Финляндия. А вот что с ними делать в России толком не знают.

Американцы решают свои проблемы, а нам не дают!

Действительно, проблема с американскими налогоплательщиками, открывшими счета за границей, чтобы, к примеру, торговать через них американскими ценными бумагами и не платить налоги – это серьезные недоборы в американскую казну. Исчисляемые миллиардами долларов. И FATCA создается для решения подобных проблем, волнующих американских налоговиков. Но в России наиболее актуальны несколько иные проблемы, такие, например, как вывод теневого капитала из страны. Их можно и нужно решать, но говорить о том, что это все легко сделать в рамках обмена данными по схемам FATCA было бы, скорее всего, неверно. Здесь нужна отдельная инициатива уже с российской стороны.

Меня это не касается!

Вопрос о том, почему отдельно взятый российский банк должен суетиться, чтобы включиться в программу FATCA, даже если у него нет и скорее всего не будет клиентов, которые интересны американским налоговикам – один из наиболее распространенных, среди тех, которые банкиры задают аудиторам и финансовым консультантам. Ответ на него прост – в противном случае банк останется в полной изоляции. От него попросту отвернутся партнеры: американские, европейские, азиатские и даже российские банки. Все дело в том, что FATCA строится по принципу своеобразной финансовой пирамиды – как только один банк регистрируется на сайте американских налоговиков и получает идентификационный номер участника FATCA, он несет ответственность не только за себя, но и за своих партнеров, которые в FATCA не зарегистрированы. И может попасть из-за этого под штрафные санкции. Таким образом, как только первый крупный европейский, азиатский или российский банк присоединяется к FATCA (а этот процесс уже пошел) наступает «цепная реакция» - партнеров принуждают к аналогичным действиям. В противном случае крупный банк попросту откажется от партнерства. В итоге выбора нет – либо полная изоляция, либо присоединение к FATCA.

Все равно не успеть!

Финансовые консультанты утверждают, что до апреля и даже мая текущего года российские банки предпочитали не делать ничего, чтобы скорректировать свои бизнес-процессы в соответствии с FATCA. Финансовые структуры упрямо ждали заключения соглашения на межгосударственном уровне. Оно позволило бы получать указания от местных (а не американских) регуляторов, а кроме того, давало отсрочку до конца 2014 года. После заявления властей США об отказе от переговоров с Россией по FATCA, выход у банков остался один – присоединяться к программе самостоятельно. Российские законы, запрещавшие передавать иностранцам данные, относящиеся к банковской тайне, будут изменены, этого уже можно не опасаться. Но успеют ли банки? Эксперты уверены, что при желании – легко. Поскольку до 1 июля банкам нужно сделать не так много – зарегистрироваться на сайте Налоговой службы США, что, по утверждению специалистов Deloitte, немногим сложнее, чем завести страничку в Facebook. Кроме того, надо скорректировать процесс анкетирования и регистрации новых клиентов (чтобы собирать о них все данных, необходимые для передачи американской налоговой службе). Консультанты утверждают, что даже если начать сегодня, то к 1 июля можно все успеть. Далее, до 1 июля 2015 года банку надо успеть пересмотреть (на предмет возможного интереса для американской налоговой службы) всех крупных клиентов банка, с активами свыше $1 млн, а до 1 июля 2016 года «прошерстить» всех остальных.

FATCA - это очень дорого!

За регистрацию на сайте налоговой службы США эксперты Deloitte берут полторы тысячи долларов. Казалось бы, платить за несложную регистрацию на каком-то сайте – полная нелепость, но здесь есть одна хитрость. Кого и как регистрировать? Российские банки, как правило, объединены в группы. В их структуры могут входить трастовые компании, страховые, брокерские и т.д. и т.п. Эксперты берут деньги главным образом не за процесс регистрации, а за консультации по вопросам, какую фирму стоит регистрировать как самостоятельную, имеющую отдельный номер участника FATCA, а какую – нет. За весь процесс «подключения» к FATCA, включающий корректировку бизнес-процедур, анкет, документооборота и т.п. придется заплатить внешним консультантам несколько десятков тысяч долларов. Платить или нет, решают акционеры. В одних банках подобное в итоге поручают собственным сотрудникам. В других - решают, что лучше подстраховаться и привлечь сторонних экспертов.

Чем же ответить?

В итоге хочется сказать, что FATCA - действительно американская инициатива. И решает она проблемы налоговых органов США. Но чем злиться на эффективный механизм, позволяющий принуждать россиян к участию в таком международном «налоговом документообороте», российским чиновникам стоило бы задуматься о том, почему не работают наши подобные инициативы, а заодно, как следует автоматизировать работу с данными (в том числе от иностранных структур) в собственной налоговой службе.

Опубликовано 15.05.2014

Похожие статьи