Цифровизация и импортозамещение на промышленных предприятиях

Логотип компании
Цифровизация и импортозамещение на промышленных предприятиях
Мы живем в эпоху цифровизации и импортозамещения. Казалось бы, причины и необходимость внедрения отечественных цифровых решений должны быть очевидны, однако эти процессы идут медленно. Почему российские разработки не могут вытеснить с нашего рынка иностранные, несмотря на благоприятную конъюнктуру?
Обсудим основные причины и проблемы, с которыми сталкиваются промышленные предприятия при автоматизации своей деятельности и принятии решения об импортозамещении. Возможно ли воспользоваться государственной поддержкой или разделить расходы с другими предприятиями? Что можно сделать для улучшения российских решений? Какова вовлеченность производственного бизнеса в реализацию ПО для своих отраслей?

Какие технические и организационные преграды могут затруднять процесс импортозамещения в сфере автоматизации?

Технических преград почти нет, а временные трудности решаемы. Все эти проблемы скорее находятся в головах людей, чем в конкретной технике.

В августе мне довелось выступать на демоднях индустриальных центров компетенций «Железнодорожное машиностроение» и «Железнодорожный транспорт и логистика». Прослушанные там выступления и деловое общение с представителями отрасли подтверждают, что бизнесу интересны исключительно зрелые решения, проверенные многократными внедрениями и уже решенными проблемами роста.

Раньше, когда не было явных причин для импортозамещения и бизнес спокойно мог выбирать российское или зарубежное ПО, многие предпочитали зарубежное, потому что оно было более зрелое, более высокого уровня. То есть не просто какой-то софт, а программное обеспечение с конкретной методикой применения, с лучшими практиками и проверенными рекомендациями, как вести бизнес. Фактически продукт включал в себя заверения, что лучше всего для вашего конкретного бизнеса делать именно так: «Мы уже внедряли его миллион раз, мы знаем все проблемы, с которыми вы можете столкнуться, – 99,9% из них уже решены и на каждую у нас есть готовое решение. Всё это уже заложено в этом ПО, давайте внедрять».

когда внедряли российское ПО, оно не было настолько зрелым, не было такого количества внедрений, и возникающие проблемы приходилось решать прямо с колес, на месте. Это, безусловно, затрудняло выбор отечественного софта, гораздо легче было внедрить импортный – считалось, что это лучшее вложение денег. Но, как сейчас оказалось, многое было совсем не так, и теперь приходится его усердно импортозамещать.

Но спрос-то со стороны заказчика уже «испорчен» именно тем, что от российского ПО тоже ждут готовых ответов на абсолютно все вопросы, которых у российских разработчиков быть не может хотя бы потому, что раньше их решения отказывались внедрять. То есть у них просто не было шансов накопить опыт и ответить на эти вопросы. Если бы раньше выбирали российское ПО, то оно сейчас бы созрело и было в хорошей форме. Теперь же оно в той форме, что и 10–15 лет назад: имеем то, что имеем. При этом бизнес абсолютно не готов к участию в развитии софта. И, несмотря на сильное давление со стороны государства, большинство заказчиков медлят, ждут появления зрелых решений.

Конкретный пример: застройщики и эксплуатирующие организации столкнулись с фактом ухода с рынка компании Siemens и ее систем управления зданием. Казалось бы, самое время применить российские аналоги. Российская компания предлагает свой софт на замену двум крупным застройщикам в своем регионе, при этом предлагая цену на свой продукт значительно ниже пресловутого Siemens. Результат: одна компания решила пойти по пути собственной разработки, надеясь, что это будет дешевле. Вторая компания отказалась рассматривать решения, сказав, что частично задачу решает текущая конфигурация «1С».

Вторая серьезная проблема, в которую мы сейчас упираемся, — нехватка кадров. Это вообще глобальная проблема нашей экономики, а ИТ – область, где кадры полностью решают всё. Поэтому просто невозможно развивать софт с той скоростью, которую ожидают заказчики. Так же, как и со зрелостью продуктов, предыдущий выбор в пользу импортного ПО не позволял отечественным компаниям развивать команды разработчиков. Получается, что те вещи, которые не позволяли выбирать раньше российское ПО, и сейчас продолжают препятствовать его внедрению.

Кроме того, отечественные ИТ-компании опасаются нанимать разработчиков в отсутствие твердых заказов. А заказчики, в свою очередь, не готовы финансировать разработку авансом. Этот разрыв между тем, что рынок может предложить, и тем, что заказчик готов купить, существует, включая нехватку кадров и недостаток авансирования. Вроде бы надо шагнуть навстречу друг другу, особенно в условиях наших экстраординарных обстоятельств. Но пока заказчики толкаются на краю, раздумывают и не спешат идти навстречу разработчикам.

Классический пример. Заказчик говорит: «Вы сможете выделить 20 разработчиков под проект внедрения вашей системы?» Исполнитель: «Мы сможем нанять столько разработчиков и обучить их, когда будет заключен договор с вами, иначе нам будет невозможно их содержать». Заказчик: «Ну, они еще будут обучаться, а нам нужно, чтобы они сразу приступили. Что касается договора, то тут надо тендер проводить, а по условиям тендера вы должны предоставить 20 разработчиков без дополнительных условий.

Внедрение отечественных решений слишком дорого, и на него нет средств. Возможно ли воспользоваться государственной поддержкой или распределить расходы с другими предприятиями?

У нас не принято кооперироваться даже в рамках одной отрасли –  все предприятия держат карты ближе к орденам. Каждый сам по себе. Я никогда не слышал, чтобы предприятия заказали разработку на уровне отраслевой ассоциации или гильдии. Может, сейчас рынок созреет для объединения усилий? Я пока не вижу предпосылок к этому.

Что касается государства, то оно с удовольствием оказывает поддержку. Выделяются солидные средства. При этом условия, на которых они предоставляются, вызывают вопросы. Я не могу сказать, что поддержку сложно получить. Однако даже на первом этапе условия просто банально отпугивают разработчиков. Так как в случае успеха непонятно – в чем твой заработок, а в случае неуспеха – уголовное преследование. Во-вторых, господдержка ориентирована на очень крупный бизнес. Скорее всего, этот очень крупный бизнес свои проблемы решит, а интересы просто крупного бизнеса будут рассматриваться как второстепенные. Что касается среднего и малого бизнеса, то им будут заниматься по остаточному принципу или вообще никак.

Конкретный пример: в условиях получения гранта или субсидии часто указывается, что предприятие должно не только разработать ПО, но и достичь определенных показателей его реализации, то есть суметь продать нужное количество лицензий на нужную сумму. И, если гарантировать разработку в срок предприятие-разработчик еще может, то гарантировать уровень продаж в условиях финансовой и политической нестабильности крайне трудно. А невыполнение плана продаж приводит к штрафам, требованиям вернуть полученный грант и т. п. Кроме того, нередко по условиям грантов или субсидий государство оставляет за собой право использовать разработанное ПО в своих учреждениях бесплатно.

Что можно сделать для повышения качества российских ИТ-решений в сфере производства и на чем акцент поставить?

Думаю, что это вещь не уникальная для нас именно. Наверное, с такими же проблемами сталкивались и зарубежные разработчики ПО 30-40 лет назад, когда только начинали разрабатывать свои системы. Потом просто постепенно шли вперед, накапливая опыт и методологии.

У нас же всегда проблемы сначала никак не решаются, а потом решаются резко и нахрапом. Всё, что должно в естественных условиях занять лет 20-30, мы должны сделать за год. Поэтому вопрос стоит не только, что нужно сделать, но и как это сделать в крайне сжатые сроки. И вряд ли нам удастся вместить десятилетия в один год. Или будет как с поднятой целиной.

Как это можно было бы улучшить? Фактически мы все возможные подходы уже проговорили. Заказчики могли бы объединиться в лиги или комитеты, сформулировать общеотраслевые требования к ПО и совместно профинансировать создание софта для своей отрасли. Однако из-за того, что они конкурируют и друг другу не доверяют, скорее всего, такого не произойдет. Государство готово помогать деньгами, но не готово погружаться в эти вопросы и помогать методологически. Поэтому всё идет так, как идет: заказчики активно мониторят рынок и видят, что нужного им софта просто нет, спрашивают у всех, может, кто что видел.

Читайте также
Большая часть 2024 года позади, и можно смело прогнозировать, какие тенденции в развитии рынка коммуникаций станут ключевыми и будут усиливаться. Телефония-2024 — прежде всего голосовое общение, коммуникации в мессенджерах или же будущее за интегрированными решениями омниканальной связи? О том, куда движется рынок, рассказывает генеральный директор компании «Телфин» Мария Тюрина.

С другой стороны, снизу тоже активное движение: исполнители ищут заказчиков на свои существующие продукты, не находят и пытаются эти продукты как-то развивать. Это развитие идет, к сожалению, хаотично, без участия специалистов будущих потенциальных компаний-заказчиков. Вот производители отечественного софта где-то что-то услышали, что вроде как это нужно и полезно, или все-таки кто-то у них конкретно заказал. Вот они эту функцию добавили, и продукт у них на эту часть улучшился, и опыт на единицу прибавился, в том числе практика внедрения. И это не проблема, если у нас было бы 10-30 лет в запасе, но за год эти продукты не дорастут до необходимого уровня.

В целом получается, что кто-то должен взять на себя инициативу. Заказчики или государство. Лидерство — это тоже часть успеха на самом деле.

Конкретный пример: у западных стран есть единый электронный реестр металлопрофильных изделий. Предприятия, производящие металлический профиль, публикуют в нем сведения о своей продукции. Предприятия, которые проектируют изделия из профиля, загружают сведения о нем в свое средство автоматизированного проектирования. А застройщик заказывает нужный профиль по спецификации со ссылками на электронный каталог. Сейчас из-за санкций доступ к электронному каталогу отключен. Надо делать свой, собирать требования со всех участников – металлургов, проектировщиков, производителей конструкций, застройщиков и т. п. Такое вполне могло бы сделать государство, но оно не идет дальше выделения средств, а ИТ-компании не смогут объединить интересы отраслевых предприятий в единое целое. Поэтому импортозамещение пока хромает.

Выводы

Безусловно, импортозамещение постепенно будет выполняться. Рано или поздно отечественные ИТ-решения заменят импортные, но процесс будет долгим и безрадостным. Частично это зависит от объективных факторов (незрелость ПО, нехватка кадров), а частично – от неорганизованности предприятий, которым необходимо импортозамещение, и от нежелания государства принять более глубокое участие в импортозамещении, поспособствовать разработке отраслевых и межотраслевых стандартов, стимулировать предприятия к объединению в поисках и разработке приемлемых ИТ-решений.

Опубликовано 17.11.2023

Похожие статьи