РынокТехнологии

Немецкие ученые доказали склонность людей сочувствовать роботам

Наталья Соловьева | 09.08.2018

Немецкие ученые доказали склонность людей сочувствовать роботам

Группа ученых из университета Дуйсбург-Эссен (Universität Duisburg-Essen), высшего учебного заведения земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии, провели интересный эксперимент. Его результаты показали, что роботы могут вызывать доверие и даже сочувствие людей, если проявляют достаточный уровень социализации. Итоги исследования под названием «Do a robot’s social skills and its objection discourage interactants from switching the robot off?» («Могут ли социальные навыки робота препятствовать его отключению?») на днях были опубликованы в журнале PLOS ONE.

В эксперименте, который организовали и провели ученые Николай Бок (Nikolai Bock), Ева Линьхубер (Eva Linhuber), Джессика Щука (Jessica M. Szczuka), Каролин Штрассманн (Carolin Straßmann) и Николь Крамер (Nicole C. Krämer) под руководством Айка Хорстмана (Aike C. Horstmann), принимали участие 89 добровольцев. Респонденты должны были пообщаться с небольшим человекоподобным роботом Nao, якобы для того, чтобы улучшить систему его обучения, а затем выключить устройство, нажав на кнопку.

Nao начинал рассказывать о себе, задавал участникам эксперимента разные вопросы на отвлеченные темы. Но самое интересное происходило в конце беседы: некоторых испытуемых робот вдруг начинал умолять не отключать его, потому что он якобы «боится темноты». Те респонденты, к которым Nao не обращался с подобной просьбой, выключали его по указанию ученых без всяких колебаний. Однако 30 человек, которых робот просил оставить его включенным, испытывали явные сомнения перед тем, как его выключить, а 13 человек и вовсе отказались это делать. Описывая затем свои ощущения, испытуемые отмечали удивление, ощущение, что они что-то делают не так, а также сочувствие к роботу.

Выводы ученых однозначны: люди имеют склонность отождествлять роботов, особенно человекообразных, с подобными себе существами, реальными людьми. Как считает руководитель группы ученых Айк Хорстман (Aike Horstmann), человеческая раса была единственной на нашей планете, объединявшей существа с социальными навыками. Именно этим обстоятельством и обусловлена реакция респондентов, начавших проявлять к роботу эмпатию.

Несколько лет назад – в 2007 г. - эксперимент подобного рода провели ученые Эйндховенского технологического университета (Eindhoven University of Technology, Нидерланды). Его итоги сотрудники отдела промышленного дизайна (Department of Industrial Design) Кристоф Бартнек (Christoph Bartneck) и Мишель ван дер Хук (Michel van der Hoek) подвели в работе под названием «"Daisy, Daisy, Give me your answer do!" - Switching off a robot» («Дейзи, Дейзи, дай мне ответ!» - Выключение робота). Испытуемые общались с роботом по имени Daisy, который тоже просил не выключать его. Однако в тот раз все без исключения респонденты, недолго подумав, отключали робота от источника питания. Правда, если робот был приятен в общении и умен, они колебались в три раза дольше, чем при общении с неразумным роботом, проявившим к ним неприязненное отношение. Ученые сделали вывод: люди будут воспринимать робота как одушевленное, подобное себе существо, если он проявит больше интеллекта и отнесется к ним с определенной долей симпатии.

Повысить уровень взаимопонимания между людьми и роботами способна дополненная реальность. Например, ученые Рамсундар Калпагам Ганесян (Ramsundar Kalpagam Ganesan), Яш Ратхор (Yash K. Rathore), Хизер Росс (Heather M. Ross) и Хени Бэн Амор (Heni Ben Amor) из Лаборатории интерактивной робототехники Университета штата Аризона (Arizona State University) в недавней научно-практической публикации «Mediating Human-Robot Collaboration through Mixed Reality Cues» («Помощь взаимодействию человека и робота посредством смешанных сигналов реальности») описали созданный ими прототип системы, облегчающей взаимодействие людей и роботов в рамках производственного процесса. Датчики, установленные по периметру рабочего пространства, отслеживают положение деталей, а проецируемые указатели дают рабочим пошаговое объяснение, какие детали нужно собрать вручную и куда их поставить, чтобы робот смог произвести их монтаж. Такая система дает возможность рабочим подойти к технике ближе и вовремя подставить нужные детали, и при этом обеспечит их безопасность - человеку видна линия безопасности, которую нельзя переступать, чтобы движущиеся элементы роботов не нанесли им травму.

Интересно отметить, что еще до массового появления и использования человекообразных роботов люди таким же образом стремились в ряде случаев одушевлять компьютеры и телевизоры. Эта теория была описана учеными Байроном Ривзом (Byron Reeves) и Клиффордом Насом (Clifford Nass) в работе «How People Treat Computers, Television, and New Media Like Real People and Places».

Журнал: Журнал IT-News, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Их важность «всплыла» именно во время первой волны пандемии, когда оказалось, что часть сотрудников должна получать удаленный доступ к достаточно критичным элементам инфраструктуры организации
К намекам Gartner о том, что пора бы AI перестать тратить и начать зарабатывать, добавляются требования суровой действительности о необходимости быстрой адаптации к изменениям и скорости принятия решений в условиях растущей конкуренции.
Так что же получается, умение через туман будущего увидеть сверкающий маяк желанной цели и показать его другим, чтобы зажечь их сердца и направить их в нужном направлении, – это и есть самый полезный навык, который неподвластен ни времени, ни новым технологиям?

Компании сообщают

Мероприятия