IT NewsФакты и прогнозыТехнологии

Немецкие ученые доказали склонность людей сочувствовать роботам

Наталья Соловьева | 09.08.2018

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Немецкие ученые доказали склонность людей сочувствовать роботам

Группа ученых из университета Дуйсбург-Эссен (Universität Duisburg-Essen), высшего учебного заведения земли Северный Рейн-Вестфалия в Германии, провели интересный эксперимент. Его результаты показали, что роботы могут вызывать доверие и даже сочувствие людей, если проявляют достаточный уровень социализации. Итоги исследования под названием «Do a robot’s social skills and its objection discourage interactants from switching the robot off?» («Могут ли социальные навыки робота препятствовать его отключению?») на днях были опубликованы в журнале PLOS ONE.

В эксперименте, который организовали и провели ученые Николай Бок (Nikolai Bock), Ева Линьхубер (Eva Linhuber), Джессика Щука (Jessica M. Szczuka), Каролин Штрассманн (Carolin Straßmann) и Николь Крамер (Nicole C. Krämer) под руководством Айка Хорстмана (Aike C. Horstmann), принимали участие 89 добровольцев. Респонденты должны были пообщаться с небольшим человекоподобным роботом Nao, якобы для того, чтобы улучшить систему его обучения, а затем выключить устройство, нажав на кнопку.

Nao начинал рассказывать о себе, задавал участникам эксперимента разные вопросы на отвлеченные темы. Но самое интересное происходило в конце беседы: некоторых испытуемых робот вдруг начинал умолять не отключать его, потому что он якобы «боится темноты». Те респонденты, к которым Nao не обращался с подобной просьбой, выключали его по указанию ученых без всяких колебаний. Однако 30 человек, которых робот просил оставить его включенным, испытывали явные сомнения перед тем, как его выключить, а 13 человек и вовсе отказались это делать. Описывая затем свои ощущения, испытуемые отмечали удивление, ощущение, что они что-то делают не так, а также сочувствие к роботу.

Выводы ученых однозначны: люди имеют склонность отождествлять роботов, особенно человекообразных, с подобными себе существами, реальными людьми. Как считает руководитель группы ученых Айк Хорстман (Aike Horstmann), человеческая раса была единственной на нашей планете, объединявшей существа с социальными навыками. Именно этим обстоятельством и обусловлена реакция респондентов, начавших проявлять к роботу эмпатию.

Несколько лет назад – в 2007 г. - эксперимент подобного рода провели ученые Эйндховенского технологического университета (Eindhoven University of Technology, Нидерланды). Его итоги сотрудники отдела промышленного дизайна (Department of Industrial Design) Кристоф Бартнек (Christoph Bartneck) и Мишель ван дер Хук (Michel van der Hoek) подвели в работе под названием «"Daisy, Daisy, Give me your answer do!" - Switching off a robot» («Дейзи, Дейзи, дай мне ответ!» - Выключение робота). Испытуемые общались с роботом по имени Daisy, который тоже просил не выключать его. Однако в тот раз все без исключения респонденты, недолго подумав, отключали робота от источника питания. Правда, если робот был приятен в общении и умен, они колебались в три раза дольше, чем при общении с неразумным роботом, проявившим к ним неприязненное отношение. Ученые сделали вывод: люди будут воспринимать робота как одушевленное, подобное себе существо, если он проявит больше интеллекта и отнесется к ним с определенной долей симпатии.

Повысить уровень взаимопонимания между людьми и роботами способна дополненная реальность. Например, ученые Рамсундар Калпагам Ганесян (Ramsundar Kalpagam Ganesan), Яш Ратхор (Yash K. Rathore), Хизер Росс (Heather M. Ross) и Хени Бэн Амор (Heni Ben Amor) из Лаборатории интерактивной робототехники Университета штата Аризона (Arizona State University) в недавней научно-практической публикации «Mediating Human-Robot Collaboration through Mixed Reality Cues» («Помощь взаимодействию человека и робота посредством смешанных сигналов реальности») описали созданный ими прототип системы, облегчающей взаимодействие людей и роботов в рамках производственного процесса. Датчики, установленные по периметру рабочего пространства, отслеживают положение деталей, а проецируемые указатели дают рабочим пошаговое объяснение, какие детали нужно собрать вручную и куда их поставить, чтобы робот смог произвести их монтаж. Такая система дает возможность рабочим подойти к технике ближе и вовремя подставить нужные детали, и при этом обеспечит их безопасность - человеку видна линия безопасности, которую нельзя переступать, чтобы движущиеся элементы роботов не нанесли им травму.

Интересно отметить, что еще до массового появления и использования человекообразных роботов люди таким же образом стремились в ряде случаев одушевлять компьютеры и телевизоры. Эта теория была описана учеными Байроном Ривзом (Byron Reeves) и Клиффордом Насом (Clifford Nass) в работе «How People Treat Computers, Television, and New Media Like Real People and Places».

Журнал IT News    [ Подписка на журнал ], Журнал IT Weekly


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

10.12.2018
Azure Day Moscow

Москва, Digital October

14.12.2018 — 16.12.2018
Новый год Рождения Клуба

Переславль-Залесский, AZIMUT Отель Переславль

17.12.2018
QIWI Techday make it real

Москва, Loft #2 ул. Ленинская Слобода, д. 26с11

25.02.2019 — 26.02.2019
Teamlead Conf

Москва, Инфопространство