Развитие креативных индустрий в регионе Балтийского моря

30.07.2021
Международный проект, направленный на поддержку и развитие культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря, его цели, партнеры, планируемые мероприятия, достигнутые результаты.

В настоящее время все чаще и чаще возникают дискуссии о важности креативной экономики, о том, как ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, а материальные отходят на второй план. И не случайно ООН провозгласила 2021 год Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития.

Креативные индустрии – это динамично развивающийся сектор городской экономики, в котором задействованы все больше и больше людей. Эта сфера буквально рождается на наших глазах. К творческим индустриям относится не только культура, но и промышленный дизайн и индустрия моды; музыкальная индустрия и индустрия кино; телевидение и производство компьютерных игр; галерейный бизнес; издательский бизнес и книготорговля; рекламное производство и средства массовой информации. Поэтому, очень важно сейчас развивать этот перспективный сектор экономики, всячески оказывать поддержку начинающим специалистам в сфере культурных и креативных индустрий. Эти вопросы обсуждаются не только для России, но и во всем мире.

Именно поэтому, октябре 2018 года стартовал актуальный и инновационный проект, направленный на поддержку и развитие креативных индустрий в регионе Балтийского моря ‒ «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), который реализуется в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014-2020 годов.

Рисунок 1 ‒ Рабочая встреча партнеров проекта в Санкт-Петербурге, май 2019 г.

Главная задача проекта — развитие культурных и креативных индустрий региона Балтийского моря и обеспечение взаимодействия представителей сектора культурных и креативных индустрий, региональных и местных властей и организаций, ориентированных на развитие бизнеса, с целью всесторонней координации деятельности по совершенствованию креативных индустрий региона, обмена передовым опытом и знаниями в данной сфере.

Основная цель проекта заключается в обеспечении развития и совершенствования навыков интернационализации представителей культурных и творческих индустрий для повышения качества их деятельности и создания условий
для выхода на мировой креативный рынок. В результате реализации проекта будут приняты меры по внедрению наилучших практик в культурную политику вовлеченных субъектов, а также усилен и раскрыт потенциал креативных индустрий на приграничных территориях. Число российских представителей данного сектора увеличится как на рынке приграничного региона, так и на мировом рынке.

Основными целями проекта являются:

  • изучение законодательной базы и разработку рекомендаций, направленных на поддержку и развитие сферы культурных и креативных индустрий;

  • реализация каждым из партнеров инновационного пилотного инструмента и создание учебных модулей для улучшения навыков интернационализации и компетенций предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере культурных и креативных индустрий, повышения качества их деятельности и создания условий для выхода на мировой креативный рынок;

  • разработка онлайн-платформы, удобного инструмента, объединяющего представителей креативных индустрий, с помощью которого они смогут обмениваться контактами и опытом, получать материалы и консультации об особенностях каждого региона Балтийского моря, способах и возможностях интернационализации и выхода на мировой рынок.

Рисунок 2 ‒ Работа над проектом продолжилась несмотря на ограничения, принятые для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции

В консорциум партнеров проекта вошли опытные организации из стран региона Балтийского моря, осуществляющие свою деятельность в сфере культурных и креативных индустрий, такие как:

  1. Гёте Институт (Германия, ведущий партнер) ‒ учреждение культуры Федеративной Республики Германии, которое занимается популяризацией немецкого языка за рубежом и расширением международного сотрудничества в области культуры.

  2. Гамбургское творческое общество (Германия) занимается поддержкой творческих индустрий и инноваций, оказывает помощь в финансировании, организации семинаров, лекций, консультаций, тренингов.

  3. Северный колледж Рендсбурга (Германия) ‒ это транснациональная компания, которая выступает партнером Северного колледжа Рейндсбурга, связывает государства Балтийского моря, разрабатывает культурную политику региона. Организация была создана по инициативе министерств культуры региона Балтийского моря.

  4. Датский институт культуры (Дания) ‒ самоуправляемое учреждение культуры. Институт разрабатывает международные культурные и общественные мероприятия и проекты, касающиеся темы детей, молодежи, инноваций, образования, науки, благосостояния, способствует установлению контактов между людьми. Организация имеет несколько филиалов за рубежом, в том числе в Санкт-Петербурге.

  5. Таллиннский технический университет (Эстония) способствует созданию синергии между различными областями (технологии, естественные, точные, экономические и медицинские науками). Главная цель организации - создание инновацинной страны в современном мире.

  6. Фонд «Таллинский бизнес-инкубатор» (Эстония) ‒ это платформа для роста и развития большого количества проектных и технологических компаний.
    Бизнес-икубатор предоставляет индивидуальную программу развития (семинары, бизнес-наставники, бизнес-консультанты, конференции).

  7. Некоммерческая организация «Креативная Эстония» (Эстония) представляет собой центр развития креативных индустрий, который помогает продвигать и развивать креативные индустрии и креативный бизнес в Эстонии и за рубежом, а также демонстрировать роль креативных индустрий в инновациях и в других секторах.

  8. Университет прикладных наук Юго-Восточной Финляндии (Финляндия) является лидером в области исследований, разработок и инноваций среди финских университетов прикладных наук. Университет разрабатывает новые пути решения в вопросах цифровой экономики, леса, окружающей среды, логистики и транспорта.

  9. Администрация г. Вильнюса (Литва) ‒ бюджетное учреждение, городской муниципалитет Вильнюса.

  10. Западно-Поморское воеводство (Польша) ‒ областной совет и крупнейшая административная единица.

  11. Щецинский инкубатор искусства и креативных индустрий (Польша). Инкубатор поддерживает неправительственные орагнизации культуры и креативные индустрии. Управляется местной Ассоциацией медиа-дизайна. Инкубатор предоставляет новоорганизованным предприятиям свою инфраструктуру, помещения в аренду, оказывает поддержку и помощь в образовании, организует мастерские, консультации, семинары, тематические встречи.

  12. Медиа-центр «Фильм Орхуса» (Дания) является центром производства фильмов. Организация производит все аспекты медиа-продукции, включая художественные фильмы, документальные фильмы, рекламные объявления, фотографии, сервисы с виртуальной реальностю, приложения, игры, онлайн-продукты и многое другое.

  13. Сообщество «Медиа эволюция» (Швеция) ‒ некоммерческая организация, которая состоит из 400 различных компаний, продвигающих инновации и обеспечивающих рост цифровых индустрий Южной Швеции.

  14. Российско-Европейское Инновационное Партнерство (Россия). Деятельность организации включает несколько направлений: создание и развитие международной сети экспертов в различных сферах, подготовку стратегических проектов для развития региона, содействие укреплению бизнес- и личных контактов в России и ЕС. Членами ИнноПартнерства являются ведущие университеты, коммерческие компании и государственные организации.

Рисунок 3 ‒ Обсуждение поддержки и развития креативных индустрий в регионе Балтийского моря, Гамбург, февраль 2020 г.

Российско-Европейское Инновационное Партнерство при поддержке Комитета по информатизации и связи осуществляет активную деятельность по поддержке такой «прорывной» и креативной технологии как виртуальная и дополненная реальность, ее внедрение в другие культурные и креативные индустрии для повышения конкурентоспособности создаваемого продукта, выхода на новый уровень, поиска новых заказчиков и расширения сферы деятельности. Для этой цели был создан «Центр интернационализации».

Одним из первых мероприятий «Центра интернационализации» стал базовый учебный курс «Основы предпринимательства в креативной экономике», который прошел с 19 по 22 октября 2020 года. Участниками курса стали представители культурных и креативных индустрий, малого и среднего бизнеса, образовательных, исследовательских и благотворительных учреждений.

Основной целью курса стало оказание информационной поддержки специалистам, которые планируют открыть свое дело в сфере креативных индустрий.

Рисунок 4 ‒ Последний день учебного курса «Основы предпринимательства в креативной экономике», октябрь 2020 г

В течение четырех дней участники курса совместно со спикерами, Пауличем Антоном, директором маркетингового агентства «PR Фактор», тьютором кафедры Технологического предпринимательства при РОСНАНО и Цыбулько Евгенией, управляющим партнёром «Центра открытых систем и высоких технологий», преподавателем Московского физико-технического института, тьютором кафедры Технологического предпринимательства при РОСНАНО, изучали следующие особенности креативной экономики: регистрация предприятия, составление бизнес-плана, вопросы налогообложения, источники субсидий и грантов, правильный учет и оформление сотрудников, защита авторских прав, продвижение продукта, поиск и привлечение покупателей в современных реалиях. Слушатели курса получили возможность изучить все основные шаги становления бизнеса с учетом особенностей культурных и креативных индустрий. По завершении обучения были вручены сертификаты о прохождении курса.

С 15 июня стартовал конкурс креативных и инновационных проектов, выполненных с применением технологий виртуальной и дополненной реальности.

Цель проведения конкурса – поддержка молодых талантов, специалистов, занимающихся разработкой игровых приложений развлекательной и образовательной направленности, создаваемых в виртуальной и дополненной реальности; создание условий для творческого поиска, предоставляемых новыми технологическими возможностями.

Конкурс проводится по трем направлениям:

  • номинация «Лучший проект в VR»;

  • номинация «Лучший проект в AR»;

  • номинация «Лучший проект на платформе Varwin».

Рисунок 5 ‒ Конкурс креативных и инновационных проектов, выполненных с применением технологий виртуальной и дополненной реальности

Регистрация заявок на участие в конкурсе открыта и доступна по ссылке https://creativeports.site/contest/

Для тех, кто только мечтает обучиться технологии создания объектов в виртуальной реальности доступен обучающий онлайн курс.

В обучающем мини-курсе эксперты компании Varwin расскажут и покажут, как без специальных навыков и оборудования можно создать проект в виртуальной реальности.

Обучающая часть доступна для всех желающих, курс предполагает выполнение практической части и получение сертификата о прохождении.

Итоговую работу по завершении курса можно будет подать на конкурс. Участники, победившие в конкурсе, получат полезные и интересные призы – обучающие курсы с получением сертификата государственного образца, а также возможность пройти стажировку у компании-партнера и получить опыт работы с коммерческим проектом.

Регистрация на курс доступна по ссылке https://creativeports.site/learning/

Завершающим этапом мероприятий «Центра интернационализации» станет международная конференция технологий виртуальной и дополненной реальности в креативных индустриях с участием представителей стран Балтийского региона.

Рисунок 6 ‒ Международная конференция технологий виртуальной и дополненной реальности в креативных индустриях с участием представителей стран Балтийского региона

Конференция пройдет 14 августа с 10:00 до 17:00 в Санкт-Петербурге. Мероприятие пройдет на площадке «Точка кипения Санкт-Петербург-Гуап» (Большая Морская ул., д.67). Для тех, кто не сможет присутствовать лично, будет доступна онлайн-трансляция. Участие доступно всем желающим.

С презентацией выступят российские и зарубежные спикеры, которые поделиться своим опытом, продемонстрируют успешные примеры внедрения инновационных технологий в креативные индустрии и ответят на все интересующие вопросы о новом и многообещающем рынке технологий виртуальной и дополненной реальности.

Главные вопросы для обсуждения на международной конференции:

  • проблемы поддержки и развития креативных индустрий в странах Балтийского региона;

  • проблемы развития и применения технологии виртуальной реальности, в том числе в креативных индустриях;

  • направления использования технологии виртуальной реальности в креативных индустриях;

  • применение технологии виртуальной реальности в околокреативных и других индустриях: образовательные проекты, проекты по сохранению культурного наследия, археологические проекты, обеспечение безопасности на производстве;

  • успешный опыт применения технологий виртуальной реальности в креативных индустриях, в том числе опыт музеев, галерей, театров;

  • подведение итогов конкурса креативных проектов виртуальной реальности.

Зарегистрироваться на конференцию можно по ссылке https://leader-id.ru/events/212834

По результатам мероприятий будут разработаны учебные модули, направленные на повышение знаний, навыков и компетенций для выхода на международный рынок представителей культурных и креативных индустрий. Пособия будут размещены на официальном сайте проекта.

Мероприятия «Центра интернационализации» вносят существенный вклад не только в поддержание и развитие креативных индустрий, но и позволяют участникам мероприятий взглянуть по-новому на свою деятельность, способствовуют росту числа самозанятых людей, а также образованию нового малого и среднего бизнеса, и, как следствие, положительно повлияют на развитие экономики Санкт-Петербурга в целом.

Источники:

  1. Официальный сайт проекта «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), URL: https://www.creativeports.eu/creative-ports

  2. Русскоязычный сайт проекта «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), URL: https://creativeports.site/