Опыт «Тольяттикаучук»: импортозамещение в ТОиР

28.04.2022
Опыт «Тольяттикаучук»: импортозамещение в ТОиР
ООО «Тольяттикаучук» отказалось от использования импортной системы автоматизации ремонтов оборудования. Предприятие приняло решение перейти на платформу "1С". Компания «Деснол Софт» реализовала этот проект в короткие сроки в дистанционном режиме и внедрила разработанную ею систему 1С:ТОИР 2 КОРП.

ООО «Тольяттикаучук» — одно из крупнейших предприятий нефтехимического комплекса России. Его основная деятельность — производство синтетических каучуков различных марок, которые являются сырьем для шин и резинотехнических изделий. Компания входит в десятку крупнейших экспортеров Самарской области и ежегодно производит более 200 тыс. тонн каучука и более 120 тыс. тонн высокооктанового компонента к бензину.

В структуре предприятия — 6 основных производств по выпуску синтетических каучуков, мономеров и промежуточных продуктов, а также 2 вспомогательных производства по обеспечению энергоресурсами и ремонту оборудования. Помимо этого, в состав предприятия входят товарно-сырьевой цех и цех электроавтоматики и измерений. На предприятии трудятся более 2000 сотрудников.

До смены собственника в ООО «Тольяттикаучук» учет технического обслуживания и ремонтов оборудования вели в автоматизированной информационной системе (АИС) импортного производства — Infor EAM (Oracle). Однако после вступления в группу компаний «Татнефть» для «Тольяттикаучук» прежнее ПО стало недоступно, и компании необходимо было интегрироваться в информационную среду нового собственника, а это — среда 1С, при этом с высоким уровнем автоматизации.

Не имея возможности работать в автоматизированной информационной системе, специалисты «Тольяттикаучук» столкнулись с проблемой: формирование любых отчетов по ТОиР стало длительным и трудоемким делом. Во-первых, теперь их приходилось формировать вручную. Во-вторых, данные по ремонтам вносились в систему управления ресурсами предприятия 1С:ШР (модифицированную систему «1С:Управление производственным предприятием»), а сформировать требуемые отчеты в этой системе не представлялось возможным.

Для перехода на новую автоматизированную систему управления (АСУ) ТОиР требовалась загрузка данных по оборудованию, а это около 60 тысяч объектов ремонта, нормативам планирования, необходимой нормативно-справочной информации из смежных систем, а также разработка интеграции между системой управления ремонтами и базами 1С:ШР (1С:УПП) и автоматизированная система управления технологическими процессами — АСУ ТП — (General Electric Historian).

"Мы оценили возможности 1С:ТОИР 2 КОРП, разработчиком которой является «Деснол Софт», — комментирует заместитель главного инженера по ТО и надежности ООО «Тольяттикаучук» Николай Тезиков, — и пришли к выводу, что базовый функционал системы полностью удовлетворяет нашим требованиям и поможет решить существующие проблемы. Начать решили с внедрения блока учета оборудования, нормативов, показателей эксплуатации и доработки блока бюджетирования затрат на ТМЦ и услуги под наши требования. В начале 2020 года специалисты «Деснол Софт» провели на нашем предприятии обследование процессов ТОиР, зафиксировали предварительные требования к доработкам процессов бюджетирования, а также определили объем исторических данных по оборудованию и нормативам, которые необходимо перенести с помощью шаблонов Excel в новую систему. Мы решили, что не будем выбирать пилотные площадки, а внедрим систему сразу на всем предприятии — это 6 основных и 2 вспомогательных производства".

Основной целью для проекта было повысить производительность работ по ТОиР. То есть обеспечить снижение трудоемкости по проведению анализа работ, планирования и проведения ремонтов и планирования ресурсов, своевременно обслуживать оборудование. И, самое главное, сократить внеплановые остановки и ремонты оборудования, влияющих на недовыпуск продукции.

Для этого в ходе проекта были поставлены задачи по формированию актуальной базы данных оборудования и нормативов, а также базы данных типовых дефектов оборудования. Кроме того, необходимо было обеспечить анализ причин простоев оборудования, влияющих на недовыпуск продукции. В ходе проекта также требовалось автоматизировать процесс бюджетирования ремонтов и планирование ТО и ремонтов оборудования. И, кончено, интегрировать 1С:ТОИР 2 КОРП в ИТ-инфраструктуру предприятия посредством обмена данными с уже используемой системой для управления ресурсами предприятия 1С:ШР (1С:УПП), а также с АСУ ТП .

Основным участником проекта стала служба по техническому обслуживанию и надежности предприятия, однако к цифровой трансформации был привлечен и целый ряд представителей других заинтересованных подразделений. Так, в обучении работе в 1С:ТОИР участвовали в том числе специалисты служб главного механика, метролога и энергетика, которым необходимо работать с системой, а также, что очень важно, представители службы по персоналу. Ведь дальнейший процесс обучения новых сотрудников предстояло организовывать именно им. А вот планово-экономическая служба сотрудничала с командой проекта при формировании требований к интеграции между 1С:ТОИР 2 КОРП и 1С:ШР (1С:УПП).

Специалисты компании «Деснол Софт» выполнили полную адаптацию системы под требования заказчика. Были доработаны отчеты, которые помогают оценивать эффективность процесса бюджетирования технического обслуживания и ремонтов оборудования: 

  • отчет, который позволяет отслеживать затраты по проектам; 

  • отчет для план-фактного анализа МТО, который дает возможность видеть и сравнивать затраты на ТМЦ и услуги по конкретным заявкам на ремонт; 

  • отчет, с которым можно отслеживать динамику планирования и выполнение заявок на ремонт; 

  • отчет, который помогает выявлять ТМЦ с отсутствующими ценами.

Интеграция "1С:ТОИР 2 КОРП" с "1С:ШР" (модифицированной «1С: Управление производственным предприятием») была непростой для программной реализации. Необходимо было обеспечить работу блока бюджетирования, для этого требовался перенос данных по нормативам из SQL-таблиц исторической базы Infor EAM (Oracle) в 1С:ТОИР 2 КОРП.

За счет второй интеграции "1С:ТОИР 2 КОРП" с АСУ "ТП 1С:ТОИР" стал получать данные по наработке, контролируемым показателям и состоянию оборудования. Выполнив необходимые доработки и интеграции, сотрудники «Деснол Софт» не забыли описать все изменения в ролевых инструкциях и обучили сотрудников «Тольяттикаучук» работе в новой системе. Обучение, как и все остальные этапы проекта, проходило удаленно.

Заместитель главного инженера по ТО и надежности ООО «Тольяттикаучук» Николай Тезиков так прокомментировал переход на отечественное решение еще и в условия мировой пандемии:

"Обследование, внедрение, обучение — все проходило дистанционно, через Zoom, Skype, Teams и электронную почту, а также через удаленное подключение к используемым информационным системам. Все требования к информационной безопасности были безукоризненно соблюдены. Дистанционный формат не отразился на качестве внедрения, что, конечно же, говорит о профессионализме специалистов «Деснол Софт».

Проект был реализован в течение 7,5 месяцев. Для таких масштабов внедрения — это короткий срок. Однако надо учесть, что реализацией проекта занималась компания-разработчик, для которой абсолютно понятен алгоритм работы на всех этапах.

Итак, что же получила компания «Тольяттикаучук» в итоге. В базу 1С:ТОИР 2 КОРП внесены данные об оборудовании, по которому учитываются ремонтные воздействия (технические карты, нормативы). 1С:ТОИР позволяет фиксировать и анализировать повторяющиеся дефекты на оборудовании, а также типизировать выявляемые дефекты.

Система 1С:ТОИР 2 КОРП интегрирована в ИТ-инфраструктуру предприятия, обменивается данными с ИС 1С:ШР (1С:УПП) и АСУ ТП (General Electric Historian). Сократились ручные операции, повысилась производительность ремонтных подразделений.

Учет данных по оборудованию, который ведется в базе 1С:ТОИР 2 КОРП, позволяет получать отчетность, необходимую для формирования обоснованных плановых затрат на ТОиР. Для оценки результативности также используется «Монитор KPI» — удобная подсистема 1С:ТОИР.

Автоматизация процессов управления активами с помощью 1С:ТОИР 2 КОРП заложила основу для развития. В планах у «Тольяттикаучук» — внедрение процессов управления надежностью оборудования: FMEA (Failure Mode and Effects Analysis — анализ видов и последствий отказов), RCA (Root Cause Analysis — поиск и анализ корневых причин отказов), RCM (обслуживание, ориентированное на надежность), RBI (Risk-Based Inspection — мониторинг активов с учетом фактора риска).

Похожие статьи