Домашняя работа: актуальные вопросы об организации «удаленки»
06.04.2020
В России, как и во всем мире, начало весны 2020 года ознаменовалось единственным технологическим трендом: массовым переводом сотрудников на удаленную работу и связанной с этим глобальной перестройкой ИТ-инфраструктуры организаций. ИТ-отделы компаний встают перед необходимостью организации приемлемого решения «уже вчера». Чтобы помочь бизнесу сориентироваться в происходящем и обозначить для ИТ-отделов необходимые цели, специалисты системного интегратора КОМПЛИТ прокомментировали происходящие события.
Самый массовый тренд
В России активно интересоваться способами перевода сотрудников на удаленную работу стали чуть позже, чем в западных странах: запросы от новых и существующих клиентов интегратора, касающиеся решений, которые позволили бы сотрудникам максимально продуктивно работать из дома, начали активно поступать только с конца февраля – начала марта. До этого отечественный бизнес предпочитал присматриваться к тому, что происходит в мире. В число востребованных решений вошли системы удаленного доступа к ресурсам компании и рабочим местам, а также инструменты совместной работы, конференц-связь и видеоконференцсвязь. Спрос на эти решения существовал и раньше, но с указанного времени он стал действительно массовым.«С начала марта очень многие заказчики приходят к нам с вопросом: что делать? Им нужно срочно что-то внедрить, хотя бы по временной схеме, для того чтобы сотрудники могли работать из дома. К тому времени мы сами перешли на удаленную работу, у нас и у многих наших клиентов уже была развернута необходимая инфраструктура, т. е. существовал опыт применения различных решений», – рассказывает начальник отдела сетевых решений КОМПЛИТ Андрей Ковязин.
«Буквально в течение месяца у нас многократно повысился спрос на решения для удаленной работы в терминальном режиме. Большинство существующих заказчиков озаботились вопросом расширения мощностей имеющихся систем, во многих крупных компаниях решения для виртуализации рабочей среды уже развернуты, но мощностей, как выяснилось, не всегда хватает», – добавляет руководитель группы систем доступа департамента программных решений КОМПЛИТ Дмитрий Миронов.
У большинства заказчиков КОМПЛИТ на удаленную работу переведен административный персонал, руководители подразделений, сотрудники среднего звена – практически все офисные работники, только производство остается на местах. Даже отделы, которые несколько недель назад перешли на вахтовый режим, например администраторы информационных систем, теперь стараются перевести сотрудников на полностью удаленную работу.
Смелые оказались в выигрыше
Переход сотрудников на удаленную работу, сокращение издержек на содержание крупных офисов – казалось бы, это благо, особенно в Москве, где аренда коммерческой недвижимости влетает организациям в копеечку. Почему до сих пор большинство из них предпочитали работать по традиционной схеме? Основных причин, видимо, две: необходимость инвестировать в решения для организации удаленного доступа и боязнь нового. Сотрудники привыкли работать в устоявшемся порядке. Оказалось, однако, что в ситуации кризиса внезапно преимущество получили те компании, которые рискнули еще вчера вложиться в технологии завтрашнего дня.«Компании, которые ранее внедрили у себя решения для удаленной работы, сегодня могут быть спокойны: они только просят увеличить количество лицензий для цифровых рабочих мест, и этот вопрос довольно быстро решается. Финансовые потери гораздо выше у тех, кто оказался не готов к новым обстоятельствам, кто побоялся. Бояться нового – это нормально, но мне кажется, страхи надо преодолевать и меняться, быстро реагируя на изменения рынка, без эволюции неизбежно наступает деградация», – подтверждает Дмитрий Миронов.
«Заказчики, которые до этого пользовались услугами нашего коммерческого ЦОД, сейчас никаких проблем, кроме административных, не испытывают. У них уже есть VPN-доступ для всех сотрудников, все инструменты для перехода на удаленку – хотя изначально мы делали это с другой целью, на случай аварийной работы», – добавляет технический директор дата-центра КОМПЛИТ Андрей Сулоев.
Решения есть
Компаниям, которые начали процесс перевода сотрудников на удаленку с нуля, паниковать тоже не стоит. Системные интеграторы, такие как КОМПЛИТ, могут предложить множество различных решений, которые подойдут для разных сценариев и бюджетов, разных типов компаний и разной ИТ-инфраструктуры. Некоторые решения могут быть развернуты на инфраструктуре заказчика, другие предоставляются на базе коммерческого ЦОД. Самое простое при организации совместной работы онлайн – это, пожалуй, видеоконференцсвязь: облачные сервисы, например Cisco Webex, позволяют сделать все за считанные минуты. Но для развертывания более сложного решения чаще всего требуется аудит и время на внедрение.К примеру, решение для удаленного доступа и организации совместной работы можно организовать за несколько дней. Самое сложное при этом – интеграция с существующей инфраструктурой заказчика. «Если у заказчика критическая ситуация, мы можем предоставить ему на тестирование оборудование, которое находится у нас в демонстрационном фонде. Можем развернуть временные решения, в том числе на инфраструктуре заказчика, – уточняет Андрей Ковязин. – Все больше заказчиков переходят на SaaS-модель, но в сознании многих еще сильно такое понятие безопасности, которое предполагает, что вся инфраструктура находится внутри компании. Не все еще готовы хранить свои конфиденциальные данные в облаке».
Многим компаниям необходима система виртуализации рабочей среды – VDI. Такое решение, например, предлагает Citrix. Разворачивается оно также в течение нескольких дней. Существуют гибридные облачные решения, которые могут ускорить процесс и упростить администрирование системы.
«Большим преимуществом технологии VDI является то, что при ее применении сотрудник работает дома, по сути, так же, как в офисе: садится за рабочее место, проходит аутентификацию на специальном корпоративном web-сайте, доступном через Интернет, – и ему доступен классический рабочий стол. Никакой разницы при переходе на удаленную работу нет», – говорит Дмитрий Миронов.
Мир больше не будет прежним
По мнению экспертов, взрывной рост спроса на технологии организации удаленного доступа, безусловно, сильно повлияет на их распространение, но развитие самих программных продуктов происходит органически вне этого тренда.«Компании, которые сейчас продают решения для удаленной работы, безусловно, зарабатывают. Но не думаю, что это сильно повлияет на качество продукта: он и так все время развивается. Я работаю с терминальными решениями больше десяти лет, и все это время та же Citrix призывает к новому взгляду на работу: откуда угодно, с какого угодно устройства. Мир не станет вновь прежним – это очевидно. Во многих компаниях действительно задумаются над тем, что в идее, которая существует уже давно, есть смысл, будет пересмотрена стратегия по внедрению таких продуктов», – уверен Дмитрий Миронов.
«Взрывной рост спроса на эти решения обусловлен определенными факторами, и когда опасность эпидемии уменьшится, большинство сотрудников вернутся на привычные рабочие места. Но все равно изменится парадигма работы. Сейчас многие компании оказались абсолютно не готовы к этому: например, некоторые вузы не имеют системы дистанционного обучения. Поэтому сейчас, поскольку возник такой спрос, понимание людей будет развиваться, и это в определенной степени изменит рынок труда. Не революционно, но эволюционно», – резюмирует Андрей Ковязин.
«У клиентов нашего дата-центра технических проблем нет. Главная проблема административная – в том, что сотрудники компаний сами не готовы к переходу на удаленку, они никогда не работали в таком формате», – делает вывод Андрей Сулоев.
Действительно, чтобы сотрудники на удаленной работе трудились эффективно, необходимо обеспечить им не только технический доступ к ресурсам предприятия, но и новые стимулы для выполнения своих обязанностей.