«Наш студент не только знает, но и умеет»

10.10.2011
В октябре некоммерческая программа Сетевых академий Cisco отмечает свое 14-летие. За годы своего существования эта образовательная инициатива компании Cisco приобрела поистине всемирный размах. Сегодня она действует в 165 государствах, включая Россию и большинство других стран СНГ, а число обучающих заведений увеличилось с 64 в 1997 году до 10 тысяч.
В октябре некоммерческая программа Сетевых академий Cisco отмечает свое 14-летие. За годы своего существования эта образовательная инициатива компании Cisco приобрела поистине всемирный размах. Сегодня она действует в 165 государствах, включая Россию и большинство других стран СНГ, а число обучающих заведений увеличилось с 64 в 1997 году до 10 тысяч. Таким образом, ныне Сетевые академии Cisco представляют собой самый большой виртуальный учебный класс на нашей планете. В них одновременно получает знания 1 миллион студентов, которые ежемесячно сдают 1 миллион онлайн-экзаменов. Добавим, что к настоящему времени выпускниками Сетевых академий стали 4 миллиона человек, сдавших в режиме онлайн 100 миллионов экзаменов.
В ознаменование 14-й годовщины этой программы пресс-служба Cisco в странах СНГ и Грузии подготовила серию материалов. Открывает ее статья регионального менеджера программы Сетевых академий Cisco в России/СНГ Франтишека Якаба. Несколько лет назад он так поставил дело у себя на родине – в Словакии, что... Впрочем, слово ему самому.
*     *     *

 



 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


«Компания Cisco пришла в Словакию в 1995 году. Тогда мы еще представляли собой единое государство с Чехией. Главный офис Cisco  находился в Праге, а в Словакии трудились два или три сотрудника компании. Я в то время преподавал в Кошицком техническом университете, где и сегодня веду курс, но теперь уже как представитель Cisco. Так вот, в то время Cisco активно работала над внедрением своей программы Сетевых академий в Европе, и вскоре при техническом университете в Кошице было открыто такое учебное заведение, к слову, одно из первых в Старом Свете.
Дальнейшему успеху этой программы в Словакии поспособствовали деловые контакты Cisco c министерством образования нашей страны. Первые шаги, однако, дались нелегко. Курс тогда читался только на английском языке, что вызывало у чиновников скептицизм. Тем не менее через два года Cisco и минобразования подписали меморандум о сотрудничестве. В рамках этого соглашения Cisco начала осуществлять проекты с целью создать единую модель, позволяющую интегрировать Сетевые академии в высшие учебные заведения.
Для Министерства образования Словакии было важно, чтобы выпускник по окончании вуза получал международный сертификат, а образовательные программы Cisco этим требованиям удовлетворяют. Кроме того, в любой стране существует разрыв между современными требованиями промышленности и тем объемом знаний, который школьники и студенты получают в своих образовательных учреждениях. Программы же Cisco позволяют максимально нивелировать этот разрыв. В процессе обучения мы используем различные информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные инструменты, разнообразные симуляторы, удаленный доступ. Таким образом, словацкие учебные заведения получили готовые программы обучения, готовый контент, методику самого высшего уровня. Чтобы разработать такую методику, нужно, без преувеличения, проделать колоссальный объем работы. Учебным заведениям такое не по плечу.
Системный подход позволил компании Cisco к настоящему времени открыть в Словакии около 70 Сетевых академий. Это и есть частно-государственное партнерство на деле. Добавлю, что Сетевые академии Cisco сегодня имеются при каждом словацком техническом вузе. Прежде эти вузы обеспечивали преимущественно лишь теоретическую подготовку, в связи с чем до недавнего времени их выпускники не были в состоянии, поступив на работу, сразу приступать к серьезным проектам: они многое знали, но мало что умели.
В области информационных технологий существует понятие сертификации. Это не что иное как классификация профессиональных способностей специалиста. Иными словами, есть мировые общепринятые стандарты и методы оценки знаний. Визуально их можно представить в виде пирамиды. Сертификат каждого уровня (всего их три) четко обозначает, что именно должен знать и уметь ИТ-специалист, сдавший экзамен на получение такого документа.
Первый уровень называется CCNA (Cisco Certified Network Associate, сертифицированный компанией Cisco сетевой специалист), второй – CCNP (Cisco Certified Network Professional, сертифицированный компанией Cisco сетевой профессионал) и третий, высший уровень – CCIE (Cisco Certified Internetwork Expert, эксперт по объединенным сетям Cisco). Базовый уровень знаний, соответствующий сертификату CCNA, позволяет выпускнику начать работать в ИТ-сфере. Это еще не такой уж большой специалист, но он уже имеет понятие о коммуникациях, о том как работать с интернет-оборудованием, как его настраивать. А чтобы  проектировать крупные сети, большие информационные инфраструктуры, ему необходимо профессионально развиваться, повышать уровень знаний. Студент, сдавший экзамен на CCNP, может не только проектировать сети, скажем, в масштабах города, но и анализировать и решать возникающие проблемы. Это уже очень серьезный специалист. В рамках нашей программы мы как раз и готовим выпускников по CCNA и CCNP. Я не знаю случаев, чтобы наш выпускник оказался нетрудоустроенным, хотя с 1999 года через Сетевые академии в Словакии прошло около 20 тысяч слушателей.
Показатели роста ВВП Словакии в последние годы одни из самых высоких в Европе, страна не испытывает дефицита в иностранных инвесторах. Определенную роль в этом играют Сетевые академии Cisco. Это во многом объясняет, почему у нас такие хорошие отношения с правительством. Ведь теперь оно уверено в том, что каждый год страна будет получать определенное число высококлассных ИТ-специалистов.  А раз так, то крупные инвесторы охотно идут на наш рынок. 
Приведу такой пример. T-Systems, дочерняя компания немецкой Deutsche Telekom, работает в Словакии всего четыре года, но уже открыла 1800 ИТ-позиций, причем все эти позиции открыты в Восточной Словакии, некогда откровенно бедном регионе, где не было никакой промышленности. А сегодня T-Systems обеспечивает из Кошице ИТ-сервисы для одного из лидеров мирового логистического рынка – компании DHL, ибо в DHL знают, что каждый год из местного университета выйдут 120  выпускников с сертификатом CCNA, то есть хорошо подготовленные специалисты.
Теперь ситуация в Словакии такова, что компании сами заключают с вузами, где действуют Сетевые академии Cisco, договора на подготовку квалифицированных специалистов в необходимом объеме. Более того, зарубежные инвесторы прямо говорят, что при иных обстоятельствах они не пришли бы на словацкий рынок.
В начале этого года у нас в стране была создана должность  государственного уполномоченного по «khowledge economy», то есть по экономике знаний. Иными словами, пришло понимание того, что сегодня Словакия может развиваться только при наличии хорошо подготовленных специалистов. Мы создаем систему, способную  своевременно и качественно реагировать на запросы промышленности. Других ресурсов у нас нет.
Шесть-восемь лет тому назад многие наши талантливые специалисты уезжали за рубеж на заработки. Последние два-три года они начали возвращаться. Это лишний раз подтверждает: люди хотят работать у себя дома, но им нужно предоставить возможность для развития».