Обсуждены вопросы использования СЭД на конференции в Салехарде
6-8 октября 2011 года в г. Салехард прошла научно-практическая конференция "Электронный документооборот в региональных органах государственной власти: требования государства и их реализация на практике", на которую, чтобы обсудить актуальные проблемы перехода на электронный документооборот и пути их решения, приехали представители органов государственной власти и местного самоуправления из разных городов России: Брянска, Калуги, Кирова, Костромы, Красноярска, Мурманска, Омска, Пензы, Самары, Тольятти, Ульяновска, Ухты, Хабаровска и др. <br />
<br />
Организатором конференции выступило Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, где в течение последних нескольких лет был реализован крупнейший в России проект внедрения системы электронного документооборота (на базе системы CompanyMedia компании "ИнтерТраст") во всех органах власти регионального уровня, крупнейших (города и районы) и небольших (поселки) муниципальных образованиях. Сегодня осуществляется подключение к системе представительств автономного округа за его пределами (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Тюмени, Кургане), в связи с чем СЭД администрации ЯНАО в ближайшем будущем можно будет назвать не только межведомственной, но и межрегиональной. <br />
<br />
Проект осуществляется специалистами Правительства ЯНАО и компании "ИнтерТраст", одного из лидеров российского рынка систем электронного документооборота и управления контентом, ставшей соорганизатором мероприятия. <br />
К участию в подготовке конференции были также привлечены эксперты корпорации IBM, одного из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения, в том числе широко известной и активно используемой платформы коллективного взаимодействия Lotus Domino/Notes, на базе которой разработана СЭД ЯНАО – система электронного документооборота CompanyMedia. <br />
<br />
Организаторы и участники конференции обсудили основные вопросы, связанные с концепциями "Информационное общество" и "Электронное правительство", которые на сегодняшний день больше всего волнуют госсектор. <br />
<br />
Напомним, что 12 февраля 2011 года премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение № 176-р "Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности". Безбумажный документооборот, согласно плану, должен заработать во всех федеральных органах власти с 1 января 2012 года. <br />
<br />
Предполагается, что переход на электронный документооборот будет способствовать повышению эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, администрации Президента и аппарата Правительства, оптимизации государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. <br />
<br />
27 сентября 2011 года на рабочем совещании Владимир Путин подчеркнул, что "с 1 октября 2011 г. все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на новый порядок работы, на электронное межведомственное взаимодействие", а "уже с 1 июля 2012 г. на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы, а также муниципалитеты, то есть мы сформируем к этому времени или должны сформировать действительно целостную систему в масштабах всей страны, и тогда эта система должна будет заработать в полном объёме". <br />
<br />
Таким образом, можно считать, что переход органов государственной власти на электронный документооборот предопределен. В связи с этим возникает необходимость в решении комплекса связанных с данной задачей вопросов. <br />
В рамках конференции были определены ключевые проблемы перехода органов государственной власти на электронный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие, обозначены основные пути их решения. <br />
<br />
Своими идеями поделились выступающие: <br />
<br />
• Юрий Кулаков, начальник Управления документационного и информационного обеспечения аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, <br />
• Ольга Белорус, заместитель директора департамента информационных технологий и связи ЯНАО, <br />
• Андрей Линев, генеральный директор компании "ИнтерТраст", <br />
• Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, <br />
• Александр Савельев, директор Центра разработки программного обеспечения компании "ИнтерТраст", <br />
• Владимир Горностаев, директор Центра компетенции по ЭДО и защите информации компании "ИнтерТраст", <br />
• Денис Вдов, директор Центра консалтинговых услуг и внедрений компании "ИнтерТраст".<br />
Всестороннему освещению подверглись вопросы: <br />
• организационные, законодательные, нормативно-правовые вопросы перехода на электронный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие; <br />
• концепции "Информационное общество" и "Электронное правительство": задачи, промежуточные итоги, перспективы, роль и место СЭД в концепциях; <br />
• специфика систем электронного документооборота в органах государственной власти: требования государства и их реализация на практике; <br />
• безопасный и юридически значимый электронный документооборот для органов государственной власти и управления: методы и технологии; <br />
• ключевые направления развития СЭД в целях формирования электронного правительства и информационного общества <br />
• и др.<br />
<br />
Об опыте выполнения проектов в органах государственной власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня рассказал Денис Вдов, директор Центра консалтинговых услуг и внедрений компании "ИнтерТраст". Он представил собравшимся лучшие региональные и муниципальные проекты внедрения СЭД. <br />
<br />
Специалисты компании "ИнтерТраст" также отчитались о текущей работе в рамках реализации проекта перехода на межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти, представили новейшие технологии и решения в области ЭДО (в частности, рабочее место Губернатора/Мэра/Министра в СЭД на iPad, BlackBerry). <br />
<br />
Но, пожалуй, наивысшую ценность представлял собой анализ практического опыта перехода на электронный документооборот и меж- и внутриведомственное электронное взаимодействие, методические рекомендации по организации перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на ЭДО и взаимодействие, которые дали представители Ямало-Ненецкого автономного округа собравшимся. <br />
<br />
Начало реализации перехода на электронный документооборот относится к 2005 году. Система изначально выстраивалась с прицелом на будущее межведомственное взаимодействие. Первоначально она была установлена в аппарате Губернатора автономного округа, затем к работе в системе подключились сотрудники исполнительных органов государственной власти автономного округа, Администрация муниципального образования Приуральский район, позднее - Счетная палата и все муниципальные образования автономного округа, в дальнейшем - высшие должностные лица (в частности, организовано рабочее место Губернатора ЯНАО в СЭД на iPad), Представительство автономного округа в г. Екатеринбург. <br />
Уже к концу 2010 года к системе были подключены все исполнительные органы государственной власти автономного округа, находящиеся в городе Салехард (почти 50 организаций), а также Законодательное собрание ЯНАО.<br />
<br />
В 2011 году была организована работа по расширению системы на органы местного самоуправления: интеграция СЭД муниципальных (города, районы, поселки) образований в единую систему. К середине 2011 года система электронного документооборота была установлена во всех органах власти регионального уровня, крупнейших (города и районы) муниципальных образованиях. Муниципальные образования поселкового уровня (44 населенных пункта) будут подключены до конца текущего года. <br />
<br />
Продолжаются работы по реализации полного охвата системой электронного документооборота сотрудников исполнительных органов, которые находятся за пределами города Салехард: реализуется подключение к системе приёмных губернатора автономного округа, городских и районных отделов ЗАГС, участков мировых судей и т.д. (свыше 200 специалистов), в связи с чем СЭД ЯНАО в скором времени полностью охватит всю систему государственной власти автономного округа вне зависимости от местонахождения сотрудников. <br />
<br />
Сегодня вся работа с документами практически во всех органах власти регионального уровня осуществляется только с использованием СЭД, что закреплено Приказом Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа №161 "О переводе внутреннего делопроизводства и документооборота в электронный вид" от 20 ноября 2009 года, в котором, в частности, прописывается необходимость: "Осуществить плановый перевод внутреннего документооборота в электронный вид и с 1 января 2010 года прекратить движение внутренних документов между структурными подразделениями аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа на бумажном носителе, за исключением документов, содержащих конфиденциальную информацию, в т.ч. персональные данные, а также сопроводительных писем к ним". <br />
<br />
Приказом Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа №55 "Об инструкции по делопроизводству в аппарате Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа" от 16 марта 2011 года закреплено: "Руководители структурных подразделений аппарата Губернатора автономного округа дают исполнителям указания по исполнению документов исключительно средствами СЭДД, самостоятельно осуществляя формирование РКК резолюции". <br />
<br />
В целом, на сегодняшний день по глубине и масштабам автоматизации (более 2,5 тыс. пользователей, около 60 структурных подразделений) СЭД Ямало-Ненецкого автономного округа является одной из наиболее прогрессивных систем электронного документооборота ОГВ и лучших реализованных практик в сфере электронного документооборота в России. <br />
Конференция завершилась оживленной дискуссией, касающейся проблем и практики построения и эксплуатации электронного документооборота. <br />
<br />
Участники мероприятия высоко оценили информационную насыщенность конференции, подчеркнув, что изученный практический опыт коллег и многие услышанные профессиональные рекомендации они планируют использовать в своей дальнейшей работе. Было высказано и горячо поддержано предложение сделать данное мероприятие традиционным на ежегодной основе. <br />