Современные технологии безопасности мотоциклистов

08.06.2012
Проект SAFERIDER стремится перенести технологии обеспечения безопасности легковых автомобилей и других четырехколесных транспортных средств в область мощных двухколесных транспортных средств.

«ФИОРД», официальный дистрибьютор Eurotech Group в России, представляет SAFERIDER - крупный трехлетний международный исследовательский проект, начатый в 2008 году с целью повышения безопасности и комфорта мотоциклистов на основе передовых компьютерных технологий. В тесном сотрудничестве с английским консалтинговым агенством MIRA, компания Eurotech поставляет для проекта SAFERIDER одноплатный компьютер ISIS, который является жизненно важным компонентом технологии ARAS (Advanced Rider Assistance Systems).

Финансируемый ЕС в рамках Рамочной исследовательской программы FP7, проект SAFERIDER стремится перенести достигнутые в революционной технологии обеспечения безопасности легковых автомобилей и других четырехколесных транспортных средств в область мощных двухколесных транспортных средств (PTW, powered two-wheelers). Используя новаторские и творческие стратегии, проект определил пути увеличения защиты водителей мотоциклов и скутеров за счет предоставления данных в реальном времени мотоциклисту во время движения о состоянии дорог и и рекомендации по управлению транспортным средством. Амбициозный проект реализуется консорциумом из 21 одной ведущей компании по производству мотоциклов и их компонент, а также другие жизненно важных аксессуаров, таких как шлемы.

Проект SAFERIDER делится на два главных направления - прямые предупреждения для мотоциклистов ARAS (Advanced Rider Assistance Systems) и информационно/коммуникационная подсистема OBIS (On-Board Information Systems). Безвинтиляторный одноплатный компьютер ISIS компании Eurotech на базе процессора Intel Atom является идеальным решением для модуля управления ARAS, обеспечивающего реализацию алгоритмов предупреждения и обеспечивает высокую производительность при сверхнизком энергопотреблении.

Тим Эдвардс, старший инженер MIRA, пояснил, что пилотные эксперименты с ARAS и OBIS проводились в Великобритании, Франции, Италии и Греции, и показали хорошие результаты на мотоциклах восьми фирм и на трех тренажерах. «Мы использовали наш опыт из проекта (ADAS, Advanced Driver Assistance Systems), который используется для легковых автомобилях и обнаружили, что основные задачи в области применения проекта ARAS имеют много нюансов. Мы имеем дело с постоянной нестабильностью транспортного средства, быстрым изменением данных измерения для наклона и рыскания мотоцикла и положением данного транспортного средства на дороге, и невозможностью оставаться на центральным части в своей полосе. Расчеты для систем предупреждения требовали высокой производительности процессора, и это было главной причиной нашего выбора ISIS в качестве основной платформы ARAS».

ARAS работает на основе информации, полученной ACM по сети CANbus, по результатам обработки которой обновляются модели транспортного средства, наличия препятствия и о дороге. На ISIS выполняются четыре приложения ARAS:
  • Предупреждение о скорости (SA, Speed Alert) – разработано специалистами MIRA, на основе уровня серьезности предупреждения определяется максимальная допустимая скорость.
  • Предупреждение о маневре (CW, Curve Warning) – сравнивает маневр мотоциклиста с альтернативными вариантами в соответствии с системной динамикой, траекторией ограничений и критериев безопасности. Если имеется несоответствие, то активируется предупреждение.
  • Предупреждение о лобовом столкновении (FCW, Frontal Collision Warning) – аналогично CW: обнаруживает опасные препятствия спереди и обеспечивает соответствующее предупреждение.
  • Поддержка движения на перекрестках (IS, Intersection Support) - дублирующие функции SA, CW и FCW. Стоит отметить, что углубленные исследования аварий мотоциклов (MAIDS, Motorcycle Accidents In-Depth Study) показывают, что 54,2% дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклов происходят на перекрестках дорог.

Плата ISIS обеспечивает мотоциклисту функции HMI (человеко-машинного интерфейса) при выполнении функций оповещения ARAS, но есть большие отличия от HMI в автомобиле. На небольшом экране мотоцикла информация не является достаточной для оповещения водителя за рулем мотоцикла на большой скорости из-за необходимости минимизации веса мотоцикла. Поэтому предупреждения и информация распространяются через различные контактные пункты: аудио и вибрацию сигналов в шлем мотоциклиста и вибро-предупреждения через перчатки, руль и сиденье. Например, вибрация сиденья будет имитировать неровности полосы, с тем чтобы предупредить водителя о необходимости замедлить движение. Но это должны быть небольшие и легкие вибрации, чтобы не ухудшать безопасность мотоциклов.

ARAS дополняется подсистемой OBIS (бортовой информационной системой). Функции OBIS включают в себя:

  • Навигационную информацию и данные о маршруте.
  • Данные о погоде, трафике и пробках .
  • Теледиагностику .
  • Электронный звонок при возникновении аварии.

Тим Эдвардс так прокомментировал основные особенности проекта для мотоциклов: «Мы разработали специальную версию операционной системы на основе Linux From Scratch. Помощь компании EUROTECH была очень существенной при выборе оборудования - платы ISIS в формате PC/104. ISIS является компактным и исключительно прочным модулем, что позволяет ему эффективно работать в широком диапазоне внешних условий, которые могут повлиять на мотоциклиста на дороге».

Сейчас дополнительно разработано одиннадцать различных приложений в рамках SAFERIDER и некоторым из них потребуется дополнительный период доработки и тестирования, но нет никаких препятствий для успешного выхода на рынок, успешного завершение интересного и важного проекта в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Похожие статьи

Росатом внедряет в Липецке цифровой комплекс для безопасности

«Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») проводит в Липецке модернизацию и дооснащение программно-аппаратного комплекса выявления и фиксации нарушений.