Дмитрий Завалишин: "Ждем перехода на eSIM"

25.02.2022
Дмитрий Завалишин: "Ждем перехода на eSIM"
Каждый год оператор цифровых сервисов «Ростелеком» публикует прогноз технологических тенденций на год вперед. Список трендов составляют на основе собственной аналитики и отчетов консалтинговой компании Gartner, к мнению которой принято прислушиваться во всем мире.

В прогнозе на 2022-й отдельной строкой выделены «тренды цифровизации, задаваемые государством», в числе которых переход на электронные общегражданские паспорта, электронные же ПТС и технология eSIM. И если с паспортами и регистрацией транспортных средств все более, или менее понятно, то чего ждать от eSIM? С этим вопросом мы обратились к Дмитрию Завалишину, генеральному директору холдинга ИТ-компаний DZ Systems.

Что такое eSIM, и с чем его едят?

Собственно, eSIM - это электронная сим-карта. А, точнее, программная компонента, которая устанавливается на телефон и исполняет функции симки. Ее можно установить дистанционно, онлайн, без прихода в офис. Мало того, если сегодня для того, чтобы иметь на телефоне две сим-карты, нужно иметь два физических устройства для их считывания, два слота, куда они могут быть вставлены, то eSIM можно иметь на одном устройстве сразу несколько без каких бы то ни было проблем. Правда, мне кажется, что потребность в множестве сим-карт есть, мягко говоря, далеко не у всех. Но, тем не менее, определённый пласт клиентов, для которых эта возможность важна, есть.

То есть речь идет о следующем этапе развития уже известной технологии?

Да, и о повышении уровня пользовательского комфорта. Если вспомнить самое начало сотовой связи, номер телефона «пришивался» к самому аппарату. И изменить его было невозможно. Так что если телефон терялся, или ломался, это была беда. Поэтому появление сим-карт стало большим прогрессом. Дело в том, что при своих небольших размеров она представляет собой довольно сложное устройство, на котором установлены Java-программы, приложения, которые работают с оператором, поддерживают специальную функциональность, на ней записан солидный объем информации вплоть до, как минимум, части телефонной книги. Мало того, это еще и элемент системы секьюрити сотовой сети. Но именно эти совершенно понятные и ощутимые преимущества являются одновременно и источником определенной проблемы: стоимость производства и доставки сим-карты до клиента составляет весьма ощутимую часть стоимости процесса анбординга нового клиента в мобильную сеть. Ну, и в комплект к этому – весь комплекс возможных неприятностей, характерных для физических носителей информации. Скажем, если ты уехал за границу, а сим карта у тебя испортилась, тебе придется вернуться в свою страну, прийти в офис своей компании и получить там новую сим-карту. Или каким-то способом организовать ее доставку туда, где ты находишься. А это, конечно же, очень сильно выбивается из привычных нам сегодня онлайн-механизмов. И вот тут как раз выходит на сцену eSIM. Следующий этап развития все той же парадигмы, но на новом уровне комфорта.

То есть мы отказываемся от физического носителя, а в остальном – все так же? И каждый оператор генерирует свои eSIM?

Конечно, ведь технологически это та же самая сим-карта, в этом смысле мало что изменилось. Просто она из формата пластиковой пластинки превратилась в формат программы, которая дистанционно устанавливается на телефон. И от этого в выигрыше как пользователь, которому не нужно переставлять симки во время зарубежной поездки, так и операторы сотовой связи, которым больше не нужно тратить средства на производство и доставку карт, учет складских остатков, организацию логистических цепочек между складами и салонами сотовой связи и так далее.

Ну, а если говорить о бизнесе, - чем может быть выгодна эта технология на практике?

В принципе, тем же. Особенно, если мы говорим, например, про телеметрические системы. Представим себе автопарк, владелец которого хочет отладить телеметрию для всех единиц транспорта, находящегося в его распоряжении, чтобы знать, где они находятся в каждый следующий момент времени, сколько потрачено бензина и так далее. Значит, в каждый автомобиль нужно установить трекер, а в каждый трекер – сим-карту. Но симки не вечны, у них есть определенный срок эксплуатации. Да и среди водителей встречаются хитрецы, которым не нравится постоянный контроль, так что они могут в сокращении этого срока поспоспешествовать. И вот, случайно, или благодаря чьим-то стараниям, но сим-карта в трекере выходит из строя. Мало того, что транспортное средство исчезает из поля зрения владельца, так ему еще и добавляется забот – приобрести новую симку, вставить ее в трекер, заново сопоставить с автомобильным номером в системе мониторинга. Сплошные хлопоты! А eSIM сломаться не может, да и загрузить в трекер ее можно дистанционно.

А еще какие есть варианты применения кроме телеметрии на транспорте?

Например, та же телеметрия, но в сфере ЖКХ, - это вообще непаханное поле. Например, при помощи этой технологии можно решить вопрос дистанционного сбора информации со счетчиков в городских квартирах. Отечественные сотовые операторы очень хотят выйти на этот рынок, но без eSIM это не имеет смысла. Если мы возьмем, скажем, счетчик воды, - его стоимость составит порядка 500-1000 рублей. А значит, электроника, которая его обслуживает, обеспечивает сбор данных, не должна стоить запредельно, максимум, - столько же, сколько сам счетчик. Использовать тут сим-карты – дело совершенно невыгодное, ведь эта аппаратура должна отправлять данные раз в сутки, а то и раз в месяц, причем объем этих данных ничтожен, десятки байт, не более. Изготовление, доставка, замена сим-карт в случае необходимости, учитывая, что масштабы тут в сотни тысяч квартир, - удовольствие не из дешевых. Так что решение – только eSIM.

Если призадуматься, таких задач с использованием телематики, очень и очень много. И, я думаю, что на самом деле это один из самых главных переходов на eSIM. Конечно, в течение года это явно не произойдет, но в качестве одного из интересных трендов эту технологию в список тенденций 2022-го включили не зря.

Похожие статьи