Смета контракта: выиграть тендер и не прогореть

22.01.2024
Смета контракта: выиграть тендер и не прогореть
Важнейшие задачи при строительстве — соблюдение бюджета и грамотное планирование расходов. Смета контракта помогает решить их и служит обязательным приложением договору. На основании этого документа заказчик производит оплату и закрытие объемов работ.

Формируется смета контракта исходя из решений проектной документации, в первую очередь — на основе локальных сметных расчетов. И обязательно содержит:

  • наименования конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ;
  • их цены на принятую единицу измерения;
  • общую стоимость, определенную с учетом объемов работ.

С нормативными документами по формированию сметы контракта вы можете ознакомиться в конце материала.

Функции сметы контракта

В статье мы остановимся на 5 наиболее важных функциях.

  1. Анализ рентабельности. Использование сметы контракта позволяет быстро сравнить сметную стоимость проекта со стоимостью проекта по внутрикорпоративной оценке.

    Такие расчеты могут выступить обоснованием для увеличения стоимости сметы контракта со стороны исполнителя при заключении договора. Также на основании проведенных расчетов можно принять решение: участвовать в проекте или нет. И заранее просчитать максимальный порог понижения в торгах.

  2. Удобство в проведении тендеров. Составление сметы контракта позволяет заказчикам собрать рыночное предложение от исполнителей в единой структуре, что облегчает сравнение цен и выбор победителей.

  3. Формирование графика производства работ и бюджета движения денежных средств (БДДС). Смета контракта упрощает планирование работ и финансирования проектов. Укрупнение расценок дает возможность собрать в удобной структуре работы с объемами и стоимостью, сократив при этом трудозатраты на подсчет. На их основе составляется график производства работ и определяется стоимость за укрупненную единицу работы. На базе графика формируется БДДС, который необходим для внутреннего планирования движения финансовых потоков в компании. Также БДДС предоставляется в банк для получения займа на проект, в случае проектного финансирования строительства.

  4. Согласованность документации. Регламенты российских банков при подготовке документов на проектное финансирование строительства требуют, чтобы наименования работ или статьи затрат в графиках строительства соответствовали наименованиям в графиках финансирования. Смета контракта позволяет увязать эти два перечня в единую логику.

  5. Сокращение трудозатрат на согласование акта выполненных работ. Смета контракта помогает специалистам производственно-технического и сметного отделов быстрее и проще закрывать выполненные объемы при строительстве объекта.

Основные сложности при составлении сметы контракта

При создании сметы контракта могут возникать проблемы, сказывающиеся на точности и эффективности документа.

  1. Составление сметы контракта — трудоемкая задача. Специалисты должны комплектовать виды работ из локально-сметных расчетов, при этом приводя позиции к общей единице измерения и единой логике объединения работ в смете контракта. Все это не только занимает много времени, но и проводит к возникновению ошибок.

  2. Правила и стандарты для сметы контракта недостаточно прозрачны. Каждый специалист может интерпретировать комплектацию расценок по-своему, что приводит к различиям в сметах. У разных заказчиков разные требования к формированию сметы контракта, к ее детализации. Все это необходимо учитывать при подготовке документа.

  3. В ходе реализации проекта объемы и виды работ могут изменяться. Проектная документация, служившая ориентиром во время тендера, уточняется и наполнятся новыми данными.

Появляется корректировочная смета, в которой есть минусовые и плюсовые позиции. Для обоснования этих позиций специалисты подрядчика вынуждены возвращаться к изначальным правилам составления сметы контракта и пересчитывать ее в соответствии с ними. При реализации проекта необходимость в таких корректировках возникает неоднократно, особенно когда строительство длится продолжительное время. Все это ведет к бесконечному пересчитыванию и правке документов.


Как упростить составление сметы контракта и избежать ошибок

Эксперты Айбим проделали большую работу, чтобы сделать подготовку и актуализацию сметы контракта менее трудоемкой, и создали Cost-R – программный продукт, который автоматизирует рутинные функции, позволяет получать более точные расчеты и обеспечить единообразие документации.

Преимущества Cost-R

  1. Сокращает ручной труд и влияние человеческого фактора. Система работает по преднастроенным правилам, которые определяют, какие расценки должен порождать каждый конструктивный элемент.

  2. Автоматически формирует объемы по укрупненным позициям в соответствии со сметной документацией, что упрощает расчеты с подрядчиками, уменьшает количество ошибок, устраняет проблему с неучтенными работами или объемами.

  3. Позволяет создать единый корпоративный подход к правилам формирования сметы контракта либо единый подход под конкретного заказчика.

  4. Облегчает анализ при изменении исходных сметных данных, позволяя по каждой позиции увидеть, что именно поменялось: стоимость, объем, работы.

  5. Взаимодействует с другими инструментами. Содержит преднастроенные формы для выгрузки в специализированное ПО для планирования Plan-R, проведения тендеров Larix.Tender. Интегрируется с ERP-системами.

Документы, регулирующие составление сметы контракта:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ

  • Приказ Минстроя РФ от 23.12.2019 N 841/ПР, раздел 6

  • Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Похожие статьи