Пять правил правильного IdM
Системы Identity Management (IdM) являются связующим звеном между бизнесом, службой ИТ и службой ИБ. Сегодня они достаточно широко распространены и образуют отдельную нишу со своими «игроками». Давайте рассмотрим основные проблемы современных решений IdM.
Первая проблема – решения не ориентированы на пользователей. Большая часть систем IdM ориентирована не на решение задач конкретных людей, а на предоставление функций по управлению правами доступа. Даже простейшие задачи сделать порой очень непросто. Например, в одном IdM при выборе ролей из справочника с несколькими тысячами элементов отображается окно выбора высотой в три(!) строки, которое нельзя увеличить. Это вызывает недовольство со стороны пользователей и негативно сказывается на эффективности их работы с системой.
Вторая проблема – недостаточная гибкость, которая приводит к «разработке на заказ». В каждом проекте внедрения IdM возникает потребность в том, чтобы в той или иной степени доработать систему под нетиповые требования. Например, нужно добавить на форму заявки дополнительную информацию, требующуюся для принятия решения. Часто это невозможно сделать штатными механизмами, и необходимый функционал реализуется программированием. Это приводит к невозможности обновления продукта без потери доработок и зависимости от партнёра, выполнившего проект.
Третья проблема – зависимость от инфраструктуры. С одной стороны – это работа системы IdM на базе ПО одного производителя, с другой стороны – управление правами доступа в инфраструктуре определённого поставщика. Если первое для многих приемлемо, то второе противоречит самой идее централизованной системы управления правами доступа и существенно сокращает область её применения.
Четвёртая проблема – трудоёмкое развёртывание. Внедрение требует высококвалифицированных специалистов и массу времени. Даже базовая установка некоторых IdM решений может занять целую неделю. Приводит это к высокой длительности и стоимости проектов внедрения, невозможности внедрить решение без участия производителя, невозможности поддерживать решение силами организации-заказчика.
Пятая проблема – обновление аналогично новому внедрению. Владельцы систем IdM сталкиваются с такой проблемой, что переход на новую версию практически не отличается по стоимости и длительности от нового внедрения. Это приводит к тому, что системы IdM остаются на той версии программного обеспечения, которая была при внедрении, и по несколько лет не обновляются.
Решение этих проблем определяет направление развития IdM систем в перспективе следующих 5 лет, когда российский рынок IdM перейдёт на следующую стадию зрелости. В своём решении Solar inRights мы предприняли ряд шагов для их устранения, о которых и хотим рассказать. Рассмотрим характеристики, которыми должны обладать IdM следующего поколения:
1. Удобство продукта для пользователей. Чтобы сделать графический интерфейс Solar inRights красивым и удобным, мы заказали его разработку у одной из лучших компаний в области Usability, а при проработке функционала опирались на опыт работы с IdM сотрудников крупнейших российских компаний.
2. Гибкость и расширяемость решения. Способность системы IdM поддерживать нестандартные требования снижает технические риски проекта. Если решение достаточно гибкое, то уменьшается потребность в доработках, которые трагически сказываются на сроках проекта и приводят к потере обновляемости решения.
Чтобы обеспечить высокую гибкость Solar inRights, мы заложили возможности расширения на уровне архитектуры. В продукте можно расширять схему любых объектов данных, автоматизировать процессы управления этими объектами, описывать нестандартную логику вычислений скриптовыми языками. Это обеспечивает высокую гибкость Solar inRights, как на уровне структуры данных, так и на уровне бизнес-логики.
3. Независимость от инфраструктуры. Способность IdM решения поддерживать инфраструктуры различных производителей является показателем его полезности. Если при этом сам IdM может функционировать на различном программном обеспечении, не навязывая определённого производителя, то это тоже большой плюс.
Чтобы снизить зависимость Solar inRights от инфраструктуры, мы разработали его на платформе Java и реализовали поддержку ряда открытых технических стандартов. В результате Solar inRights может интегрироваться практически с любой информационной системой и поддерживает работу как на коммерческом, так и на свободно распространяемом ПО.
4. Простота внедрения. Простота решения отражается на длительности обучения, необходимой квалификации персонала, длительности внедрения и сложности технической поддержки. Поскольку внедрение IdM по сути своей процесс непростой, то кардинальные изменения тут видятся труднодостижимыми без изменения внешней среды.
Тем не менее, мы сделали ряд шагов и в этом направлении. Например, мастер установки для быстрого развёртывания решения, отделяемую конфигурацию для переноса настроек между различными средами, графические редакторы для настройки ключевых элементов. В результате, внедрение и поддержка системы стали проще и удобнее.
5. Возможность обновления. Возможность обновления решения после внедрения IdM – это не только исправление ошибок, но и поддержка нового функционала.
Чтобы обеспечить возможность обновления Solar inRights после внедрения, мы реализовали специальный механизм доработок, который позволяет не затирать сделанных изменений при обновлении, и в большинстве случаев поддерживать Solar inRights в актуальном состоянии.
Опубликовано 29.09.2015