Автоматизация служб экономической безопасности

Автоматизация служб экономической безопасности

Павел Ложкин, руководитель бизнес-практики компании «Андэк»

Задачи департамента экономической безопасности весьма обширны, одной из них является работа по сбору информации о будущих и существующих бизнес-партнерах компании.

Задачи департамента экономической безопасности весьма обширны, одной из них является работа по сбору информации о будущих и существующих бизнес-партнерах компании.

Это и неудивительно: любая компания старается максимально обезопасить себя от возможных потерь. Для этого при выстраивании бизнес-отношений немаловажно, чтобы партнеры были надежными, а сотрудничество с ними – выгодным и не несло в себе скрытых рисков для бизнеса. Задача сбора и анализа такой информации весьма сложна и требует затрат времени квалифицированных сотрудников на свое решение. Помочь здесь могут средства автоматизации. Однако их на рынке в настоящее время мало.

Серьезные компании стремятся получить максимально полную информацию о предполагаемом партнере для проведения взвешенной оценки возможных рисков сотрудничества. В равной степени это относится и к бизнес-взаимодействию как с физическими, так и с юридическими лицами.

Основные риски при заключении контрактов с партнерами:

· невыполнение, неполное или несвоевременное выполнение контрагентом своих обязательств;

· мошеннические действия контрагента по повышению стоимости через сговор при проведении тендера;

· риски попадания под встречные проверки и выемки документов, связанная с этим непрофильная загрузка сотрудников и затруднения ведения бизнеса из-за взаимодействия с контрагентом, к которому имеют претензии налоговые или правоохранительные органы;

· специфические риски, характерные для таких видов бизнеса, как страхование, выдача кредитов, etc.

Исходя из перечисленных выше рисков, в организации существует постоянная необходимость производить сбор и проверку информации о фактических и потенциальных контрагентах, клиентах, заемщиках. При этом сотрудники и руководители департамента экономической безопасности сталкиваются с определенными проблемами. Количество проверок в пересчете на одного сотрудника ЭБ велико, а время проверки ограничено требованиями заказчика со стороны бизнеса. Опыт сотрудников, выполняющих проверки, различен, найти и принять на работу квалифицированных сотрудников сложно, бюджет также ограничен, а обучать начинающих сотрудников долго, и результат не всегда предсказуем. Для проведения глубокой проверки возникает необходимость сбора большого количества информации из различных источников, как внутренних, так и внешних, при этом качество получаемой из них информации зачастую весьма низкое. Если решать эти проблемы по старинке, вручную, то они требуют либо значительного увеличения количества сотрудников, либо сознательного снижения качества проверок, что неизбежно повышает уровень рисков.

Визуализация для аналитической работы

Автоматизация рутинных операций позволит более рационально использовать работу сотрудников, переложив максимально возможное количество рутинных операций на компьютер, который хорошо справляется именно с этой задачей, в то время как аналитики могут заниматься работой, требующей анализа полученной информации, а не ручными операциями по получению и сверке данных из различных источников.

Один из возможных вариантов автоматизации – использование средств визуализации собранной информации, позволяющей наглядно представить получаемые данные и быстро провести сопоставление информации. Поскольку работать с визуальной информацией гораздо проще, быстрее и нагляднее, чем просто с большими массивами данных, такой способ предоставления дает возможность в разы повысить скорость проведения расследования и его качество, поскольку визуализация позволяет быстро понять общую картину и, соответственно, сделать быстрый прогноз по уровню возможных рисков.

Отсекаем неактуальное и исследуем «окрестности»

Для эффективного использования средств визуализации прежде всего необходимо получить требуемую информацию, при этом информация должна быть максимально достоверной. Задача эта весьма и весьма непростая, поскольку, в отличие от Европы, информации о компаниях РФ, которую можно получить из официальных источников, довольно мало. Существует ряд консолидаторов этой информации, таких как Интегрум и другие. Также можно купить официальный доступ к регистрационным данным юридических лиц – ЕГРЮЛ.

Основная проблема заключается в том, что зачастую информация, предоставляемая консолидаторами, недостоверная либо неполная, что делает сложной ее автоматизированную обработку. Например, у генерального директора компании в данных может быть не указан ИНН, что делает решение задачи поиска связей через него с другими компаниями задачей весьма творческой. Представляете, сколько полных тезок, скажем Петровых А.А., найдется в России? И для проведения исследования «окрестностей» проверяемой компании необходимо определить, кто из них «тот самый» Петров, а кто является просто однофамильцем. Такую работу автоматизированная система может только облегчить, но не сделать полностью за человека, поскольку компьютер не умеет думать. Но автоматизированная система может, скажем, с помощью настроенных фильтров отсечь заведомо ложную информацию, например, по географическому региону, может сравнить данные из разных источников, показать совпадения и противоречия.

Кроме того, автоматизированная система способна обратить внимание аналитика на негативные и позитивные факторы, которые могут быть маркерами рисков, чтобы аналитик случайно не пропустил важную информацию.

Создаем базу проверок

Автоматизация процесса проверки контрагентов также полезна для быстрого получения сведений о предыдущих проверках, о том, как в динамике изменяются данные о проверяемом контрагенте, какие риски были выявлены ранее.

Полагаться только на внешние источники информации нерационально, учитывая, что в любой организации накапливается и обрабатывается в том или ином виде информация о ее сотрудниках, компаниях, где они работали ранее. Эти данные также можно использовать для определения возможных связей между сотрудниками и теми или иными организациями. Внутренние источники информации об опыте взаимодействия с поставщиками услуг, клиентами, партнерами, etc. также должны быть использованы. При отсутствии автоматизации работа с различными по формату представления данными, системами, которые к тому же имеют различный интерфейс, отнимает много времени, сложна и приводит к неизбежным ошибкам. В противовес сказанному автоматизированная система проверки способна загрузить и провести предварительную обработку всех необходимых данных за считанные секунды.

При том, что сегодня на рынке практически нет решений по автоматизации служб ЭБ, считаю автоматизацию процессов проверки контрагентов и внедрение специализированных решений только вопросом времени. 

Опубликовано 05.08.2014