Кибербезопасность ядерных объектов: есть повод для беспокойства
В середине января издание The New York Times сообщило, что ядерные объекты как минимум в 20 странах являются легкой добычей для потенциальных киберзлоумышленников. Такие выводы сделаны в исследовании ассоциации Nuclear Threat Initiative в отчете «2016 NTI Nuclear Security Index. Theft and sabotage. Building a Framework for Assurance, Accountability, and Action».
В документе указано, что в 20 странах мира отсутствует государственная регуляция, требующая хотя бы минимальной защиты подобных объектов от кибератак.
Специалисты ассоциации опасаются, что кибератаки могут быть самым простым и эффективным способом взять под контроль ядерный объект и устроить там саботаж, либо снять защиту от физического проникновения и похитить ядерные материалы.
Есть и «отличники». В отчете упомянуты 13 стран, которые имеют ядерные объекты, с точки зрения ИБ защищенные по высокому классу: это Австралия, Белоруссия, Болгария, Канада, Финляндия, Франция, Венгрия, Голландия, Россия, Швейцария, Тайвань, Великобритания и США.
В отчете разделены страны, в которых есть ядерные материалы, пригодные для создания соответствующего оружия массой (более килограмма, таких 24), и страны с ядерными объектами хозяйственного и исследовательского назначения. Среди первых Россия набрала с точки зрения общей безопасности (включающей, помимо кибербезопасности, еще много иных факторов), 18 место с 64 баллами из 100. Несмотря на высший балл с точки зрения кибербезопасности, составители документа сочли, что в нашей стране есть проблемы с эффективностью госуправления и коррупцией, а также сложности с наблюдением за очень большим количеством ядерных объектов. По их мнению, это снижает общую безопасность (см. стр. 42 отчета)
Последние места с точки зрения общей безопасности ядерных объектов среди стран, имеющих более 1 кг боевых ядерных веществ, заняли Китай (60 баллов), Израиль (55), Индия (46), Пакистан (42), Иран (35) и Северная Корея (24 балла).
Отметим, что показатели безопасности ядерных объектов на Украине в последний год понизились.
Впрочем, в издании The New York Times отмечают, что в девяти странах, на территории которых есть военные ядерные объекты, в реальности вообще невозможно определить уровень кибербезопасности: для этого у составителей отчета нет никаких возможностей.
В целом напомним, что порядка 90% всех ядерных объектов и материалов сосредоточено в России и в США. Если в США — 7260 ядерных боеголовок, а в России — 7500, то в Великобритании и Франции более чем на порядок меньше — соответственно 215 и 300. В Китае — 260, в Индии и Пакистане примерно по сотне. Также 80 боеголовок владеет Израиль, и 6-8 штук стоит на вооружении у Северной Кореи. Что же касается АЭС, то в настоящее время в 31 стране мира эксплуатируются 192 атомные электростанции с 442 энергоблоками.
ИБ на ядерных объектах
Как было упомянуто выше, Россия, наряду с еще 13 странами, получила максимальные 4 балла за уровень ИБ на ядерных объектах в категории Theft («Защита от краж радиоактивных материалов»). Есть и страны, получившие три балла: это Германия, Индия, Япония и ЮАР. В списке двоечников — Норвегия и Польша. Один балл получили Израиль и Пакистан. И много тех, у кого нули: Аргентина, Бельгия, Китай, Иран, Италия, Казахстан и Северная Корея.
С точки зрения защиты от ИБ-саботажа на ядерных объектах высший балл у Болгарии, Финляндии, Венгрии и Тайваня. По три балла у Румынии, Южной Кореи и Швеции. «Двойку» не получил никто. А вот Чехия, Словения и Украина получили всего по одному баллу. В отстающих, где дело обстоит из рук вон плохо — обширный список, включающий Алжир, Армению, Бангладеш, Чили, Египет, Индонезию, Мексику, Марокко, Перу, Словакию, Испанию и Узбекистан.
Опубликовано 29.01.2016