Facebook вскоре будет знать о пользователях всё, и еще чуть-чуть

Логотип компании
Facebook вскоре будет знать о пользователях всё, и еще чуть-чуть
С 2012 года Марк Цукерберг и Co отправили тысячи заявок в Ведомство по патентам и торговым знакам США. Подавляющее большинство заявок касаются именно технологий, позволяющих осуществлять слежку за пользователями.

Самая популярная социальная сеть в мире Facebook, в которой зарегистрирован более чем каждый четвертый житель земного шара (около 2 млрд активных пользователей), уже давно критикуется за то, что незаметно собирает информацию о всех своих пользователях в то время как последние невинно коротают время за просмотрами лент новостей, чтениями сообщений от друзей, играми или просмотрами чьих-нибудь свежих фото и записей.

К слову, ранее Facebook критиковали за невозможность полного удаления персональных данных и своей страницы из нее – данные можно было только лишь скрыть, физически они не стирались с серверов.

Представители социальной сети слежку признавали, но объясняли ее исключительно необходимостью подбора рекламного контента, иначе говоря маркетингом. При этом, социальная сеть, хотя и выполняла ряд требований юридически, но «лазейку» оставляла. Например, еще в начале 2015 года Facebook по требованию европейских регулирующих органов дала возможность пользователем отказаться от сбора данных о них, однако только при условии полного удаления всех старых cookie-файлов из системы. В случае, если такого удаления сделано не было, Facebook продолжала следить за пользователем, как ни в чем не бывало, так как старые cookie-файлы позволяли сбор информации, а специальный cookie-файл, запрещающий такие операции, фактически был неработоспособен.

С 2012 года, когда Facebook, напомним, провел IPO, Марк Цукерберг и Co отправили тысячи заявок в Ведомство по патентам и торговым знакам США (United States Patent and Trademark Office). Подавляющее большинство заявок касаются именно технологий, позволяющих делать слежку за пользователями и сбор информации о них, все более продвинутыми.

Один из авторов газеты The New York Times Сахил Чиной (Sahil Chinoy) исследовал новые идеи Facebook, и выделил среди них семь наиболее шпионских - тех, от которых действительно становится «не по себе», в последовательности возрастания их «дикости».

1. Facebook, как выяснилось, не представляет интерес статус личных отношений пользователя, который он указал у себя в странице социальной сети. Социальная сеть будет «угадывать» и определять его сама – на основании количества «друзей» противоположного пола, количеств посещения страниц этих «друзей», и исходя из того, насколько часто заход осуществляется на страницу одного человека, или многих. Кроме того, Facebook еще способен анализировать и фотографии самого пользователя с изображением на них других людей. Идею Facebook закрепил патентом США № 14/295543, и исходя из нее, социальная сеть, скорее всего будет знать ваше подлинное состояние личной жизни.

2. Facebook (формально - для показа рекламы) желает определять характер ее пользователя – как на основании личной, так и открытой информации. Другими словами, обрабатывая посты и сообщения, Facebook будет определять характер человека. Интерес представляет открытость человека (экстраверт или интроверт), уровень социализации, его темперамент. А также эмоциональной и психической стабильности. Другими словами, за некоторое время пользования социальной сетью Facebook, последняя, так или иначе, уже будет знать ваш характер не хуже хорошего психолога или психиатра, а идея была закреплена патентом № 9740752.

3. Социальная сеть будет собирать информацию из личной переписки не только для определения характера пользователя. Интерес социальной сети представляют крупные события в жизни пользователя – например, приобретение/продажа дорогостоящих предметов (автомобиля, квартиры или другого объекта недвижимости), проведение выпускного вечера, или появление потомства.

Так, Facebook постепенно, теми или иными способами, узнает номер банковского счета пользователя, и начинает мониторить изменение его состояния. Интерес представляет взаимосвязь личной переписки с банковским счетом и ее установление, однако увидев крупное (с точки зрения социальной сети) пополнение счета или расход, социальная сеть начнет отождествлять с перепиской. Или наоборот, увидев что-то подозрительное в переписке, начнет мониторить счет. Идея была закреплена патентом США 12/839350. Поэтому, планируя крупные расходы или приобретения, не стоит сомневаться, что об этом Facebook узнает практически немедленно, если не знает заранее наряду с вами из переписки. 

4. Еще более дикая идея представляет из себя тайное создание «цифровой подписи камеры». Загружая с помощью гаджетов через одну и ту же камеру (например, смартфона или цифрового фотоаппарата) большое количество фотографий, Facebook уже может легко идентифицировать пользователя с ней. Но этого социальной сети показалось мало.

Например, часто люди берут друг у друга гаджет или камеру, перефотографируются, и в итоге становится не понятно, у кого была взята камера. Facebook намерена найти ответы даже на этот вопрос с помощью «цифровой подписи камеры» - путем анализа «битых пикселей», царапин, потертостей, в расчете что камер идеальных абсолютно идеальных не бывает, и у них есть дефекты, позволяющие ее тем или иным способом «пометить». Результатом этого станет отслеживание того, что если ваш друг сделал фотографию со своей камеры, а вы потом взяли снимок и загрузили от своей страницы, Facebook легко узнает, что ваш друг одолжил вам свой фотоаппарат и даже, скорее всего, узнает, где и когда это было. Например, почти все современные гаджеты и даже цифровые фотоаппараты сохраняют GPS/Глонасс-координаты снимка на карте. Идея закреплена патентом 8472662. 

5. Facebook интегрировал видеозвонки в социальную сеть еще в 2013 году, и так или иначе, приложение нередко запрашивает доступ к микрофону гаджета, или ноутбука. Пользователь как правило, вряд ли задумывается, что Facebook сможет его использовать для каких-то шпионских целей.

Facebook при оставленном включенном микрофоне начнет его применять наподобие программы Shazam, позволяющей определять музыку по отрывку композиции, и будет «прослушивать», что происходит вокруг. Если пользователь смотрит что-то с самого устройства, или даже с телевизора поблизости, социальная сеть попытается узнать конкретно, какую передачу или фильм смотрит пользователь. Идею Facebook запатентовал заявкой № 14/985089.

Другими словами, Facebook, несомненно, узнает о ваших любимых телепередачах, если предоставить социальную сеть такую возможность. 

6. Facebook, используя широкое распространение на смартфонах, намерен использовать данные с него, для составления недельного графика активности владельца. Именно недельного, а не суточного, поскольку суточный график более индивидуален, и не отражает график деятельности пользователя.

Читайте также
Андрей Крючков, директор по развитию технологических партнерств компании «Киберпротект», — человек уникальный. Несмотря на то, что начинал свою карьеру он, по меркам рынка ИТ, еще при динозаврах, не потерял умения и желания в переменах находить новые возможности. Как он сам утверждает, каждые три-четыре года происходят изменения, которые заставляют менять подход, менять метод, для чего нужно перестраивать в том числе свои взгляды на рабочие процессы. С ним мы поговорили о текущем состоянии ИТ-отрасли в России, импортонезависимости и вызовах, с которыми сталкиваются компании в сфере кибербезопасности.

Собирая информацию, когда владелец берет в руки свой смартфон или гаджет, Facebook понимает, что современный владелец редко оставляет свой гаджет без прикосновений в течение всего времени бодрствования, за исключением сна. Таким образом, Facebook может узнать время, когда ложится или встает пользователь – за счет гироскопа гаджета, которым оснащено подавляющее большинство современных девайсов, помимо навигации, захода в само приложение Facebook. Называется это «Уведомление об отклонении от распорядка».

Предполагая, что в течение недели каждый день подразумевает какой-то алгоритм поведения (поход на работу, или поездка на дачу), Facebook собирает всевозможную информацию обо всех данных событиях.

Кроме того, Facebook устанавливает не просто так информацию о режиме дня и ночи пользователя, а чтобы в какой-то момент заглянуть в гаджет посреди ночи и попытаться с него снять навигационные координаты. Тем самым социальная сеть узнает, где живет пользователь.

Более того, отслеживая в течение длительного времени пользователя, Facebook в автоматическом режиме будет отправлять об этом рассылку «друзьям». Так, если пользователь каждый понедельник, к примеру, отправлялся на работу, то социальная сеть об этом запоминает. Однако в один злосчастный понедельник на работу пользователь не пошел, поскольку сильно заболел (например, гриппом). Facebook понимает, что что-то пошло не так, и автоматически будет рассылать друзьям об этом уведомления. Идея заложена в патент № 15 / 203063. 

7. И наконец, самой дикой идеей социальной сети является установление круга общения пользователя. Частично она перекликается с предыдущим патентом, однако в предыдущим случае основной задачей является установка места жительства владельца, то в этом – именно продолжительность сна. Facebook предполагает, что если владелец не трогает телефон продолжительное время, то он спит. За счет этого вычисляется время и продолжительность сна.

В период бодрствования Facebook по линии «друзей» собирает данные из всех гаджетов, чтобы установить, где люди идут вместе, проводят время, находятся в одном помещении, и где «расстаются». Таким образом, социальная сеть попытается установить ваш круг общения в режиме реального времени, собирая необходимую информацию с гаджета, где установлено приложение.

В заключение трудно не сказать; если пользователю все эти разработки внушают ужас, возможно, стоит побыстрее уносить из Facebook ноги. Но полностью удалить свой профиль с Facebook по-прежнему, сложно. Социальная сеть все равно не забудет своего беглого пользователя, даже если он удалит все для посторонних глаз.

Опубликовано 08.08.2018

Похожие статьи