Как сквозное шифрование обеспечивает безопасность в грузоперевозках?
Сквозное шифрование в логистике
Сквозное шифрование (end-to-end, E2E) — метод передачи данных, при котором информация шифруется на одном устройстве отправителя и расшифровывается только получателем. Это могут быть чаты, звонки, передача документов и другие данные, доступные только собеседникам и защищенные от попадания другим лицам.
В логистике применение технологий сквозного шифрования обеспечивает защищенность и прозрачность процессов передачи данных, экономию ресурсов и повышение удовлетворенности клиентов. Сегодня сквозное шифрование используется в цепочках поставок многих крупных компаний. Так, DHL внедрила систему MyDHL, которая позволяет клиентам получать точную информацию о состоянии и местонахождении грузов. Среди крупных отечественных компаний OZON, «СберЛогистика» и другие успешно применяют технологии сквозного шифрования в направлении онлайн-отслеживания товаров. Благодаря сквозному шифрованию в цепочках поставок можно отслеживать движение товаров от производителя до конечного потребителя и защищать данные от несанкционированного доступа. Это особенно важно, поскольку любая цепочка поставок включает множество этапов: закупка, распределение, сортировка, отправление до распределительного центра, хранение и доставка получателю. Многие процессы могут продолжаться по несколько месяцев и состоять из большого количества документов и платежей, в которых участвует несколько юридических лиц. Именно здесь появляется необходимость в надежной системе для обмена данными.
Принципы сквозного шифрования внедряются в логистику во многом благодаря блокчейну. При помощи этой смежной технологии многие логистические компании организовывают транзакции между банками по всему миру, управляют цепочками поставок, интегрируют системы смарт-контрактов между грузоперевозчиками и грузоотправителями и т. д.
Как используется блокчейн в логистике?
Блокчейн — технология, позволяющая хранить информацию в распределенной базе данных. Это означает, что файлы не содержатся на одном сервере, а распределяются по сети компьютеров. Распределенные данные гарантируют свою подлинность и неизменность.
В логистике блокчейн используется в разных сценариях. Прежде всего, технология востребована при отслеживании движения товаров и услуг. Транзакции, связанные с грузами, добавляются в блокчейн в виде нового фрагмента. Каждый фрагмент получает уникальный номер и связывается с информацией о предыдущем фрагменте. Таким образом формируются данные, которые отслеживают движение товара или услуги от производителя до потребителя. Например, «Почта России» внедряет блокчейн-технологию для обмена электронными доверенностями. Эта технология работы с документами предоставляет участникам цепочки поставок возможность видеть только ту информацию, которая им необходима для выполнения своих задач. Остальные участники грузоперевозок не смогут просматривать или изменять данные, не принадлежащие им. Еще одним ярким примером использования блокчейна является компания «РЖД», которая применяет технологию для контейнерных перевозок. Такой способ помогает компании сократить проблемы простоев и ускорить передачу документов.
Кроме того, в России уже давно существуют реализованные блокчейн-проекты в сфере страхования грузов. Например, «Ренессанс страхование» совместно с ГК «Деловые Линии» использует принципы блокчейна в cвоих страховых продуктах, что снижает риск возникновения ошибок и сокращает расходы на обработку данных. Автоматизированный подход к выплатам приводит к значительному ускорению самого процесса выплат и, как следствие, к повышению удовлетворенности клиентов. Среди других блокчейн-проектов в сфере страхования заслуживают упоминания платформа «Цунами», многочисленные разработки «Сбера» и других банков.
Трудности на пути внедрения сквозного шифрования
Одно из главных преимуществ сквозного шифрования состоит в повышении безопасности хранения данных. Благодаря внедрению E2E-модели, все сообщения остаются зашифрованными и недоступными к прочтению хакерами, даже в случае кражи информации. Используя решения на основе сквозного шифрования, заказчик или грузоперевозчик защищает себя от неожиданных потерь в виде информации о клиентах, поставках, счетах, изменении или подмены важных деталей в документах. Особенно важно это сегодня, когда кибербезопасность становится чрезвычайно значимым аспектом, на который следует обращать внимание ведущим игрокам рынка. По данным экспертов Kaspersky, в первой половине 2022 года доля компьютеров в транспорте и логистике, на которых были заблокированы вредоносные объекты, выросла почти в два раза по сравнению с 2021 годом — с 17,9 до 34,1%. В 2023 году количество кибератак на российские компании по итогам второго квартала увеличилось примерно на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Наиболее значимыми нападениями в прошлом году стали атаки на ИT-ресурсы крупной ж/д компании и электронных транспортных накладных на таможне.
Несмотря на то что системы сквозного шифрования имеют большой потенциал, 70% российских компаний-грузоперевозчиков до сих пор ведут учет деятельности в Excel-таблицах или на бумажных носителях. Из-за нежелания переходить на новые цифровые системы грузоперевозчики теряют свои данные: например, в отрасли транспорта и логистики каждое 88-е письмо было фишинговым. Многие компании не спешат внедрять сквозное шифрование по разным причинам. Главным препятствием, как правило, становятся финансовые ограничения. Для среднего бизнеса освоение новых технологий может оказаться достаточно затратным делом: интеграция или разработка собственного решения, обучение сотрудников и наем водителей, готовых работать по новым правилам, — все это требует значительных затрат временных и денежных ресурсов. Тем не менее очевидно, что для решения многих проблем в логистике развитие и совершенствование ИT-инфраструктуры может оказаться одним из ключевых факторов развития.
Опубликовано 05.03.2024