Эксперты обсудили главные тренды российской кибербезопасности и технологической независимости

Логотип компании
24.02.2025
Эксперты обсудили главные тренды российской кибербезопасности и технологической независимости
Фото: пресс-служба Angara Security
В последние годы кибербезопасность стала главным трендом глобальных рисков, набрав 73%. За ней следуют риски нарушения бизнес-процессов (51%) и проблемы с человеческим капиталом (49%). Об этом говорили ведущие специалисты в сфере информационной безопасности финансовой отрасли на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах».

Три года назад, в экстремальных условиях ухода иностранных вендоров, российские ИБ компании были вынуждены принять вызов и экстренно пойти по пути импортозамещения решений и продуктов, оставшихся без поддержки производителей, и защитить отечественных потребителей.

Вопросы технологической независимости, конкуренции на российском рынке решений по информационной безопасности, современное состояние отрасли, которая спустя три года после ухода западных поставщиков проходит собственный этап накопления опыта и экспертизы, и дальнейшие перспективы ее развития обсудили лидеры рынка в рамках сессии «Кибербезопасность: приоритеты в условиях технологической независимости», которая закрыла деловую программу Уральского форума «Кибербезопасность в финансах». Мероприятие традиционно проходило в Екатеринбурге с 19 по 21 февраля.

Эксперты обсудили главные тренды российской кибербезопасности и технологической независимости. Рис. 1После ухода иностранных вендоров конкуренция на российском рынке разработчиков решений по обеспечению информационной безопасности значительно выросла. Такое мнение высказал генеральный директор Angara Security Сергей Шерстобитов, принявший участие в дискуссии. Если раньше стоял выбор из трех-четырех решений одного класса, то спустя три года интеграторы и заказчики выбирают из четырех десятков решений одного класса, подчеркнул спикер.

«В чем-то мы и до 2022 года были достаточно успешны, уже тогда предлагали свои конкурентные решения. Есть класс технологий, в которых мы за три года сделали колоссальный рывок вперед. Что-то у нас пока не получается, и мы не во всем еще можем повторить западные аналоги, — описывает ситуацию на российском рынке кибербеза Сергей Шерстобитов. — Но у нас есть одно удивительное преимущество перед остальным миром — это наша фантастическая способность приспосабливаться, придумывать, изобретать, выходить из нестандартных ситуаций».

Пример уникальной адаптации показала Национальная система платежных карт. При ее разработке выяснилось, что не существует международной сертификации безопасности платежных систем. «Мы ее разработали и поделились с мировым рынком, теперь она существует в международном стандарте кибербезопасности, — рассказывает директор департамента безопасности АО «НСПК» Артем Гутник. — Это пример не простого копирования при импортозамещения, а проактивного действия, создания нового».

Среди способствующих быстрому развитию отрасли трендов, на которые обратили внимание участники сессии, экосистемность. «Сегодня практически каждый российский вендор создает свои экосистемы, отметил Сергей Шерстобитов. Многим разработчикам проще создать собственный продукт кибербезопасности, чем купить готовый. Но здесь мы упускаем самый главный ресурс, которым обладаем, время. Ведь на создание любого продукта уходит от трех до пяти лет.

Еще один важный пласт задач, это слияние и поглощение компаний. В мире этот рынок хорошо работает, у нас он недостаточно развит. Возможно, этому способствовали и меры господдержки, и целый ряд освободившихся ниш, когда проще запилить что-то самому, чем покупать готовый продукт. Поэтому происходит размытие фокусов внимания вместо решения глобальной задачи выхода отечественных вендоров за пределы страны».

Скоро российские производители будут не только технологически суверенны, но и готовы к тому, чтобы вывести свои решения на международный рынок. «Чем больше клиентов, тем надежнее, мощнее и удобнее для пользователя получается продукт. Когда российские вендоры создадут по-настоящему сильные продукты, то вместе с заказчиками и конечными пользователями могут зайти и на международные рынки», — считает Сергей Шерстобитов.

Похожие статьи