Цифровизация в России — новое или хорошо забытое старое?
Сегодня много говорят о цифровизации. Для большинства людей и компаний это модный термин или новое явление, за которым пока еще мало что стоит.
Однако цифровизация, по сути, явление не новое. Оно означает внедрение информационных технологий во все сферы жизни. В нашей стране она идет уже лет двадцать — с конца девяностых. Но если сначала цифровизация касалась просто создания компьютерной инфраструктуры на предприятиях, распространения персональных компьютеров по домашним хозяйствам и называлась информатизацией, то сейчас она всё в большей степени она касается сфер промышленности. И любых других сфер, в которых технологии могут повысить эффективность работы сотрудников или имеющегося оборудования, ускорить обработку данных, дать топ-менеджерам и руководителям опору на объективные данные при принятии управленческих решений. Единственное отличие новой цифровизации от информатизации в том, что первая — намного масштабнее, чем в девяностых. Сейчас при помощи цифровизации, в основном, пытаются повысить производительность предприятий, снизить издержки, упростить контроль, повысить безопасность, решить другие сложные и актуальные задачи.
Главный смысл нынешней цифровизации в том, что информационные технологии стали действительно глубоко проникать во все сферы промышленности. Это дает России еще один шанс вырваться вперед. Такой скачок уже был в 90-е, когда страна только начала информатизацию. По этой причине, например, доля информатизации банковского сектора у нас гораздо выше, чем в Европе, где ей стали заниматься за 10-15 лет до России. Так, во многих швейцарских банках до сих пор используют 286-е компьютеры и выписывают счета от руки.
Почему это произошло? Потому что в свое время Европа провела информатизацию, вложила большие средства в новые технологии, а менять уже привычные средства сложно, дорого, требует переобучения персонала и т.д. Поэтому многие банки до сих пор пользуются старым. Сейчас многие банковские системы в России тоже морально устарели, но наши кредитные учреждения (особенно небольшие) продолжают по привычке ими пользоваться.
Что касаются прорывов, то они могут происходить либо в новых отраслях – например, в энергетике, либо в отраслях, где цифровизация была традиционно высокой – при замене устаревшего оборудования на принципиально новое.
При этом занимаясь цифровизацией надо помнить о том, что все современные технологии управляются удаленно. И чем дальше, тем сильнее эта тенденция удалённого управления будет нарастать. Причина, как всегда, удобство — удалённое обслуживание, возможность быстрого обновления и корректировки системы без выезда на место, а также сбор с пользователя его данных, которые можно использовать для себя – например, продать. Что это значит? Что тот, кто создает технологию — ей и владеет. И может в любой момент её отключить, изменить, заставить работать по–другому.
Если предположить, что многие поставщики современных технологий – иностранные предприятия, то становится понятно, что риски остановки «своего детища» или риски кражи данных возрастают многократно. Введение санкций нам это хорошо продемонстрировало. Так, в марте 2014 международные платежные системы Visa и Mastercard без предупреждения перестали проводить платежные операции для клиентов банка «Россия». Власти США наложили санкции на банк в ответ на присоединение Крыма к нашей стране. Это означало блокировку всех активов банка и запрет на осуществление всех операций по любым зарубежным счетам. Еще пример — прекращение работы лицензий Microsoft и Oracle на территории Крыма. И таких примеров немало. Получается, что к цифровизации надо подходить аккуратно, чтобы не превратить страну в «цифровую колонию». В такой ситуации российская цифровая экономика как-то разовьется, но будет принадлежать уже не нам, а странам-поставщикам технологий.
Очевидное решение в том, что начинать заниматься цифровизацией крупным промышленным и коммерческим предприятиям лучше всего на отечественных платформах. Если это по какой-то причине невозможно, то надо проводить анализ импортных систем, по возможности, удаляя функции удалённого управления. Иной подход – это покупка иностранной технологии «на корню». Вместе с исходными кодами, архитектурой и прочим. Как, например, покупка «Ростелекомом» Sailfish OS (ныне — «Авроры») — операционной системы для мобильных устройств.
У России много собственных хороших ИТ-решений, которые, кстати, можно использовать не только внутри страны, но и предлагать нашим партнерам в страны африканского континента, ЮВАО, Ближнего Востока. Поскольку России нет идеи обязательного глобального доминирования, наше экспортное предложение может стать действительно уникальным на мировом рынке.
Президент ГК InfoWatch Наталья Касперская
Опубликовано 24.12.2019