Лицом вышли. Китай внедряет систему распознавания лиц для оплаты проезда

Логотип компании
Лицом вышли. Китай внедряет систему распознавания лиц для оплаты проезда
Лицом вышли. Китай внедряет систему распознавания лиц для оплаты проезда
Компания «Метро Шэньчжэня» совместно с компанией Huawei приступили к тестовому внедрению системы оплаты поездок в метро при помощи технологии распознавания лиц, использующей алгоритмы искусственного интеллекта.

Компания «Метро Шэньчжэня» (Shenzhen Metro Company, SZMC), управляющая Шэньчжэньским метрополитеном, совместно с телекоммуникационной компанией Huawei Technologies приступили к тестовому внедрению системы оплаты поездок при помощи технологии распознавания лиц, использующей алгоритмы искусственного интеллекта.

Уже в обозримом будущем, как считают аналитики, способ «оплаты лицом» может потеснить с лидирующих позиций платежи смартфонами, которым отдают предпочтение почти 0,6 млрд жителей Китая.

Для реализации технологии на станции Футянь (Futian), где установлены первые терминалы с функцией распознавания лиц, была запущена, также пока в тестовом режиме, сеть пятого поколения мобильной связи 5G. Пассажиры этой станции могут теперь оплачивать проезд, просто отсканировав свое лицо на экране размером с планшет, установленном на входных воротах.

Система ИИ, распознав пассажира, автоматически производит списание стоимости проезда со счета пассажира, привязанного к его биометрической информации. Для того, чтобы воспользоваться услугой, пассажиру метрополитена необходимо предварительно зарегистрировать свои биометрические данные, привязав к этой информации свои счета.

На большом экране, установленном в демонстрационной зоне на станции Futian, пассажиры метрополитена, воспользовавшиеся новым способом оплаты проезда, смогут просмотреть всю информацию о себе, включая снятые камерами наблюдения фотографии, пол, возраст и длительность пребывания в метро.

Как считают авторы проекта, массовое внедрение технологии распознавания лиц, использующей алгоритмы искусственного интеллекта, ускорит пассажиропоток в подземке, поскольку такой способ позволяет оплачивать проезд значительно быстрее, по сравнению с традиционными методами, а также сделает более эффективной обработку поездок в городской сети метрополитена. Для метро Шэньчжэня, численность населения которого превышает 11 млн человек, это немаловажный фактор – ежедневно оно перевозит более 5 млн пассажиров и, соответственно, обрабатывает информацию о произведенных ими платежах.

Однако информации о том, в какие сроки ожидается массовое внедрение системы распознавания лиц для оплаты поездок в метро, стороны не раскрывают. Пока большинству пассажиров придется использовать традиционные способы оплаты – с помощью купленных билетов или путем сканирования QR-кода на своих смартфонах.

Как сообщает китайское издание South China Morning Post, внедрение системы распознавания лиц для оплаты проезда в системе общественного транспорта можно назвать очередным шагом Китая по интеграции технологий искусственного интеллекта в повседневную жизнь. Подобные пилотные проекты, позволяющие использовать технологии ИИ и распознавания лиц, успешно внедряются в республике уже несколько лет. Так, например, в нескольких местных ресторанах сети KFC в Ханчжоу в январе 2017 года стал доступен сервис «Smile to Pay» («Улыбнись для оплаты»). Технология, разработанная Ant Financial, дочерней компанией Alibaba Group, позволяет посетителю ресторана оплатить заказ, просто улыбнувшись в объектив 3D-камеры и введя на терминале номер мобильного телефона, привязанный к кошельку Alipay. На сканирование лица и проверку личности уходит всего около двух секунд.

Крупные китайские города, такие как Пекин и Шанхай, используют искусственный интеллект и распознавание лиц для регулирования движения и выявления водителей, нарушающих правила. В том же Шэньчжэне с апреля 2017 года дорожная полиция стала отображать фотографии пешеходов на больших светодиодных экранах, установленных на крупных перекрестках.

По мнению аналитиков South China Morning Post, технология платежей на основе распознавания лиц и алгоритмов ИИ имеет все шансы отвоевать позиции у мобильных платежей, невероятно популярных сегодня в Китае. Так, по данным China Internet Network Information Center, только за прошедший 2018 год оплату товаров и услуг с помощью смартфонов совершали около 583 млн жителей Поднебесной. Местному мегарегулятору – Народному банку Китая (People’s Bank of China) – даже пришлось выступить в защиту платежей наличными, напомнив торговцам о недопустимости дискриминации таких способов оплаты.