Как выбрать ИТ-решение для налогового мониторинга?

Логотип компании
Как выбрать ИТ-решение для налогового мониторинга?
В 2023 году должен окончательно сформироваться механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга. Как выбрать ИТ-решение и провести интеграцию с информационной системой налогового ведомства?

Идея налогового мониторинга заключается в том, чтобы сделать мероприятия по налоговому контролю более удобными и менее трудозатратными для бизнеса. Компании освобождаются от обычных проверок, но предоставляют специалистам ФНС России доступ к налоговым данным. Таким образом, инспекторы сами мониторят всю необходимую информацию и уведомляют компании в случае ошибок и нарушений.

Организовать такой обмен информацией — довольно трудоемкая задача со множеством неочевидных аспектов. Дело в том, что механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга только формируется, поэтому участникам нужна определенная гибкость и готовность подстраиваться под меняющиеся требования и процессы.

Технические задачи

Перед компаниями, которые перешли на налоговый мониторинг или планируют это сделать, стоят три основные технические задачи. Первая — определиться, как именно будет организован доступ специалистов ФНС России к данным компании. Можно открыть прямой доступ к своим учетным системам или внедрить витрину данных, куда будет поступать только необходимая для налоговой службы информация.

Вторая задача — решить, каким образом лучше инсталлировать выбранное решение в свою ИТ-инфраструктуру. Есть два варианта: установить on-premise на свои серверы или использовать облачное решение. И третья задача — как интегрировать свои системы с АИС «Налог-3» — основной информационной системой ФНС России для корректной передачи налоговых данных. Разберем каждую из задач подробнее.

1. Какой способ доступа к данным выбрать?

По данным ФНС России, большинство участников налогового мониторинга (68%) для информационного обмена с налоговым органом в рамках налогового мониторинга используют аналитическую витрину данных.

Прямой доступ к информационной системе открыли 26% налогоплательщиков. Остальным 6% участников, выбравших ТКС, придется определиться между первыми двумя способами уже в ближайшее время: с 2024 года он будет запрещен для использования.

Популярность витрины данных объясняется удобством такой формы представления информации для крупных компаний. Особенно когда речь идет о группе компаний с разными информационными системами или организациях с большим количеством пользователей ИС.

В этом случае удобнее собирать необходимые данные в одном месте, не заставляя ведомство обращаться к разным источникам и не увеличивая нагрузку на системы.

2. В каких случаях компании устанавливают платформу на собственной ИТ-инфраструктуре, а когда выбирают облачное решение?

Инсталляцию on-premise выбирают компании с высокими требованиями к адаптации решения под специфику бизнеса. У них есть возможности для приобретения дополнительных вычислительных ресурсов при внедрении или масштабировании платформы. Кроме того, они готовы заниматься обслуживанием выделенных ресурсов, а также поддержкой решения и обеспечением его информационной безопасности силами внутренней команды.

Облачные решения выбирают средние и крупные компании, которые стремятся быстро перейти на режим налогового мониторинга, снизить издержки на содержание ИТ-инфраструктуры, обеспечить требуемый уровень безопасности без лишних усилий. Так, крупнейший производитель удобрений и химической продукции АО «Аммоний» выбрал облачное решение VK Tax Compliance. Для компании важно иметь возможность быстро масштабировать витрину с ростом бизнеса и количества транзакций, а также избежать долгого процесса закупки оборудования, исключить дополнительные расходы на поддержку инфраструктуры.

Облачные решения избавляют от многих непрофильных задач. Например, все вопросы, связанные с безопасностью, берет на себя вендор. Он обеспечивает сертификацию и соответствие решения установленным стандартам защищенности. При выборе облачной платформы важно убедиться, что облако, где размещается решение, выполняет требования 152-ФЗ о хранении персональных данных и аттестовано для подключения к государственным информационным системам первого класса.

3. Что нужно учесть при интеграции своих учетных систем с информационной системой ФНС России АИС «Налог-3»?

В течение 2023 года все участники налогового мониторинга обязаны протестировать и запустить интеграцию с АИС «Налог-3». Это можно сделать в составе рабочей группы — заявки на вступление принимаются на сайте ведомства.

Интеграция требует решения ряда технических вопросов. Например, нужно установить и настроить сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) для обмена данными по защищенным каналам связи. ФНС России разрешает использовать решения трех разработчиков: «ИнфоТеКС», «Код Безопасности» и «Фактор-ТС».

При выборе модели СЗКИ рекомендуем ориентироваться на среднюю пропускную способность — от 1 Гбит/с. По итогам запуска промышленной эксплуатации взаимодействия с АИС «Налог-3» может потребоваться переход на более производительные решения.

После интеграции нужно протестировать работу девяти сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3». Среди них — получение реестра документов, запрос дополнительных документов, информирование о размещении запрошенного документа и другие. Наиболее трудоемким процессом становится организация и тестирование основного сервиса — файлового обмена с ФНС России. Важно учесть два нюанса.

Во-первых, потребуется организовать электронное хранилище документов (ЭХД). Корпоративные системы могут не справиться с большим количеством запросов, поэтому следует предусмотреть выделенное хранилище.

Во-вторых, ЭХД должно поддерживать передачу файлов через HTTPS-сервер — это нужно, чтобы передавать большие по объему документы по частям. Кроме того, важно обеспечить разметку типов документов в хранилище согласно классификации ФНС России SPVDOC.

Выбор ИТ-решения для налогового мониторинга

При выборе решения налогового мониторинга важно обратить внимание на несколько критериев. Во-первых, опыт практической реализации в компаниях, которые перешли на налоговый мониторинг. Это позволит избежать экспериментов и реализовать проект без сюрпризов. Нужно также уточнить уровень экспертности команды вендора. Необходимо, чтобы технологический партнер обеспечивал сопровождение всего процесса перехода на налоговый мониторинг — от методологической поддержки до тестирования и запуска в промышленную эксплуатацию.

Важно, чтобы в составе платформы были встроенные СКЗИ и модуль интеграции с АИС «Налог-3», а также возможность инсталлировать решение локально или в качестве облачного сервиса.

Все больше компаний переходит на режим налогового мониторинга, чтобы упростить и ускорить обмен информацией с налоговыми ведомствами. На рынке увеличивается количество технологических решений, которые помогают по-разному решать эти задачи. При выборе партнера для перехода на налоговый мониторинг критически важно оценивать его экспертизу не только в технологическом стеке, но и в опыте внедрения, а также в меняющихся требованиях ведомств.

Опубликовано 17.05.2023

Похожие статьи