Как выбрать ИТ-решение для налогового мониторинга?

Логотип компании
Как выбрать ИТ-решение для налогового мониторинга?
В 2023 году должен окончательно сформироваться механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга. Как выбрать ИТ-решение и провести интеграцию с информационной системой налогового ведомства?

Идея налогового мониторинга заключается в том, чтобы сделать мероприятия по налоговому контролю более удобными и менее трудозатратными для бизнеса. Компании освобождаются от обычных проверок, но предоставляют специалистам ФНС России доступ к налоговым данным. Таким образом, инспекторы сами мониторят всю необходимую информацию и уведомляют компании в случае ошибок и нарушений.

Организовать такой обмен информацией — довольно трудоемкая задача со множеством неочевидных аспектов. Дело в том, что механизм взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России в рамках налогового мониторинга только формируется, поэтому участникам нужна определенная гибкость и готовность подстраиваться под меняющиеся требования и процессы.

Технические задачи

Перед компаниями, которые перешли на налоговый мониторинг или планируют это сделать, стоят три основные технические задачи. Первая — определиться, как именно будет организован доступ специалистов ФНС России к данным компании. Можно открыть прямой доступ к своим учетным системам или внедрить витрину данных, куда будет поступать только необходимая для налоговой службы информация.

Вторая задача — решить, каким образом лучше инсталлировать выбранное решение в свою ИТ-инфраструктуру. Есть два варианта: установить on-premise на свои серверы или использовать облачное решение. И третья задача — как интегрировать свои системы с АИС «Налог-3» — основной информационной системой ФНС России для корректной передачи налоговых данных. Разберем каждую из задач подробнее.

1. Какой способ доступа к данным выбрать?

По данным ФНС России, большинство участников налогового мониторинга (68%) для информационного обмена с налоговым органом в рамках налогового мониторинга используют аналитическую витрину данных.

Прямой доступ к информационной системе открыли 26% налогоплательщиков. Остальным 6% участников, выбравших ТКС, придется определиться между первыми двумя способами уже в ближайшее время: с 2024 года он будет запрещен для использования.

Популярность витрины данных объясняется удобством такой формы представления информации для крупных компаний. Особенно когда речь идет о группе компаний с разными информационными системами или организациях с большим количеством пользователей ИС.

В этом случае удобнее собирать необходимые данные в одном месте, не заставляя ведомство обращаться к разным источникам и не увеличивая нагрузку на системы.

2. В каких случаях компании устанавливают платформу на собственной ИТ-инфраструктуре, а когда выбирают облачное решение?

Инсталляцию on-premise выбирают компании с высокими требованиями к адаптации решения под специфику бизнеса. У них есть возможности для приобретения дополнительных вычислительных ресурсов при внедрении или масштабировании платформы. Кроме того, они готовы заниматься обслуживанием выделенных ресурсов, а также поддержкой решения и обеспечением его информационной безопасности силами внутренней команды.

Облачные решения выбирают средние и крупные компании, которые стремятся быстро перейти на режим налогового мониторинга, снизить издержки на содержание ИТ-инфраструктуры, обеспечить требуемый уровень безопасности без лишних усилий. Так, крупнейший производитель удобрений и химической продукции АО «Аммоний» выбрал облачное решение VK Tax Compliance. Для компании важно иметь возможность быстро масштабировать витрину с ростом бизнеса и количества транзакций, а также избежать долгого процесса закупки оборудования, исключить дополнительные расходы на поддержку инфраструктуры.

Облачные решения избавляют от многих непрофильных задач. Например, все вопросы, связанные с безопасностью, берет на себя вендор. Он обеспечивает сертификацию и соответствие решения установленным стандартам защищенности. При выборе облачной платформы важно убедиться, что облако, где размещается решение, выполняет требования 152-ФЗ о хранении персональных данных и аттестовано для подключения к государственным информационным системам первого класса.

3. Что нужно учесть при интеграции своих учетных систем с информационной системой ФНС России АИС «Налог-3»?

В течение 2023 года все участники налогового мониторинга обязаны протестировать и запустить интеграцию с АИС «Налог-3». Это можно сделать в составе рабочей группы — заявки на вступление принимаются на сайте ведомства.

Интеграция требует решения ряда технических вопросов. Например, нужно установить и настроить сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) для обмена данными по защищенным каналам связи. ФНС России разрешает использовать решения трех разработчиков: «ИнфоТеКС», «Код Безопасности» и «Фактор-ТС».

При выборе модели СЗКИ рекомендуем ориентироваться на среднюю пропускную способность — от 1 Гбит/с. По итогам запуска промышленной эксплуатации взаимодействия с АИС «Налог-3» может потребоваться переход на более производительные решения.

Читайте также
На что делают ставку злоумышленники, пытаясь угадать пароли пользователей? Какие факторы, помимо выбора пароля, влияют на безопасность данных пользователя? Какие меры могут принять пользователи для повышения безопасности своих данных?

После интеграции нужно протестировать работу девяти сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3». Среди них — получение реестра документов, запрос дополнительных документов, информирование о размещении запрошенного документа и другие. Наиболее трудоемким процессом становится организация и тестирование основного сервиса — файлового обмена с ФНС России. Важно учесть два нюанса.

Во-первых, потребуется организовать электронное хранилище документов (ЭХД). Корпоративные системы могут не справиться с большим количеством запросов, поэтому следует предусмотреть выделенное хранилище.

Во-вторых, ЭХД должно поддерживать передачу файлов через HTTPS-сервер — это нужно, чтобы передавать большие по объему документы по частям. Кроме того, важно обеспечить разметку типов документов в хранилище согласно классификации ФНС России SPVDOC.

Выбор ИТ-решения для налогового мониторинга

При выборе решения налогового мониторинга важно обратить внимание на несколько критериев. Во-первых, опыт практической реализации в компаниях, которые перешли на налоговый мониторинг. Это позволит избежать экспериментов и реализовать проект без сюрпризов. Нужно также уточнить уровень экспертности команды вендора. Необходимо, чтобы технологический партнер обеспечивал сопровождение всего процесса перехода на налоговый мониторинг — от методологической поддержки до тестирования и запуска в промышленную эксплуатацию.

Важно, чтобы в составе платформы были встроенные СКЗИ и модуль интеграции с АИС «Налог-3», а также возможность инсталлировать решение локально или в качестве облачного сервиса.

Все больше компаний переходит на режим налогового мониторинга, чтобы упростить и ускорить обмен информацией с налоговыми ведомствами. На рынке увеличивается количество технологических решений, которые помогают по-разному решать эти задачи. При выборе партнера для перехода на налоговый мониторинг критически важно оценивать его экспертизу не только в технологическом стеке, но и в опыте внедрения, а также в меняющихся требованиях ведомств.

Опубликовано 17.05.2023

Похожие статьи