Смартапп или заказная мобильная разработка: что выбрать бизнесу?

Логотип компании
Смартапп или заказная мобильная разработка: что выбрать бизнесу?
Когда клиенту нужна дополнительная функциональность для работы на мобильных устройствах, перед ним встает выбор: заказывать новое мобильное приложение или обратиться к разработчику корпоративной платформы за смартаппом. Сейчас все чаще говорят о том, что разработать современный смартапп проще, быстрее и дешевле, чем нативное приложение, а результат ни в чем не уступит. Так ли это и почему?

Экономия ресурсов и времени

Важное преимущество смартаппов – экономия ресурсов разработчиков и времени на разработку. По сравнению с нативным приложением смартапп реализуется быстрее и с меньшими затратами по нескольким причинам:

  1. Создание нативного приложения требует участия нескольких команд разработчиков: для написания под iOS, Android и т. д. В свою очередь смартаппы реализуются с применением технологий веб-разработки и являются универсальными – следовательно, команда разработчиков потребуется только одна.
  2. Если у клиента уже установлена мобильная корпоративная платформа, процесс реализации смартаппов внутри нее для команды проекта становится типовым. За счет этого разработка и внедрение происходят быстро.
  3. Чтобы нативное приложение стало доступно пользователям, его надо опубликовать во внешних сторах. Этот процесс достаточно сложный, особенно в случае с приложениями на iOS. Новый смартапп размещать в сторах не придется: инженеры компании-разработчика развернут его сразу в инфраструктуре клиента и оно тут же станет доступно пользователям.

Таким образом, смартаппы действительно не только разрабатываются, но и внедряются быстрее, чем нативные решения, а стоимость их лицензий намного ниже мобильной разработки. Клиенту не требуются ни большие вложения, ни долгое ожидание результата.

Полнота функциональности

На мобильном устройстве пользователя может быть любое количество нативных приложений, и каждое будет отвечать за свой участок работы. Допустим, это мобильные версии CRM, системы документооборота, мессенджеры, почтовые клиенты, решения для видеоконференцсвязи. Удобно ли это? Да, потому что пользователю доступны на смартфоне все действия, которые он привык совершать на рабочем компьютере. Но чем больше процессов переносится на мобильное устройство, тем более сложная история получается. Каждое нативное приложение требует загрузки, обновлений, администрирования, входа в него по логину/паролю и прочих действий.

Однако современные технологии позволяют разместить всю необходимую функциональность внутри одного-единственного приложения – корпоративной мобильной платформы. Приобретая такую платформу, компания в базовой комплектации получает безопасный мессенджер и систему видеоконференцсвязи. Всё, что нужно кроме него, можно добавить в виде смартаппов.

Реализовать в виде смартаппа можно любую функциональность – корпоративную почту, обработку заявок для техподдержки, проведение опросов, бронирование переговорных комнат или трансляцию корпоративных онлайн-событий. Смартаппов внутри корпоративной мобильной платформы может быть любое количество, а широта их применения ограничивается только фантазией заказчика.

Смартапп может представлять собой как типовое, так и уникальное решение. Многим заказчикам требуется, например, мобильный личный кабинет работника. Но такой кабинет у каждой компании может иметь свои особенности, поэтому реализуется он как частная разработка. Есть также и универсальный смартапп главная страница, он входит в поставку и подойдет заказчикам, которые готовы использовать коробочные решения. Таким образом, все десктопные инструменты, которыми пользуется бизнес, могут быть переведены на мобильные устройства в привычном виде.

Преимущества для разных категорий сотрудников

Смартаппы внутри корпоративной платформы позволяют работать в формате одного окна, что само по себе удобно. Сотрудникам не приходится устанавливать на свои личные устройства множество рабочих приложений. В рамках единой платформы они могут, например, скачать 2-НДФЛ или расчетный лист, оформить отпуск, командировку или больничный.

Руководителям с помощью смартаппов будет удобно назначать своих заместителей, просматривать информацию по отпускам и командировкам сотрудников, согласовывать документы. Если корпоративная мобильная платформа взаимодействует с электронной подписью, руководитель подписывает документы за секунды в любое удобное время, где бы он ни находился.

Смартапп или заказная мобильная разработка: что выбрать бизнесу?. Рис. 1

Информационная безопасность

Создавая смартаппы, разработчикам не приходится каждый раз решать вопросы информационной безопасности. Смартаппы закрываются изначально на этапе разработки корпоративного мобильного приложения, которое в дальнейшем играет роль безопасного контейнера для смартаппов.

Пользователи корпоративной платформы могут быть уверены в безопасности рабочего пространства и надежной защите информации. Для них комфортно, что при этом у работодателя нет необходимости в установке систем контроля над личными устройствами.

У заказчиков часто есть опасения, что для интеграции смартаппа с корпоративными системами нужно открывать доступ из внешнего контура. Однако этого не требуется – архитектура смартаппа предусматривает размещение бот-сервера во внутреннем контуре заказчика, а данные на пользовательские устройства отправляются в зашифрованном виде.

Смартапп поможет, если у заказчика нет мобильного приложения какой-либо информационной системы (например, «1С»). Обычно в таком случае доступ к ней можно получить, только находясь внутри контура, – то есть в офисе, подключившись к корпоративному Wi-Fi, проводному Интернету с ПК или через VPN. Если же у сотрудника есть смартапп, через него можно использовать функции этой информационной системы безопасно без VPN и буквально из любой точки планеты.

Возможность добавлять функциональность самостоятельно

Некоторые клиенты предпочитают создавать корпоративные приложения самостоятельно. Но только самые крупные или продвинутые в ИТ могут позволить себе собственную разработку нативных приложений.

В случае со смартаппами все проще. Если у клиента уже установлена корпоративная мобильная платформа, ее разработчики могут предоставить всю документацию, которая необходима для самостоятельной разработки новых смартаппов.

Бывает, что клиент выбирает смешанную разработку: часть задач решается на стороне разработчика платформы, часть – на стороне клиента. Такая форма особенно хороша при выполнении крупных проектов. Клиент принимает от разработчика экспертизу, нарабатывает опыт и дальше справляется своими силами.

У одного из наших клиентов, крупной производственной компании, было несколько мобильных приложений с разной функциональностью. Каждое из них требовало поддержки, управления, постоянной проверки доступов. Специалисты входили в каждое приложение отдельно по логину/паролю. Клиент поставил задачу объединить все приложения в одном пространстве, чтобы повысить удобство работы и сэкономить на поддержке решения. При этом он хотел самостоятельно провести эти изменения. Мы передали заказчику документацию, поделились опытом, и в итоге он успешно перенес все процессы внутрь корпоративной платформы, а от остальных приложений удалось отказаться.

Развитие продолжается

Корпоративные мобильные платформы быстро развиваются, и в этом еще одно их преимущество. С начала следующего года в базовую комплектацию нашей платформы, например, будут входить смартаппы для работы с почтой, календарем, файловый менеджер, а также главная страница – портал с новостями, анонсами и другой важной корпоративной информацией. Рост числа стандартных смартаппов приведет к появлению собственных магазинов у разработчиков.

Уже в ближайшем будущем корпоративные мобильные платформы научатся интеграции с искусственным интеллектом, и он станет дополнительным рабочим инструментом для каждого пользователя смартаппа. Пройдет несколько лет, и единое рабочее место со всеми возможными рабочими инструментами в мобильном устройстве станет реальностью для каждого.

Опубликовано 26.12.2023

Похожие статьи