Свободу Илону Маску!
Ну, с тюрьмой вроде не случилось. 20 миллионов долларов штрафа, лишение места председателя совета директоров, и гуляй на свободе. Пока, во всяком случае.
Как всякий в высшей степени неординарный человек, Илон Маск вызывает самые противоречивые чувства. Диапазон мнений о нем – крайне широк, от инженерного гения до полнейшего шарлатана. Причем все знакомые, с кем я обсуждаю его персону, почему-то придерживаются именно полярных точек зрения. Мне кажется, это вообще свойственно именно нашим соотечественникам. Хотя потоптать вчерашних кумиров любят по всей планете, достаточно привести в пример то, что творят #metoo-шницы. Почему бы не вспомнить тут, что каждый человек – Вселенная, и в нем есть не только плохое или только хорошее. Ну, или хотя бы о смешанных состояниях в квантовой механике.
Параллельно со шкалой «шарлатан – гений» по отношению к тому или иному индивиду есть другая шкала, приложимая к товару или услуге. Ее полюса я определил бы как «техническое совершенство – сопровождающий хайп». Тут тоже полно примеров и того, и другого. Причем, удивительно и обидно – технически безупречная вещь без сопутствующего хайпа (помогающего поднять финансирование и продажи), скорее всего, провалится и уйдет в небытие (процессор DEC Alpha, да и сама Digital Equipment Corporation). А вещь, полностью состоящая из хайпа и ничего более, может достаточно долго существовать (гербалайф, медицинский стартап Theranos и длинный список всего-всего-всего). Сама Tesla, если говорить о герое нашего сегодняшнего рассказа, тоже дрейфует между этими двумя крайностями, и не всегда в правильную сторону.
Давайте начистоту. Нынешние технологии позволяют сделать не то что электроприводный и самоуправляемый (тоже мне бином Ньютона!), но и летающий автомобиль. Вопрос только в стоимости. Затем мы демонстрируем ошеломленной публике действующий образец, назначаем за него умопомрачительную, но все же подъемную для достаточной массы народа цену (никак не связанную с себестоимостью разработки и производства), и пошло-поехало. Инвесторы будут стоять в очередь, чтобы подкинуть нам сотню-другую миллионов долларов, мы будем кормить всех завтраками, и весь этот шабаш может продолжаться довольно долго, прежде чем придет к логическому концу. В случае с Tesla достаточно сложно определить, в какой пропорции в ней присутствует то самое техническое совершенство (понятно, сильно преувеличенное), и раздутый вокруг нее и ее создателя хайп. Но некоторые моменты, честно говоря, настораживают.
Во-первых, постоянные ссылки на невозможность наладить действительно массовое производство. Это в XXI-то веке? Через сто лет после фордовского конвейера (ведь как раз с авто все и начиналось)?? Про неэффективность роботов и ручной труд на сборке (что это за бред)??? Ведь одно из основных преимуществ электромобиля - как раз сильно упрощенная по сравнению с традиционным автомобилем конструкция: ни тебе стартера, ни коробки передач, ни системы смазки, ни охлаждения – по сути, 4 мотора на колесах, блок аккумуляторов и электроника! Простите, но ощущение такое, что сборка намеренно тормозится, чтобы не спешить тратить полученные авансом средства. Если они еще остались.
Во-вторых, реальная переоцененность Tesla на рынке по сравнению с традиционными автомобильными компаниями. Американцы, конечно, удивительные люди, готовы вносить за вожделенную Tesla полную предоплату и ждать год-полтора, да еще и не идти в суд (именно в этом случае) из-за постоянного переноса сроков. В этой ситуации Илону Маску действительно можно не напрягаться очень сильно – раз пипл все равно хавает. И это снова говорит о том, что хайпом пытаются заместить неприглядность реального положения вещей.
В общем, на примере Маска (и не только) видно, что вторая шкала сильно коррелирует с первой. Если Tesla разорится и окажется в большой степени пустышкой – то и Маск сразу понятно кто. Если нет – то нет.
Но я хочу обратить внимание еще на вот такой момент. У Tesla и другого бизнеса Маска – компании SolarCity - есть общий знаменатель, а именно – массовое производство сверхмощных аккумуляторов. Эта знаменитая гигафабрика в Неваде. На этом пути тоже не все гладко. Домашние солнечные батареи в сопряжении с аккумулятором не пошли – инсталляции измеряются едва сотнями, а сроки окупаемости составляют более 10 лет, что делает их приобретение и установку практически бессмысленным занятием. С другой стороны, поставленная в Австралию и запущенная в рекордные сроки гигабатарея PowerPack– успешный проект и прекрасная реклама возможностей самой технологии. И тут я начинаю подозревать, каковы истинные цели Маска – не инженера, не шарлатана, а именно жесткого бизнесмена. К чему стремится каждый бизнесмен? К монополии.
Литий-ионные аккумуляторы – технология не новая. Вспомните, как они заменили в мобилах никель-кадмиевые лет 15 тому. Но покуда новых элементов питания нет и не предвидится (все разработки источников на водороде, на экзотическом пока графене и прочем не выходят из стен лабораторий), ставка делается на литий–ион. Как-то прошло сообщение, что эта самая Масковская гигафабрика выпускает аккумуляторов больше, чем все другие производители в мире, вместе взятые. И если и когда при развороте всех основных мировых автопроизводителей в сторону электромобилей понадобятся аккумуляторы в товарных количествах, то тут и наступит звездный час Илона Маска. Ведь понятно, что Tesla едва ли конкурентна, начни массовое производство электромобилей Toyota, Volkswagen или корейские/китайские тигры. А вот поставлять им всем аккумуляторы – совсем другое дело. В себестоимости электромобиля аккумулятор – чуть ли не половина цены. Зато пока остальные автопроизводители буксуют на старте, тесловский электромобиль, запущенный на Falcon Heavy в этом году, пересечет орбиту Юпитера. И тут его точно никто уже не догонит.
Опубликовано 08.10.2018