Нестыковка в сознании

Логотип компании
05.06.2018
Нестыковка в сознании
В мире, не отягощенном доцифровым наследием, информационные технологии могут творить чудеса. Там, где им приходится соприкасаться с явлениями старого миропорядка, будут возникать проблемы.

Впервые, пожалуй, в моей многолетней практике я наблюдал, как на конференцию российской компании съехались буквально все. Нет, на событиях масштаба майкрософтовской «Платформы» или отраслевой конференции такое не редкость, но чтобы у нашего вендора – и представить трудно.

Впрочем, отрадна не массовость, а то, что теперь и отечественные компании могут превратить конференцию в парад анонсов. И пусть даже у объявленных продуктов уже есть мировые аналоги, это совершенно неважно – главное, что и в России научились не только создавать, но и предлагать свои разработки в виде продуктов, имеющих все шансы стать коммерческими. О потенциальном рыночном успехе можно спорить, искать недостатки и слабые места, но отрицать значимость самого события – невозможно. Масштаб! И не где-то там в Сан-Франциско, а совсем рядом, в Москве.

Это хорошая новость. А плохая… Положа руку на сердце, спросите себя: вы в это верите? Вам виден практический, повседневный смысл умной колонки? Вы можете всерьез относиться к беспилотным автомобилям? Ведь любой водитель со стажем приведет как минимум один случай, когда от беды на дороге его уберегло чутье, позволившее вовремя ускориться, притормозить, перестроиться. Будет ли способен на такое чутье искусственный интеллект – большой вопрос, но я скорее не верю.

Точно так же в моей жизни присутствуют, но почти не используются голосовые помощники. Более того, не то что Алисам и Сири, я и обычному веб-поиску доверяю с каждым днем все меньше. Потому что эффективнее всего ИТ-интеллект используется не мной, а компаниями (что неудивительно) и только для того, чтобы любыми путями заставить купить то, чем я интересовался ладно бы пять минут назад, но иногда даже в прошлом году.

Повсеместное присутствие «большого брата», желание каждого мобильного приложения получить доступ ко всему, что есть в моем смартфоне, оптимизма тоже не добавляют. Особенно в свете возрастающего желания государства знать обо мне буквально все.

Сопротивление персонала внедрению CRM, паническая боязнь хакеров, нежелание переходить на новые версии самых привычных продуктов (примеров можно привести бесконечно много) – все это показывает, насколько трудно совместимы новые технологии и привычная реальность. Поэтому шутки типа «глава самого могущественного силового ведомства страны путает социальную сеть и мессенджер» неуместны. Нет, не путает – он попросту не видит в них разницы. В его жизненном и профессиональном укладе нет потребности знать, что такое Instagram, как бы прискорбно для страны и всех нас это ни звучало.  

Нестыковка в сознании. Рис. 1

Некоторое время назад, разбирая семейный архив, я решил перевести в цифру рукопись воспоминаний одного из своих предков. Несколько сотен машинописных листов, уже изрядно пожелтевших, вторая копия («Эрика», помнится, брала четыре). Глазами я прекрасно читаю этот, конечно же, не самый четкий текст, а вот хороший сканер в паре с самой лучшей программой распознавания не то чтобы в отдельных местах – вообще ничего не распознал.

Этот простой пример показывает, что в мире, не отягощенном доцифровым наследием, информационные технологии могут (и будут наверняка) творить чудеса. Там, где им приходится соприкасаться с явлениями старого миропорядка, сплошь и рядом будут возникать проблемы. По крайней мере предстоит еще масса усилий, чтобы перенести весь накопленный «аналог» в цифру. В первую очередь – в собственном сознании.     

Читайте также
IT-World рассмотрел основные компоненты работы Zero Trust и узнал, почему концепцию сложно применить на практике. Расскажем о технологических решениях, которые поддерживают принципы Zero Trust.