Управляем складом. Обзор WMS-систем для СМБ и госсектора

Даже «гаражный» бизнес рано или поздно сталкивается с необходимостью упорядочить материально-технический хаос хотя бы в Excel, и это уже будет Warehouse Management System (WMS) — простейшая система управления складом (СУС).
Малый бизнес активно использует облачные сервисы, позволяющие вести складской учет и контроль. Средние и крупные компании, особенно в секторе ретейла, дистрибуции и логистики, нуждаются в более серьезных решениях, где вокруг WMS строятся аппаратно-программные комплексы управления складом. Считается, что если у вас широкая номенклатура товаров (от 1000 артикулов) и/или большой по площади склад (от 1000 кв. м), то без профессиональной WMS вам не обойтись.
Во второй части масштабного исследования WMS-систем рассматриваются несколько облачных (SaaS) и простых решений для малого и среднего бизнеса, три зарубежные системы, которые не вошли в предыдущий обзор, одно решение для госсектора и фреймворк с открытым исходным кодом, на котором можно построить свою WMS.
Решения для малого и среднего бизнеса
Предприятия малого и среднего бизнеса, особенно в сфере электронной коммерции, предпочитают уже готовые к использованию решения для автоматизации складского учета. Поэтому в этом сегменте часто предпочитают не «коробочные», а облачные (SaaS) решения. Среди облачных решений выделяется МойСклад, чрезвычайно популярный в сегменте МСБ. Но есть и ряд других решений, которые могут быть развернуты как на серверах предприятия, так и в облаке.
«МойСклад»: удобство и скорость
Решение «МойСклад» разработано компанией ООО «Логнекс» и позиционируется как облачный сервис для складского учета и торговли, который включает также управление закупками, контроль финансов, работу с базой клиентов, печать документов и поддержку маркировки. Для тестирования доступна бесплатная версия с ограничением объема хранилища до 50 Мбайт и номенклатуры до 100 товаров.
Работа с онлайновым сервисом осуществляется через веб-браузер или взаимосвязанный набор программ для ЭВМ, предназначенных для организации оперативного учета и автоматизации бизнес-процессов пользователя.
Пользователям доступны мобильное приложение «МойСклад» для iOS и Android, а также приложение точки продаж «Касса МойСклад» для iOS и Android. Есть приложение «Касса МойСклад» для настольных систем на базе Windows, Linux и MacOS.
Программное обеспечение сервиса «МойСклад» поддерживает интеграции с оборудованием для регистрации продаж и автоматизации склада.
В частности, поддерживаются сканеры штрихкодов и принтеры этикеток, печать и генерация EAN-8, EAN-13, Code128 и кодов маркировки Data Matrix. Есть интеграция с фискальным регистратором АТОЛ, ШТРИХ-М, Viki Print, а также с PAX, «МодульКассой», смарт-терминалами «Эвотор», MSPOS, aQsi и облачной кассой «АТОЛ Онлайн».
Есть уведомление о замене фискального накопителя.
Возможно подключение весов «Масса-К» и терминалов для приема карт Verifone и PAX или прием оплаты без терминала — по QR-кодам. Есть интеграция с QR-дисплеем Mertech, с ТСД Атол Smart.PRO, с «Клеверенс Склад 15» — программой для работы с ТСД.
YOLKA WMS: стандарты и визуализация
YOLKA WMS — это система управления складом для малых и средних компаний. Она предназначена для оптимизации производительности склада и минимизации ручной работы.
Ее отличают минимальные сроки внедрения с опцией «быстрый старт», гибкость и доступность: часть этапов интеграции не требует тарификации.
Разработчики заявляют о поддержке международного (VDI 3601) и российского (ГОСТ Р 59282-2020) стандартов для WMS. Система обеспечивает ведение учета в соответствии с требованиями различных государственных систем, включая схемы сертификации продукции для серийного производства (ГОСТ Р 53603-2020), обмен данными с ЕГАИС и использование маркировки «Честный Знак». Поддерживаются обработка марок DATAMATRIX и PDF417, правила отбора товара в соответствии с принципами LIFO/FIFO и работа в режиме кросс-докинга.
Отдельно выделены функции трехмерной визуализации склада и возможность ABC-XYZ-анализа, когда на основе различных аналитических отчетов оборота по товарам обеспечивается оптимальное размещение различных групп товаров на складе. При этом разработчики подчеркивают наличие собственных программных наработок в области технологии анализа работы склада.
YOLKA WMS построена как высокопроизводительная система с огромным полезным функционалом и гибкими возможностями настройки под особенности любого бизнеса. Она интегрируется с роботизированным оборудованием на складах с различными стеллажами и технологиями работы.

CWMS-3000: автоматизация и контроль доступа
Система автоматизации складской деятельности, позволяющая в режиме реального времени управлять всеми технологическими операциями на складе (базовые складские процессы), а также производить биллинг (просчет) складских и иных услуг.
Разработчики утверждают, что CWMS-300 «умеет» работать с системами МДЛП, ЕГАИС, «Меркурий», 1С и SAP. Предлагаются отдельные «коробочные» версии для производства, сектора 3PL, розничной торговли и складов с отраслевой продукцией — это, например, фармацевтика, шины, алкоголь, табак, промтовары и т. д.
Среди других интересных функций — интеграция CCTV видеонаблюдения с WMS с доступом к видео напрямую из системы, а также с автоматизированной системой контроля доступа (входа и выхода) на основе распознавания лиц.
АСТОР: WMS: решения для ретейла
Компания АСТОР предлагает решения на платформе «1С:Предприятие 8.3» для управления складами (RS.WMS), РЦ и транспортным парком (RS.TMS). В этой схеме RS.WMS автоматизирует приемку, перемещение и отгрузку товара, а RS.TMS отвечает за планирование доставки в магазины и контролирует состояние транспортных средств.
Компания ориентирована на малые и средние предприятия, насчитывает около 700 внедрений, в основном в секторе ретейла, но есть развертывания и в нескольких крупных розничных сетях.
«Кладовой»: простота и доступность
«Кладовой» — облачное решение, которое позволяет автоматизировать складской учет. Сервис включает учетную систему в облаке, мобильное приложение для смартфонов и ТСД на базе Android, рабочий стол начальника склада и менеджера по закупкам, помощника заполнения базы.
Разработчики утверждают, что сервис прост в подключении и не требует внедрения. Полная настройка сервиса занимает 90 минут. Специалисты «Кладового» предлагают круглосуточную поддержку, доступ к базе в режиме онлайн и неограниченное дисковое пространство.
Есть пробная версия на 7 дней, а также деморежим в самом приложении.
Зарубежные системы WMS
Помимо перечисленных выше отечественных WMS, существует несколько мощных решений международного уровня, которые продолжают работать на крупных предприятиях как в стране, так и за ее пределами.
Важно понимать принципы их работы, поскольку отечественные разработчики имеют большой опыт внедрения и эксплуатации этих систем до 2022 года и в значительной степени ориентируются на них в процессе импортозамещения, воспроизводя архитектуру и лучшие практики внедрения систем уровня SAP или Infora.
У разработчиков не принято делиться информацией о том, какими решениями они вдохновлялись и какой код изучали при создании своей системы с нуля, поскольку даже намек на использование интеллектуальной собственности Infor или любой другой международной корпорации чреват гигантскими исками и репутационными потерями. Кроме того, позиция «мы независимые разработчики с чистого листа» выглядит гораздо солиднее и инвестиционно привлекательнее, чем «мы поддерживаем старую пиратскую копию».
Тем не менее поддержка проверенных зарубежных WMS может стать своеобразным спасательным кругом для предприятий, намеревающихся продолжать эксплуатацию привычной системы и не желающих раскошеливаться на новую.

SAP EWM: мощь и экосистема
Мощное решение для глобальных компаний в рамках единой ERP-экосистемы SAP, о котором нельзя не рассказать.
Система обеспечивает повышение прозрачности и управляемости цепочки поставок, оптимизацию складских операций (размещение, комплектацию, отгрузку) с помощью автоматизации и мобильных устройств, сокращение ошибок и повышение точности запасов, а также эффективное управление ресурсами и складскими площадями.
Считается, что система позволяет снизить затраты, ускорить выполнение заказов и улучшить обслуживание клиентов за счет глубокой интеграции с другими модулями SAP. SAP EWM легко сочетается с другими модулями SAP, такими как SAP S/4HANA и SAP Transportation Management (TM), обеспечивая синхронизированность процессов цепочки поставок.
Существенным недостатком, напрямую затрудняющим внедрение на территории РФ, стал уход компании SAP с российского рынка. Однако существующие решения на базе SAP EWM продолжают работать, а развертывание новых остается возможным в дружественных и нейтральных юрисдикциях.
Infor WMS: автоматизация и всемирное признание
Infor WMS — развитая американская система управления складом корпоративного уровня, ориентированная на автоматизацию сложных логистических операций. Компания-разработчик, как и другие западные вендоры (SAP, Oracle), после 2022 года фактически свернула прямые продажи и официальную поддержку новых клиентов в России.
Однако некоторые компании, внедрившие Infor WMS до 2022 года, продолжают ее использовать. Они либо перешли на поддержку от локальных партнеров, либо поддерживают систему своими силами, включая и разработку необходимых интеграций.
Infor WMS обеспечивает управление всеми основными процессами складской деятельности: приемку, хранение, перемещение внутри склада, отбор, отгрузку, инвентаризацию.
В процессе приемки поддерживается кросс-докинг, приемка по ASN (Advanced Shipping Notice), автоматическое назначение дверей и доков. Обеспечивается динамическое назначение ячеек хранения на основе правил (оборачиваемость, вес, габариты, температурный режим), управление зонами (блокировка, пополнение).
Предусмотрено волновое планирование, зональный, пакетный, попутный методы отбора и даже голосовой отбор (Voice Pick). Для отгрузки предназначена консолидация заказов, автоматическая проверка комплектности, печать сопроводительных документов. Поддерживается цикличность инвентаризации, инвентаризация по зонам или товарным категориям.
Среди расширенных функций: управление AMR (Autonomous Mobile Robots), AS/RS (автоматизированными складскими системами), Value-Added Services (VAS) или управление услугами (сборка/разборка комплектов, промоупаковка, этикетирование), тарой и палетами.
Многоуровневая система заданий предусматривает приоритизацию, перераспределение задач между операторами в реальном времени. Аналитическая подсистема включает встроенные панели управления и инструменты для анализа эффективности склада (KPI).
Для интеграции с другими системами имеются готовые коннекторы к SAP ERP, Oracle ERP, Infor M3/CloudSuite. Есть интеграция с Transportation Management Systems (TMS) для управления транспортом. Поддерживаются стандарты электронного документооборота EDIFACT и ANSI X12.
Взаимодействие со сторонними системами (например, с системами упаковки или сортировки) может осуществляться через REST и SOAP API. Наличие открытых API, кстати, позволяет создавать шлюзы и коннекторы для обмена данными Infor WMS с системами «Честного Знака» (ЧЗ) и операторами электронного документооборота ЭДО, поддерживая актуальность системы.
Предлагаются варианты развертывания на серверах заказчика, в облаке или гибридную модель. В зависимости от версии и конфигурации система может быть развернута на серверах или виртуальных машинах (VMware, Hyper-V) под управлением Microsoft Windows Server с Microsoft SQL Server или Linux с Oracle Database. Возможно развертывание в Docker-контейнерах.
Систему используют крупные дистрибьюторы, 3PL-операторы, ретейл (сети супермаркетов, e-commerce), производители (FMCG, фармация), склады площадью >10,000 кв. м с высокой степенью автоматизации. Система популярна в Европе, США и Азии.
Infor WMS предлагает максимальную функциональность, но требует значительных инвестиций и экспертизы для внедрения и поддержки. Это решение для крупных игроков с автоматизированными складами и сложными процессами. Система предъявляет высокие требования к ИT-инфраструктуре, а процесс внедрения может занимать один-два года с существенными затратами на сопровождение и доработку.
В России были единичные проекты внедрения у крупнейших компаний (например, компания «Леруа Мерлен» использовала Infor WMS). В современных реалиях ниша Infor WMS в России сокращается в пользу более гибких и доступных отечественных решений (1С:WMS, Solvo и LEAD WMS от ГК LogistiX).
Manhattan SCALE: масштабируемость и лидерство
Manhattan SCALE — это флагманская WMS-платформа одного из мировых лидеров в разработке складских и логистических систем, компании Manhattan Associates. Решение ориентировано на автоматизацию высокооборотных и технологически сложных складов.
Система предназначена для автоматизации распределительных центров, складов с процессами любой степени сложности, большим количеством номенклатурных позиций, температурных зон и т. д.
Основной функционал аналогичен Infor WMS, однако у Manhattan SCALE более широкие возможности роботизации и автоматизации: глубокая интеграция с AS/RS, AMR/AGV, каруселями, сортировочными системами, Pick-to-Light, Put-to-Light и т. д.
Систему отличает расширенное управление трудовыми ресурсами (Labor Management). Есть встроенный модуль для планирования смен, учета производительности (вплоть до отдельных операций), мотивации персонала и выявления узких мест.
Manhattan SCALE предоставляет полный контроль над дополнительными услугами или Value-Added Services (VAS): сборка/разборка комплектов, промоакции, прецизионная упаковка, этикетирование. Поддерживается несколько нативных клиентов для широкого спектра ТСД с адаптивными интерфейсами.
Есть готовые коннекторы и проверенные методики интеграции с SAP ERP, Oracle ERP Cloud, Microsoft Dynamics 365. Тесная экосистемная интеграция с Manhattan TMS и другими системами управления перевозками для сквозного планирования «от ячейки до клиента». Полная поддержка широкого набора стандартов электронного документооборота (EDIFACT, ANSI X12, VDA и др.)
Для интеграции с любыми внешними системами (сортировка, упаковка, роботы, BI-системы) поддерживается богатый набор RESTful API и SOAP API.
Система требовательна к оборудованию и ориентирована на базу данных Oracle под управлением Linux (основная связка для новых версий) или Microsoft Windows Server. Поддерживается классическое развертывание на собственной инфраструктуре заказчика (исторически основной вариант) или размещение в управляемом частном облаке Manhattan (SaaS). Есть также возможность развертывания на ведущих публичных облачных платформах (AWS, Azure).
Manhattan SCALE — это «тяжелая артиллерия» среди WMS, эталонное решение для лидеров рынка с практически неограниченными требованиями к функциональности и бюджетом. Однако в современных российских реалиях ее применение крайне ограничено из-за ухода вендора, стоимости и сложности. Начавшиеся внедрения, скорее всего, либо законсервированы, либо мигрируют на отечественные аналоги (Solvo, LogistiX, 1C:WMS).
Решения для промышленности и госсектора
Среди широкого списка WMS-систем уже можно выделить явного лидера по работе с госсектором и несколько сильных претендентов. Здесь важно подчеркнуть, что в госструктурах популярна единая система управления ресурсами «Галактика ERP». Это лидер рынка ERP для госсектора, система, которая исторически создавалась для крупных госпредприятий. Среди клиентов «Галактики» такие госкорпорации, как «Ростех» и «Росатом», министерства, госбанки, крупные государственные заводы.
Несмотря на то что «Галактика ERP» включает модуль складского учета (СКД) для количественно-суммового учета товаров, для автоматизации физических процессов на складе в реальном времени (как это делает WMS) государственные предприятия выбирают и интегрируют со своей ERP (в том числе с «Галактикой») специализированные системы-лидеры рынка — Solvo.WMS, 1С:WMS или LEAD WMS.
При этом для госзакупок критически важно, чтобы WMS-система была включена в реестр отечественного ПО, имела богатый функционал, поддерживала широкий спектр оборудования и могла быть глубоко интегрирована в единую ERP-систему «Галактики», что ценится для комплексного учета.
DIACON WMS: промышленность и госсектор
27 мая 2025 года «Галактика» и «Семаргл», российский разработчик решений в области автоматизации внутрискладской логистики и производственных процессов, объявили о заключении партнерского соглашения. Договор предусматривает совместную работу по продвижению программных продуктов «Галактики» и реализации проектов автоматизации для предприятий промышленного сектора.
Компания «Семаргл» предлагает широкий спектр оборудования для автоматизации хранения и разработала собственную систему управления складом под названием DIACON WMS, которая может стать предпочтительной для предприятий, работающих с «Галактикой».
Технически партнерство означает, что команды разработчиков уже провели или проводят работу по глубокой интеграции на уровне API для обеспечения бесшовного обмена данными между ERP и WMS. Это снижает стоимость и риски внедрения для клиента.
Но это не просто техническая интеграция двух продуктов. Стратегическое партнерство с совместным маркетингом, продажами и реализацией проектов означает, что «Галактика» будет целенаправленно предлагать DIACON WMS своим клиентам как основное, «одобренное» решение для управления складом.
DIACON WMS — это система для управления хранением и перемещением материалов в производственном процессе, координирующая и синхронизирующая входящие и исходящие потоки товаров, внутренние регламентные операции, работу персонала, погрузочно-разгрузочной техники и роботизированного оборудования.
ПО работает на инфраструктуре с открытым исходным кодом под управлением LINUX, включено в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (Свидетельство о государственной регистрации № 2017662882) и зарегистрировано в Минкомсвязи России.
Оба вендора сфокусированы на одном и том же сегменте — крупные промышленные предприятия, ОПК, машиностроение, нефтегаз. Это говорит о том, что DIACON WMS изначально разрабатывалась для сложных процессов именно этих отраслей, что идеально дополняет ERP «Галактика».
Решения с открытым исходным кодом
Некоторые компании, особенно в сфере ИТ или в академических кругах, ищут решения с полным контролем исходного кода, которые можно было бы модифицировать под собственные нужды.
Один из инсайдеров отрасли на условиях анонимности сообщил, что на рынке есть несколько решений на базе форков Infura WMS «разной степени легальности». И есть один общедоступный фреймворк с открытым исходным кодом, который можно использовать для разработки своей собственной WMS абсолютно легально.
Open WMS: исходный код и основа для новых проектов
На GiHub можно найти решение Open WMS, но это скорее академический или framework-проект. Он не является готовым «коробочным» решением, которое можно просто скачать, установить и начать использовать. Это код, предназначенный для разработчиков, стремящихся разобраться, как вообще устроена WMS изнутри.
Его основная ценность — в архитектуре и исходном коде для изучения и использования в качестве основы для создания собственных кастомных WMS-решений. Это инструмент для специалистов, а не для конечного бизнес-пользователя.
В России он может применяться в очень ограниченных случаях:
- ИT-компаниями для построения собственного WMS-продукта;
- в учебных заведениях для изучения принципов работы складских систем;
- технически подкованными командами с уникальными требованиями, которые не удовлетворяют рыночные решения.
Бесплатная лицензия (само ПО) не означает нулевой стоимости владения. Вам потребуются высокооплачиваемые разработчики для адаптации системы под ваши нужды, интеграции с другим ПО и дальнейшего поддержания ее в рабочем состоянии. Эти затраты почти всегда превышают стоимость лицензии и внедрения готовых коммерческих продуктов для малого и среднего бизнеса.
Для подавляющего большинства российских компаний, которые ищут готовую к работе WMS, решение с открытым кодом вряд ли будет практичным выбором. Рынок почти полностью принадлежит коммерческим проприетарным и SaaS-решениям, перечисленным в таблице.
Однако у опытных и целеустремленных разработчиков может получиться новый уникальный продукт, способный составить конкуренцию коммерческим аналогам.
Специализированные и отраслевые решения
Кроме перечисленных выше, на рынке есть еще ряд WMS, которые могут быть рассмотрены при выборе подходящего решения. Вот лишь некоторые продукты, не вошедшие в основной обзор.
GT Stock WMS: контроль и мультисклад
Система управления складом на базе «1С: Предприятие» c Android-приложением. Охватывает все операции: приемку и отбор товара, размещение на складе, перемещение между ячейками, инвентаризацию, комплектацию заявок, отгрузку. Может быть настроена под специфические процессы организации.
YARUS WMS: адаптивность и цифровой двойник
YARUS WMS позволяет оптимизировать работу складского персонала, в режиме реального времени вести учет нахождения товара или его перемещения, минимизировать ошибки при комплектации и сборке заказов. Она может эффективно использоваться в продуктовом ретейле, на складах отделочных и строительных материалов, в дистрибуции ТНП, на производственных и коммерческих складах.
VIKI.JET.WMS: скорость и мобильность
Процессно-ориентированная WMS-система управления складами и складскими комплексами, разработанная белорусской компанией на платформе .Net Core. Система отличается поддержкой различных баз данных (PostgreSQL и Microsoft SQL Server) и предлагает гибкую настройку под специфику предприятия. По сообщению разработчиков, поддерживает более 30 млн операций в месяц и более 500 одновременных пользователей.
Заключение
Выбор подходящей именно вашему бизнесу WMS-системы очень и очень непростая задача. Данный обзор может служить лишь отправной точкой для вашего собственного исследования. Малые предприятия могут начать с изучения облачных сервисов, но крупным нужно детально изучить функционал каждой системы. О том, на каких принципах строятся наиболее мощные корпоративные системы управления складом для среднего и крупного бизнеса, читайте в предыдущем материале.
Опубликовано 28.10.2025



