Патентные войны
Автор
Сергей Грицачук
Патентный троллинг - настоящие бедствие как для покупателей, так и для всего рынка. И прогресс тормозит заодно.
Что такое патентные войны
Какие патентные споры самые громкие
Тормозят ли патентные войны развитие рынка
Что такое патентные войны
История патентного троллинга (а именно так называется этот механизм) не нова и уходит корнями в далекое прошлое. Считается, что подобная практика ведет свое начало от братьев Райт, изобретателей первого самолета: они судились за патенты, которыми действительно обладали, но не использовали их в производстве. Потом эти патенты продали третьей фирме, а та, в свою очередь, начала взимать 5%-ную контрибуцию со всех желающих воспользоваться технологией.
Отличился и изобретатель телефона Александр Белл, подав за 11 лет около 600 судебных исков в защиту своего авторского права. Но настоящий прецедент создала компания Texas Instruments: отстаивая в середине 1980-х свои интересы на рынке, она сумела обязать производителей выплачивать лицензионные сборы в размере $250 млн в год. Так что именно ей мы обязаны появлением столь ловкого механизма повышения доходов.
Фактически патентный троллинг тоже бизнес. Возникший на почве желания заработать любой ценой, он стал причиной громкого противостояния между крупными компаниями. Собственно, сами компании-тролли изначально не имели ничего общего с крупными производителями: они начали скупать патенты, а потом предъявлять иски к корпорациям, требуя выплаты отступных. Начало этой практике положил адвокат Раймонд Ниро (Raymond Niro), скупивший несколько патентов, связанных с технологией телефонного автоответчика. Судебные иски в отношении 40 компаний-ответчиков (в том числе AT&T, IBM, Sony и Dell) принесли ему $65 млн, которые он направил на покупку новых патентов и на новые тяжбы, которые в итоге сделали его мультимиллионером. Этой же деятельностью вскоре занялись сотни компаний, третируя производителей электроники, ПО и даже медицинских препаратов. Однако названия этих троллей, несмотря на их огромные фонды и значительные доходы, никому не известны, кроме специалистов.
Всего за пять лет (2007–2012) количество исков удвоилось, а количество пострадавших компаний утроилось, превысив 6 тыс.
Неудивительно, что последние, «ожегшись на молоке», сами приступили к активной скупке и регистрации патентов. От этих действий до идеи применить троллинг против конкурентов оставался всего шаг, и в эпоху кризиса многие его сделали. Причем даже те, кто до этого с осуждением относился к подобной идее, поскольку сам был вынужден защищаться. Конечно, это классический прием недобросовестной конкуренции, но возможность нанести финансовый ущерб оппоненту или блокировать поставки его продукции оказалась чересчур заманчивой, что в итоге и привело к столь глобальному размаху патентных споров. К примеру, HTC выплачивает Microsoft по $5 за каждый проданный смартфон на платформе Android, соответственно уже за один только квартал компания из Редмонда получила больше $35 млн (!).
Поднаторев в умении качественно «выдоить» ответчика, тролли стали предлагать свои услуги другим компаниям, но уже в качестве борцов за права, вследствие чего и получили новое название – «патентные агрегаторы». Разумеется, далеко не всегда это делается напрямую: на практике реализуются всякие хитрые схемы, в которых главные участники-заказчики остаются в тени, и могут спокойно открещиваться от любых возможных претензий.
Схемы схемами, но споры крупных игроков на рынке смартфонов стали настолько громкими, что термин «патентные войны» докатился и до обывателей, став темой многочисленных дебатов. Казалось бы, что нам до методов добычи денег корпорациями? А то, что все они бьют по карману именно нас, покупателей, ведь отчисления в бюджет победителя покрываются из стоимости устройств и ПО побежденного.
Какие патентные споры самые громкие
Начавшись с известного противостояния Apple – Samsung (не закончившегося и по сей день), вирус патентных конфликтов постепенно охватил практически всех крупных игроков, в том числе Google, Microsoft, Nokia, Motorola и Blackberry (см. диаграмму и таблицу).
Упомяну о самых громких спорах.
Итак, Apple и Samsung не поделили некоторые технологии в своих смартфонах. Началось с того, что американцы обвинили корейцев в плагиате дизайна устройств, последующие иски касались технологии передачи данных и пользовательского интерфейса. На сегодня исковых претензий более 50, и весы Фемиды поочередно склоняются то в одну, то в другую сторону.
Не менее громко прозвучали претензии Apple к HTC по поводу используемого ПО. Впрочем, этот спор, длившийся с 2010 года, урегулирован мирным 10-летним соглашением о сотрудничестве.
Относительно недавно возник спор между Oracle и Google: первая обвинила вторую в незаконном использовании структуры языка Java, а также готового кода в ОС Android. Суд согласился с двумя претензиями из четырех, но вердикт о выплате $1 млрд в пользу истца пока не вынесен.
Гораздо серьезнее выглядит конфликт между Microsoft и Google. Первая (в коалиции с Nokia) вменяет ответчику иск за нарушение почти 2000 патентов, 1200 из которых касаются основных функций современных мобильных ОС (и уже есть первые запреты о ввозе устройств на Android).
Судя по всему, это только начало. Недаром акулы рынка активно скупают патентные портфели. Так, Google приобрела Motorola Mobility (за $12,5 млрд), консорциум Apple-Microsoft-Oracle-Nokia купил портфель патентов Nortel (за $4,5 млрд), а Microsoft скупает права на использование технологий Novell и AOL ($1,45 млрд). К чему все это приведет, пока неизвестно, но борьба обещает быть нешуточной.
Тормозят ли патентные войны развитие рынка
Ответ однозначен: разумеется, да. Исследователи из Бостонского университета подсчитали, что убытки бизнеса от патентных войн в 2011 году достигли $29 млрд, а совокупный объем ущерба (начиная с 1990 года) приближается к 0,5 трлн долларов – гигантской сумме, которая могла бы быть вложена в НИОКР и послужить на благо технического прогресса.
Силы и средства, затрачиваемые на все эти конфликты, сдерживают продвижение новых устройств. Неудивительно, что искусственное повышение цен на продукцию участников войн ни в какой мере не способствует расширению рынка. Впрочем, и научно-исследовательская деятельность тормозится. Ведь даже Google, приобретая мобильное подразделение Motorola, не преследовало цели воспользоваться его специалистами и технологиями, а стремилась всего лишь пополнить портфель патентов.
Выводы
Патентные войны не ведут ни к чему хорошему: снижаются доходы производителей, уменьшаются инвестиции в НИОКР, сокращаются рабочие места, снижаются качество и ассортимент продукции с параллельным ростом цен на нее, растет нестабильность рынка. И все это неизбежно (разумеется, отрицательно) сказывается на мировой экономике.
Стоит ли надеяться на улучшение положения? Только если ведущие игроки соберутся за столом переговоров и придут к разумному компромиссу, прекратив этот безудержный дележ сфер влияния. Однако есть ли смысл взывать к разуму там, где замешаны огромные деньги?..
Какие патентные споры самые громкие
Тормозят ли патентные войны развитие рынка
Что такое патентные войны
История патентного троллинга (а именно так называется этот механизм) не нова и уходит корнями в далекое прошлое. Считается, что подобная практика ведет свое начало от братьев Райт, изобретателей первого самолета: они судились за патенты, которыми действительно обладали, но не использовали их в производстве. Потом эти патенты продали третьей фирме, а та, в свою очередь, начала взимать 5%-ную контрибуцию со всех желающих воспользоваться технологией.
Отличился и изобретатель телефона Александр Белл, подав за 11 лет около 600 судебных исков в защиту своего авторского права. Но настоящий прецедент создала компания Texas Instruments: отстаивая в середине 1980-х свои интересы на рынке, она сумела обязать производителей выплачивать лицензионные сборы в размере $250 млн в год. Так что именно ей мы обязаны появлением столь ловкого механизма повышения доходов.
Фактически патентный троллинг тоже бизнес. Возникший на почве желания заработать любой ценой, он стал причиной громкого противостояния между крупными компаниями. Собственно, сами компании-тролли изначально не имели ничего общего с крупными производителями: они начали скупать патенты, а потом предъявлять иски к корпорациям, требуя выплаты отступных. Начало этой практике положил адвокат Раймонд Ниро (Raymond Niro), скупивший несколько патентов, связанных с технологией телефонного автоответчика. Судебные иски в отношении 40 компаний-ответчиков (в том числе AT&T, IBM, Sony и Dell) принесли ему $65 млн, которые он направил на покупку новых патентов и на новые тяжбы, которые в итоге сделали его мультимиллионером. Этой же деятельностью вскоре занялись сотни компаний, третируя производителей электроники, ПО и даже медицинских препаратов. Однако названия этих троллей, несмотря на их огромные фонды и значительные доходы, никому не известны, кроме специалистов.
Всего за пять лет (2007–2012) количество исков удвоилось, а количество пострадавших компаний утроилось, превысив 6 тыс.
Неудивительно, что последние, «ожегшись на молоке», сами приступили к активной скупке и регистрации патентов. От этих действий до идеи применить троллинг против конкурентов оставался всего шаг, и в эпоху кризиса многие его сделали. Причем даже те, кто до этого с осуждением относился к подобной идее, поскольку сам был вынужден защищаться. Конечно, это классический прием недобросовестной конкуренции, но возможность нанести финансовый ущерб оппоненту или блокировать поставки его продукции оказалась чересчур заманчивой, что в итоге и привело к столь глобальному размаху патентных споров. К примеру, HTC выплачивает Microsoft по $5 за каждый проданный смартфон на платформе Android, соответственно уже за один только квартал компания из Редмонда получила больше $35 млн (!).
Поднаторев в умении качественно «выдоить» ответчика, тролли стали предлагать свои услуги другим компаниям, но уже в качестве борцов за права, вследствие чего и получили новое название – «патентные агрегаторы». Разумеется, далеко не всегда это делается напрямую: на практике реализуются всякие хитрые схемы, в которых главные участники-заказчики остаются в тени, и могут спокойно открещиваться от любых возможных претензий.
Схемы схемами, но споры крупных игроков на рынке смартфонов стали настолько громкими, что термин «патентные войны» докатился и до обывателей, став темой многочисленных дебатов. Казалось бы, что нам до методов добычи денег корпорациями? А то, что все они бьют по карману именно нас, покупателей, ведь отчисления в бюджет победителя покрываются из стоимости устройств и ПО побежденного.
Какие патентные споры самые громкие
Начавшись с известного противостояния Apple – Samsung (не закончившегося и по сей день), вирус патентных конфликтов постепенно охватил практически всех крупных игроков, в том числе Google, Microsoft, Nokia, Motorola и Blackberry (см. диаграмму и таблицу).
Упомяну о самых громких спорах.
Итак, Apple и Samsung не поделили некоторые технологии в своих смартфонах. Началось с того, что американцы обвинили корейцев в плагиате дизайна устройств, последующие иски касались технологии передачи данных и пользовательского интерфейса. На сегодня исковых претензий более 50, и весы Фемиды поочередно склоняются то в одну, то в другую сторону.
Не менее громко прозвучали претензии Apple к HTC по поводу используемого ПО. Впрочем, этот спор, длившийся с 2010 года, урегулирован мирным 10-летним соглашением о сотрудничестве.
Относительно недавно возник спор между Oracle и Google: первая обвинила вторую в незаконном использовании структуры языка Java, а также готового кода в ОС Android. Суд согласился с двумя претензиями из четырех, но вердикт о выплате $1 млрд в пользу истца пока не вынесен.
Гораздо серьезнее выглядит конфликт между Microsoft и Google. Первая (в коалиции с Nokia) вменяет ответчику иск за нарушение почти 2000 патентов, 1200 из которых касаются основных функций современных мобильных ОС (и уже есть первые запреты о ввозе устройств на Android).
Судя по всему, это только начало. Недаром акулы рынка активно скупают патентные портфели. Так, Google приобрела Motorola Mobility (за $12,5 млрд), консорциум Apple-Microsoft-Oracle-Nokia купил портфель патентов Nortel (за $4,5 млрд), а Microsoft скупает права на использование технологий Novell и AOL ($1,45 млрд). К чему все это приведет, пока неизвестно, но борьба обещает быть нешуточной.
Бренд | Годы | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Всего | |
Apple | 12 | 18 | 26 | 32 | 41 | 23 | 152 |
Hewlett Packard | 15 | 27 | 27 | 35 | 33 | 9 | 146 |
Samsung | 21 | 12 | 10 | 21 | 42 | 21 | 127 |
AT&T | 19 | 17 | 15 | 22 | 32 | 16 | 121 |
Dell | 13 | 8 | 28 | 21 | 35 | 9 | 114 |
Sony | 14 | 13 | 23 | 19 | 33 | 10 | 112 |
Microsoft | 23 | 16 | 22 | 12 | 30 | 8 | 111 |
Verizon | 17 | 13 | 13 | 17 | 25 | 23 | 108 |
HTC | 6 | 15 | 11 | 22 | 29 | 15 | 98 |
LG | 15 | 12 | 10 | 22 | 28 | 11 | 98 |
Amazon | 9 | 5 | 13 | 20 | 35 | 10 | 92 |
14 | 10 | 16 | 10 | 29 | 9 | 88 | |
Research In Motion | 4 | 15 | 11 | 13 | 28 | 15 | 86 |
Nokia | 11 | 13 | 14 | 14 | 24 | 9 | 85 |
Panasonic | 13 | 12 | 20 | 12 | 19 | 6 | 82 |
Motorola Solutions | 13 | 17 | 12 | 20 | 9 | 9 | 80 |
Cisco | 19 | 9 | 13 | 15 | 16 | 6 | 78 |
Sprint Nextel | 15 | 12 | 13 | 8 | 18 | 11 | 77 |
Toshiba | 12 | 8 | 15 | 12 | 20 | 6 | 73 |
Deutsche Telekom | 13 | 9 | 11 | 9 | 16 | 8 | 66 |
International Business Machines | 12 | 4 | 13 | 12 | 10 | 7 | 58 |
Acer | 10 | 11 | 10 | 7 | 10 | 7 | 55 |
Best Buy | 7 | 4 | 12 | 13 | 17 | 2 | 55 |
Wal-Mart | 9 | 7 | 5 | 12 | 16 | 4 | 53 |
Asus Computer International | 2 | 11 | 9 | 5 | 18 | 7 | 52 |
hTC | 4 | 7 | 9 | 10 | 20 | 2 | 52 |
Intel | 4 | 10 | 15 | 13 | 5 | 3 | 50 |
Yahoo | 11 | 6 | 12 | 6 | 14 | 1 | 50 |
Fujitsu | 5 | 7 | 13 | 7 | 11 | 6 | 49 |
Oracle | 7 | 10 | 9 | 2 | 8 | 11 | 47 |
Источник: PatentFreedom |
|
|
|
Тормозят ли патентные войны развитие рынка
Ответ однозначен: разумеется, да. Исследователи из Бостонского университета подсчитали, что убытки бизнеса от патентных войн в 2011 году достигли $29 млрд, а совокупный объем ущерба (начиная с 1990 года) приближается к 0,5 трлн долларов – гигантской сумме, которая могла бы быть вложена в НИОКР и послужить на благо технического прогресса.
Силы и средства, затрачиваемые на все эти конфликты, сдерживают продвижение новых устройств. Неудивительно, что искусственное повышение цен на продукцию участников войн ни в какой мере не способствует расширению рынка. Впрочем, и научно-исследовательская деятельность тормозится. Ведь даже Google, приобретая мобильное подразделение Motorola, не преследовало цели воспользоваться его специалистами и технологиями, а стремилась всего лишь пополнить портфель патентов.
Выводы
Патентные войны не ведут ни к чему хорошему: снижаются доходы производителей, уменьшаются инвестиции в НИОКР, сокращаются рабочие места, снижаются качество и ассортимент продукции с параллельным ростом цен на нее, растет нестабильность рынка. И все это неизбежно (разумеется, отрицательно) сказывается на мировой экономике.
Стоит ли надеяться на улучшение положения? Только если ведущие игроки соберутся за столом переговоров и придут к разумному компромиссу, прекратив этот безудержный дележ сфер влияния. Однако есть ли смысл взывать к разуму там, где замешаны огромные деньги?..
Опубликовано 16.11.2012