Куда идет фото
Рынок фототехники за последние несколько лет здорово изменился: одни сегменты практически исчезли, на смену им пришли новые. А как чувствуют себя сами фотокамеры?
С зеркалом или без?
Несмотря на многочисленные утверждения, что зеркало фотокамере больше не нужно, профессионалы и увлеченные любители продолжают пользоваться DSLR. Уход же с рынка зеркалок Olympus трудно счесть опрометчивым шагом, учитывая сложное финансовое положение компании (некоторые ее топ-менеджеры тогда даже покончили с собой). Дело в том, что система 4/3 имеет серьезное ограничение – размер ее матрицы вдвое меньше 35-мм кадра.
Полнокадровую зеркальную камеру, например Canon 6D или Nikon D600, нетрудно приобрести за 50 тыс. рублей (без объектива). Olympus же не по силам тягаться даже с более простыми моделями. Но, по мнению многих, японский вендор до сих пор живет где-то в своем мире, предлагая ту же OM-D E-M1 аж за 60 тыс. рублей.
При этом матрица в ней вчетверо меньше Full Frame, оптического видоискателя со вспышкой нет, да и к другим аспектам серьезные вопросы.
Зато конкуренты не дремлют. Скажем, Sony Alpha A7R, несмотря на формальную принадлежность к «зеркальной» серии, оснащена байонетом E. Конечно, это не совсем честно, создает путаницу, зато в своем классе – настоящий прорыв.
Где еще вы видели полнокадровую системную камеру за 55 тыс. рублей? Кстати, Sony Alpha A7 стала лакомым кусочком для любителей старых объективов, ведь компактные камеры имеют существенно меньший рабочий отрезок – для байонета E он равен 18 мм. С другой стороны – серьезное ограничение в виде большей глубины резкости. Впрочем, для любительского «я на фоне башни, все резко» – то что надо.
Итак, наперекор прогнозам, зеркалки продолжают развиваться, хотя не обошлось без громкого скандала. Компания Nikon долго не хотела признавать проблему с полнокадровой D600. Дело в том, что пользователи заметили: спустя недолгое время на матрице появляется грязь, даже если объектив никогда не снимался с камеры.
Подозрения усилились, когда японцы уже через год обновили линейку, заменив D600 на D610, что для этого класса нетипично. Проблему признали только после коллективного иска, и теперь все владельцы 600-й могут обратиться в официальный сервисный центр для замены затвора.
А вот в стане предвкушающих полнокадровую модель Pentax так и продолжают ждать. «Зеркальный» ряд вендора расширился и вверх (K-3), и вниз (K-500), но вот полного кадра до сих пор нет.
Среднеформатная 645Z никак не может претендовать на роль массового продукта. Впрочем, судя по отзывам членов пента-клуба, многие из ушедших на полный кадр Canon, Nikon или Sony потом возвращались.
Удивительно, но при огромных финансовых и технологических ресурсах не показала ничего запоминающегося Samsung. Во времена ее сотрудничества с Pentax казалось, южнокореянка вот-вот станет лидером рынка, однако компания резко сменила курс в сторону компактных системных камер, а серия NX так и не стала лучшей.
Долой фильтры!
Главной тенденцией стал отказ разработчиков от низкочастотного фильтра (Anti-Aliasing Filter) на матрице. Дело в том, что при высоком разрешении как самого сенсора, так и оптики встал вопрос дальнейшего повышения резкости и детализации изображения. Низкочастотный фильтр устанавливается на матрицу для борьбы с муаром при съемке повторяющихся структур (например, если на модели платье в мелкую полоску и т. п.). Несмотря на свою эффективность, AA-фильтр снижает резкость, «замыливая» объекты. Пионерами здесь стали Nikon D7100, Pentax K-5IIs, а также полнокадровый компакт Sony Cyber-Shot DSC-RX1R.
Впрочем, не просто же так ставили фильтр. Однако сегодня бороться с муаром можно и программно, так что большинство производителей просто возложили эту задачу на процессор камеры. А вот Pentax разработала специальную оптико-механическую систему эмуляции антимуарного фильтра (работает она благодаря микровибрациям матрицы). Первая модель, в которой она применяется, – Pentax K-3.
Компакты? Нет, не слыхали
Грустно смотреть на то, что происходит с Canon. Еще пару лет назад я писал, что слишком долгое лидерство на рынке влечет потерю связи с реальностью. Новые зеркалки Canon стали проигрывать конкурентам даже по качеству материалов корпуса, но какое-то время компании удавалось «выезжать» за счет громкого имени. В принципе камеры Canon покупают и сейчас, да и в профессиональном сегменте все не так плохо. Но основные деньги делаются на массовых и недорогих моделях – «мыльницах», а этот сегмент сокращается столь стремительно, что не каждый игрок успевает отреагировать. Компактные камеры снизу вытесняются смартфонами: устройства типа IXUS больше не нужны – проще сделать «селфи» на айфон. К качеству снимков у таких фотографов не было особых претензий и раньше, да и смартфон всегда с собой, в отличие от фотоаппарата.
Опубликовано 07.05.2014