Куда идет фото

Логотип компании
Куда идет фото
Рынок фототехники существенно трансформировался. Появились новые сегменты, а большинство старых теряют в весе, а то и вовсе исчезают.

Рынок фототехники за последние несколько лет здорово изменился: одни сегменты практически исчезли, на смену им пришли новые. А как чувствуют себя сами фотокамеры?

С зеркалом или без?

Несмотря на многочисленные утверждения, что зеркало фотокамере больше не нужно, профессионалы и увлеченные любители продолжают пользоваться DSLR. Уход же с рынка зеркалок Olympus трудно счесть опрометчивым шагом, учитывая сложное финансовое положение компании (некоторые ее топ-менеджеры тогда даже покончили с собой). Дело в том, что система 4/3 имеет серьезное ограничение – размер ее матрицы вдвое меньше 35-мм кадра.

Куда идет фото. Рис. 1

Полнокадровую зеркальную камеру, например Canon 6D или Nikon D600, нетрудно приобрести за 50 тыс. рублей (без объектива). Olympus же не по силам тягаться даже с более простыми моделями. Но, по мнению многих, японский вендор до сих пор живет где-то в своем мире, предлагая ту же OM-D E-M1 аж за 60 тыс. рублей.

Куда идет фото. Рис. 2

При этом матрица в ней вчетверо меньше Full Frame, оптического видоискателя со вспышкой нет, да и к другим аспектам серьезные вопросы.  

Зато конкуренты не дремлют. Скажем, Sony Alpha A7R, несмотря на формальную принадлежность к «зеркальной» серии, оснащена байонетом E. Конечно, это не совсем честно, создает путаницу, зато в своем классе – настоящий прорыв.

Куда идет фото. Рис. 3

Где еще вы видели полнокадровую системную камеру за 55 тыс. рублей? Кстати, Sony Alpha A7 стала лакомым кусочком для любителей старых объективов, ведь компактные камеры имеют существенно меньший рабочий отрезок – для байонета E он равен 18 мм. С другой стороны – серьезное ограничение в виде большей глубины резкости. Впрочем, для любительского «я на фоне башни, все резко» – то что надо. 

Свой путь нашла и Panasonic. Находясь в том же стане, что и Olympus (micro 4/3), она столь старательно адаптировала свои модели для съемки видео, что даже относительно недорогую Lumix DMC-G5 покупают именно как видеокамеру с возможностью фотосъемки, а не наоборот, используя ее в коммерческих целях.

Куда идет фото. Рис. 4

Итак, наперекор прогнозам, зеркалки продолжают развиваться, хотя не обошлось без громкого скандала. Компания Nikon долго не хотела признавать проблему с полнокадровой D600. Дело в том, что пользователи заметили: спустя недолгое время на матрице появляется грязь, даже если объектив никогда не снимался с камеры.

Куда идет фото. Рис. 5

Подозрения усилились, когда японцы уже через год обновили линейку, заменив D600 на D610, что для этого класса нетипично. Проблему признали только после коллективного иска, и теперь все владельцы 600-й могут обратиться в официальный сервисный центр для замены затвора.  

А вот в стане предвкушающих полнокадровую модель Pentax так и продолжают ждать. «Зеркальный» ряд вендора расширился и вверх (K-3), и вниз (K-500), но вот полного кадра до сих пор нет.

Куда идет фото. Рис. 6

Среднеформатная 645Z никак не может претендовать на роль массового продукта. Впрочем, судя по отзывам членов пента-клуба, многие из ушедших на полный кадр Canon, Nikon или Sony потом возвращались.

Удивительно, но при огромных финансовых и технологических ресурсах не показала ничего запоминающегося Samsung. Во времена ее сотрудничества с Pentax казалось, южнокореянка вот-вот станет лидером рынка, однако компания резко сменила курс в сторону компактных системных камер, а серия NX так и не стала лучшей.

Долой фильтры!

Главной тенденцией стал отказ разработчиков от низкочастотного фильтра (Anti-Aliasing Filter) на матрице. Дело в том, что при высоком разрешении как самого сенсора, так и оптики встал вопрос дальнейшего повышения резкости и детализации изображения. Низкочастотный фильтр устанавливается на матрицу для борьбы с муаром при съемке повторяющихся структур (например, если на модели платье в мелкую полоску и т. п.). Несмотря на свою эффективность, AA-фильтр снижает резкость, «замыливая» объекты. Пионерами здесь стали Nikon D7100, Pentax K-5IIs, а также полнокадровый компакт Sony Cyber-Shot DSC-RX1R.

Куда идет фото. Рис. 7

Впрочем, не просто же так ставили фильтр. Однако сегодня бороться с муаром можно и программно, так что большинство производителей просто возложили эту задачу на процессор камеры. А вот Pentax разработала специальную оптико-механическую систему эмуляции антимуарного фильтра (работает она благодаря микровибрациям матрицы). Первая модель, в которой она применяется, – Pentax K-3.

Компакты? Нет, не слыхали

Грустно смотреть на то, что происходит с Canon. Еще пару лет назад я писал, что слишком долгое лидерство на рынке влечет потерю связи с реальностью. Новые зеркалки Canon стали проигрывать конкурентам даже по качеству материалов корпуса, но какое-то время компании удавалось «выезжать» за счет громкого имени. В принципе камеры Canon покупают и сейчас, да и в профессиональном сегменте все не так плохо. Но основные деньги делаются на массовых и недорогих моделях – «мыльницах», а этот сегмент сокращается столь стремительно, что не каждый игрок успевает отреагировать. Компактные камеры снизу вытесняются смартфонами: устройства типа IXUS больше не нужны – проще сделать «селфи» на айфон. К качеству снимков у таких фотографов не было особых претензий и раньше, да и смартфон всегда с собой, в отличие от фотоаппарата.

Кстати, в этом году впервые за много лет Canon не присутствовала на главной фотовыставке – Consumer Electronics & Photo Expo. Но не буду сгущать краски – запаса доверия к этому бренду хватит еще не на один год, да и проблемы могут сказаться на бизнесе положительным образом. Менеджменту Canon пора бы понять: пришло время корректировать курс. Если будут сделаны правильные выводы, поклонники ветерана и весь рынок только выиграют.

Опубликовано 07.05.2014

Похожие статьи