Робот на службе у айтишников: пробовать или не стоит?
В последние два года спрос на ИТ-специалистов резко увеличился, у них стало больше задач. Как результат, их зарплаты сильно возросли. Поэтому некоторые компании начали искать альтернативу найму новых сотрудников. Одним из решений оказалась роботизация части операций, выполняемых ИТ-специалистами.
Основные преимущества
Несмотря на то что активное распространение программных роботов началось около пяти лет назад, сегодня RPA-технология стала достаточно зрелой, развитой, с понятным и быстро достижимым показателем business value. На рынке много говорят об ее использовании, например, для автоматизации процессов бухгалтерии, отдела закупок, HR-задач или роботизации операционных отделов. Однако роботы могут быть эффективными помощниками и для ИТ-специалистов.
Таких роботов, в частности, активно начинают создавать в России. Они, к примеру, помогают ИТ-команде снизить количество ошибок в процессе создания решений, не допуская их при выполнении стандартизированных операций, могут повысить производительность труда ИТ-специалистов за счет быстрого исполнения поставленных задач. Качество обслуживания пользователей благодаря оперативной работе RPA тоже растет – роботы способны быстрее сотрудников техподдержки откликаться на запросы и разрешать простые инциденты.
Место в работе команды
Программные роботы могут успешно применяться для выполнения обширного ряда операций, например мониторинга серверов и приложений. Технология RPA позволяет автоматизировать выключение, перезагрузку и перезапуск серверов в случае возникновения непредвиденных ситуаций. В результате затраты на обслуживание оборудования снижаются, а качество сервиса, наоборот, повышается, так как роботы работают в любое время, в том числе в нерабочие часы и праздники. Кроме того, им можно поручить установку приложений на множество машин одновременно: скорость процесса от этого не изменится, а ресурсы команды будут высвобождены для решения других задач.
Роботам не свойственны усталость, выгорание, плохое самочувствие – поэтому они всегда предельно сконцентрированы на выполняемой операции, какой бы рутинной она ни была. В частности, именно поэтому программные роботы зачастую используются для распределения обращений пользователей.
Не менее эффективно роботы могут применяться для разблокировки учетных записей и сброса паролей пользователей. Они самостоятельно проверяют их данные и, если итоги проверки положительны, предпринимают необходимое действие по разблокировке или передают задачу сотруднику технической поддержки.
Еще один яркий пример – миграция данных: роботы помогают ускорить этот процесс, при этом сохранность данных гарантируется та же, что и при переносе вручную.
Предел возможностей
Несмотря на то что роботы постоянно совершенствуются, их работа остается механической, что ограничивает возможности их применения в разработке программного обеспечения. Как известно, этот процесс во многом состоит из поиска закономерностей и генерации идей – работы интеллектуальной и творческой, непосильной для робота ни сейчас, ни в ближайшем будущем.
Таким образом, о полной замене ИТ-специалистов роботами и речи быть не может. Их активное применение не только в рутинных, повторяющихся операциях, но и для повышения качества обслуживания еще только начинается. В период пандемии успешных примеров полномасштабного использования роботов для решения ИТ-задач стало гораздо больше. Сказывается и любопытство: немалому количеству айтишников свойственно желание протестировать ту или иную инновацию спустя какое-то время ее присутствия на рынке.
Полноценная альтернатива
В зависимости от направления деятельности и уровня цифровизации компании ей необходим тот или иной состав ИТ-команды. В случае если работа связана с простыми программными продуктами, достаточно так называемых «кодеров» – специалистов, пишущих код, и тестировщиков относительно небольшой квалификации. Многие их функции могут выполняться роботами.
Если же компания связана со сложными программными продуктами, в особенности инновационными, она нуждается в большом количестве квалифицированных разработчиков, аналитиков, дизайнеров, руководителей проектов, пишущих тестировщиков. Именно они будут составлять большую часть ИТ-команды, а робот поможет ей, взяв на себя какой-то объем задач по тестированию, обслуживанию ИТ-продуктов, работе с обращениями пользователей, однако его роль будет незначительна.
Главные заинтересованные
Среди компаний, в которых работа ИТ-специалистов состоит главным образом из рутинных операций и техподдержки, внедрять роботов в первую очередь следует тем, у кого уже автоматизирован ряд задач других сотрудников. Речь идет, к примеру, о бухгалтерах или представителях HR-департамента. Такие компании смогут быстрее внедрить RPA в работу ИТ-специалистов, так как понимают особенности этого процесса.
Кроме того, роботы объективно необходимы организациям, которые хорошо знакомы с понятием «горящий проект». В условиях, когда нет времени или финансовых ресурсов на пополнение команды, а задачи требуют срочного решения, компания может освободить имеющихся сотрудников от рутины при помощи робота. Его «наем» потребует меньше времени и средств, чем поиск опытного ИТ-специалиста.
Как видим, несмотря на активное развитие программных роботов, число их потребителей в ИТ-сфере пока ограниченно. Однако в перспективе пяти лет эти масштабы серьезно возрастут. Всё будет зависеть от популяризации успешных примеров внедрения RPA и повышения открытости российского бизнеса к инновациям.
Опубликовано 20.04.2022