Асоциальная Украина, или Ни хлеба, ни зрелищ!

Логотип компании
Асоциальная Украина, или Ни хлеба, ни зрелищ!
Проигнорировав юридическую составляющую вопроса и потенциальные желания граждан, президент Украины решил, что наложит вето на Интернет.

 

– Кому говорю! – грозил старец исцарапанным посохом толстому дубу. – Я сказал – передвинься! Как смел ты бросить на меня тень и помешать мне греться на утреннем солнышке? Передвинься немедленно, слышишь?

Дерево не отвечало. И, конечно, с места не двигалось.

Маргарет Уэйс, Трейси Хикмэн,

Драконы Осенних Сумерек

 

Трудно предположить, каким будет следующий указ украинского конфетного президента Порошенко. После вступления в силу 17 мая 2017 года «решения № 133/2017 от 15 мая 2017 года “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 28 апреля 2017 года”» жители сопредельного государства незамедлительно утратили доступ к социальным сетям «Одноклассники» и «ВКонтакте», а также к сервисам «Яндекса», mail.ru и ряду других, менее популярных интернет-ресурсов. Впрочем, острые на язык журналисты уже прикинули, что наиболее вероятными могут стать указы о запрете дождя и/или поголовном запрете всем жителям Украины смотреть телевидение и читать книги.

Безусловно, это несколько утрированное суждение, но факт остается фактом: полностью проигнорировав опыт других государств, юридическую составляющую вопроса и потенциальные желания граждан, президент Украины решил, что одним росчерком пера наложит вето на Интернет. Что ж, по всей видимости, ему никто не удосужился объяснить, что сделать это технически невозможно, а юридическая составляющая документа есть прямое нарушение Конституции. Тем не менее ряд крупнейших провайдеров, демонстрируя свою лояльность власти, практически мгновенно забанили неугодные домены по IP-адресам и названиям, вызвав бурю недовольства среди сетевых жителей, не обладающих глубокими познаниями в компьютерных технологиях и политических настроениях.

Почему именно среди них? Все просто: прошаренные пользователи ПК незамедлительно решили проблему за счет собственных познаний в перенаправлении трафика, а те, кто таковыми не обладал, попросту загуглили, ведь ответ на вопрос «как обойти запрет на посещение заблокированных сайтов?» услужливо предоставляет масса ресурсов, в том числе форумы и социальные сети. Очевидно, что тем, кому не удалось справиться с настройками, тут же помогли более опытные товарищи, и шквал обиженных цензурой незамедлительно сошел на нет.

К слову, подобная ситуация наблюдается и в России, где, в отличие от Украины, сайты блокируются не по прихоти властей, а исключительно решением суда. Так, на текущий момент в списке Роскомнадзора зарегистрировано 71 866 запрещенных сайтов, в том числе много украинских, в частности «РБК-Украина», «Цензор.Нет», «Лига.нет» и др. общей численностью 1946 сайтов с доменом .ua. Безусловно, в России запрещают и группы в «Вконтакте», если они носят непристойный, провокативный или опасный для сообщества характер, а владельцев соцсети принуждают удалять вредоносный контент.

Но все-таки удалять опасный, провокативный, асоциальный или антигосударственный контент — одно, а лишить пользователей права на доступ к ресурсам Интернета — совершенно другое. Многие пользователи запрещенных ресурсов уже заподозрили, что дело не в добрых намерениях оградить неразумных соотечественников от опасной информации, а в чем-то совсем другом, не настолько очевидном. Кстати, очень вовремя подоспело и внезапное выступление малоизвестного даже в узких кругах «эксперта»: некто Александр Федиенко, председатель правления интернет-ассоциации Украины, заявил, что это дело не только должное, но и весьма затратное.

По словам Федиенко, блокировка «ВКонтакте» и «Одноклассников» может привести к ограничению доступа и к другим интернет-ресурсам, а для полной блокировки российских сайтов понадобится два и более лет и сумма около миллиарда долларов. «Заблокировать сайты возможно, но, скорее всего, мы будем блокировать не отдельные сайты, а всю автономную систему, на которой находятся эти сайты и другие платформы, которые не перечислены в санкциях, – подчеркнул он. – То есть пользователь украинского сегмента Интернета в конечном случае будет лишен не только доступа к той же “ВКонтакте” но и до других платформ, находившихся на этих системах» (орфография автора сохранена).

Каково, а? Миллиард — это уже серьезная сумма. Оставим на совести Федиенко дикие термины «автономную систему для размещения сайтов» и «платформу ВКонтакте». Но зачем нужны такие титанические расходы? Оказывается, у «специалиста по Интернету» есть ответ: по его мнению, эти деньги понадобятся провайдерам, дабы «расширить парк оборудования и наращивать его мощность, чтобы успешно справляться с блокировкой ресурсов, попавших под запрет». Вот так-то, и никак иначе. Впрочем, представители украинских интернет-провайдеров и операторов сотовой связи, видимо, о неминуемом расширении парка оборудования не в курсе, поэтому просто добавили пару десятков строчек в конфигурацию сетевых шлюзов-маршрутизаторов и радостно отрапортовали о выполнении указа президента Порошенко.

Но это не столь важно, гораздо важнее, что теперь наверняка воспоследует указ о необходимости создать план работ по блокировке, зарезервировать под него деньги из бюджета (читай – кармана обывателей) и начать активное сотрудничество с провайдерами. А также создать несколько комиссий, ответственных за контроль над выполнением постановлений, изданных в этом направлении. Словом, проделать стандартный набор действий, предшествующих распилу бюджетных средств. Ведь надо же как-то Порошенко и его миньонам заработать на грядущую предвыборную компанию, в конце концов!

Увы, политические деятели на самом высшем уровне умудряются совершать дикие поступки, которые продиктованы исключительно жаждой наживы. И это очень грустно. Но народ не разделяет мнения своего «гаранта»: если в первые дни украинская аудитория на российских ресурсах сократилась с 22,7 до  9,1 млн (20 мая), то уже через день вновь начала расти. На сегодня снижение числа украинских пользователей в соцсетях составляет не более 3% в сутки. Зато резко возросла нагрузка на VPN-сервисы, такие как немецкий ZenMate, а это неоспоримо свидетельствует, что украинцы очень быстро освоили простейшие способы обхода несуразных запретов.

Читайте также
Правила формирования промптов немного отличаются от одной нейросети к другой, в том числе в зависимости от их специализации, например на определенных типах контента, однако имеют множество общих черт. О них и поговорим сегодня, приблизившись на пару шагов к идеальному промпту

Опубликовано 09.06.2017